Купля-продажа объектов недвижимого имущества всегда вызывала у государства неподдельный интерес. В первую очередь интерес обусловлен тем, что, к сожалению, ежегодно осуществляется огромное количество сделок передачи прав на собственность, которые по своей сути незаконны.
В настоящий момент все подобные сделки подлежат обязательной государственной регистрации, и передача имущественных прав строго регулируется несколькими видами нормативно-правовых актов.
В настоящей статье речь пойдёт о преступлении, проявляющемся в регистрации сделок по купле-продаже земли, которые заведомо являются незаконными и ни при каких обстоятельствах не должны быть внесены в установленные реестры.
Какая ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей и другим недвижимым имуществом.
Состав и ответственность
В Уголовном кодексе под рассматриваемую тему выделена специальная статья под номером 170, положения которой выглядят следующим образом:
Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Итак, как видно из вышеприведённого положения ст. 170 УК РФ, в составе преступления выделено три действия:
- регистрация сделок, незаконность которых была заведомо известна;
- искажение имеющихся сведений;
- занижение кадастровой стоимости недвижимости.
Сразу стоит отметить, что как-то объединить все объекты недвижимого имущества в один состав невозможно, так как существует огромное количество разновидностей видовых категорий, законность которых регулируются отдельными нормативно-правовыми актами. Соответственно, рассматриваемое преступление отличается скрытностью и скрупулёзной подготовкой реализации замысла.
Также субъектом преступления, как уже понятно из описанной статьи 170, может быть только должностное лицо, уполномоченное на утверждение и непосредственную регистрацию сделки с недвижимым имуществом, на внесение определённых сведений в кадастровый реестр и на определение размеров платы за пользование землёй. В качестве мотива выступает личная заинтересованность, в том числе отягощённая материальным интересом. Субъективная сторона преступления по ст. 170 УК РФ характеризуется вышеописанными тремя действиями, которые можно обозначить как: регистрация, искажение и занижение.
Отсюда следует, что состав преступления является оконченным с момента фактического выполнения одного или нескольких из приведённых действий, например, с момента фактической регистрации, то есть проставление подтверждающей печати и подписи уполномоченного лица.
Смежное деяние
В 2015 году ФЗ № 228 в Уголовный кодекс была введена статья под номером 170.2, устанавливающая наказание за внесение ложных сведений об объекте недвижимости в целый ряд установленных документов, а именно:
- Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов.
Как видно, субъектом по ст. 170.2 может быть также только должностное лицо, которое, используя своё должностное положение, внесло заведомо незаконные, ложные сведения.
В число установленных документов входят:
- межевой план – это документ, состоящий из графической и текстовой части, включающий в себя сведения кадастрового плана и иных форм и выписок, с указанием имеющихся границ, реальной площади и иных составляющих, которые имеют непосредственное отношение к отдельно взятому земельному участку;
- технический план – это документ, в котором указываются точное месторасположение объекта недвижимости (координаты), а также контурное обозначение внутренних построек и сооружений, размеры которых определены с помощью геодезических обмерных работ;
- акт обследования – это документ, составляемый кадастровым инженером по факту осмотра здания или сооружения для удостоверения в его реальном выходе из строя из-за гибели или уничтожения;
- проект межевания земельного участка – это документ, с помощью которого определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счёт земельной доли или земельных долей;
- карта-план территории – это результат определённого количества кадастровых работ, произведённых по отношению ко всем объектам, находящимся на территории установленного смежного кадастрового квартала, в котором указываются все имеющиеся границы, он содержит текстовые пояснения и удостоверения определённых видов проделанных работ.
Соответственно, на основе всего вышеописанного, любые сведения, носящие ложный характер, внесённые умышленно в документы из приведённого списка, при этом последствия этого деяния носили крупный характер, в таком случае содеянное будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 170.2 УК РФ.
Крупным ущербом в настоящей статье и в смежных с ней положениях, в соответствии с примечанием законодателя, признаётся сумма в диапазоне от 2250000 рублей до 9000000 рублей, а сумма выше 9000000 признаётся особо крупным ущербом.
- Те же деяния, причинившие особо крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.
Санкционная составляющая не подразумевает физического лишения свободы, и максимальная её форма выглядит, как одногодичные исправительные работы с ограничением возможности заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности на срок до 3-х лет.
Заключение
Рассмотренная тема по своей сложности конкурирует с большей частью имеющихся в Уголовном кодексе преступлений, так как охватывает огромное количество других нормативно-правовых актов, о чём уже говорилось выше, в том числе Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, Федерального Закона № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Но отдельно стоит отметить, что, несмотря на такое количество правовых актов, реальная судебная практика не может «похвастаться» обилием дел по ст. 170 и 170.2, что ещё раз подтверждает сложность рассмотренного преступления.
Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/ekonomika/otvetstvennost-za-registratsiyu-nezakonnyh-sdelok-zemlej.html
Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом и ответственность по УК РФ
Современное уголовное законодательство Российской Федерации регулирует большой пласт экономических правоотношений. При появлении новых нормативных актов их исполнение зачастую зависит от санкций за ненадлежащее поведение. Так повелось и в сфере имущества. Регистрация незаконных сделок с землей и недвижимостью преследуется по закону.
Процесс регистрации и его нормативная основа
Законодательные начала правил сделок с недвижимым имуществом и их регистраций были заложены в ФЗ № 122 от 21 июля 1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако к 2015 году он устарел, а его место занял ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Акт объединил реестры кадастровых ведомств и Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), упразднил свидетельства о регистрации прав
Старые нормы законодательства полностью утратят силу к 2020 году.
Все сделки с недвижимостью проходят обязательное утверждение в Росреестре. В качестве подтверждения выдается справка. Определение сделки, в свою очередь, заложено в ст. 153 Гражданского кодекса РФ. В том же акте даны и основные условия ее действительности.
Упрощение и обновление данных механизмов не могло не оставить отпечаток на уголовной составляющей. С одной стороны, при слаженной работе компетентных органов количество преступлений должно резко упасть. Но в случае высокой коррумпированности правомочных лиц совершать аферы стало гораздо проще.
Скачать для просмотра и печати:
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Статья 153 Гражданского кодекса РФ «Понятие сделки»
Понятие преступления, его особенности и состав
Определение рассматриваемого преступления дано в ст. 170 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ней, незаконными считаются:
регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Это охватывает сразу несколько аспектов:
- первоначальный этап узаконивания сделки;
- последующее внесение заведомо ложных сведений в государственные реестры.
Следует понимать, что данный деликт является специальным — совершить его может лишь должностное лицо, находящееся на государственной службе. Изобличение преступления — сложная задача, так как подобные преступления зачастую имеют за собой длительный этап подготовки, а регистрация незаконных сделок с землей и недвижимостью осуществляется проверенным исполнителем.
При этом противоправное деяние зачастую имеет черты смежных составов, что также осложняет квалификацию.
Отдельная проблема состоит в комплексном подходе при определении характера законности сделки. Общие основания их недействительности даны в гражданском законодательстве, а специальные — в земельном. Поэтому при следственных действиях возможно привлечение экспертов из других областей права.
Например, в соответствии с ч.2 ст. 37 Земельного кодекса РФ недействительной является сделка, при которой последующее распоряжение участком земли становится ограниченным.
Именно регистрация такой сделки будет считаться преступным деянием.
Субъект преступления — физическое, всегда должностное лицо, обладающее особыми полномочиями, позволяющими вносить изменения в государственные реестры, налоговые бумаги и кадастровые документы.
Субъективную сторону составляет прямой умысел. Человек, осуществляющий такие действия, всегда представляет себе их результат, а также вред, который нанесет экономической среде, гражданам, юридическим лицам и государству. Важным условием является заинтересованность в совершении деяния самим лицом. Она может быть двух видов:
- корыстная (в том случае, когда деяние совершается с целью материального обогащения (здесь появляется смежный состав — ст. 290 УК РФ «Получение взятки»), либо получения ответной помощи от адресата противоправной услуги);
- личная или иная (в том случае, когда служебное положение используется с целью решить собственные проблемы, либо оказать содействие близкому, другу и т. п.).
Цель совершения также состоит в обогащении, либо ином улучшении положения ответственного лица.
В качестве результата своих действий преступник предполагает узаконивание недействительной в нормальных для гражданского оборота условиях сделки. При этом субъект понимает, что никаких предпосылок к легальности в такой ситуации нет.
- Объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с оборотом земельных участков и недвижимости, государственной регистрацией сделок, а также их последующим узакониванием.
- Предмет этого противоправного деяния — данные реестров, официальные справки и иные документы, посредством которых проходит регистрация сделок.
- К объективной стороне относится осуществление противоправных поступков по регистрации изначально незаконных сделок, изменение данных реестров и кадастров. Эта деятельность может включать в себя:
- фиктивную проверку сведений, содержащихся в документах;
- проведение подставных экспертиз, замеров и осмотров;
- внесение в реестры заведомо неверных данных.
Все это должно входить в специальные полномочия субъекта.
Теория уголовного права относит состав ст. 170 к формальным. Это означает, что преступление является оконченным с момента совершения незаконных действий, предусмотренных диспозицией статьи, должностным лицом. Наличие или отсутствие негативных для государства и общества последствий в данном случае значения не имеет.
Норма права имеет ряд смежных составов. К таким относятся статьи 170.2 (внесение заведомо ложных сведений в межевой план), 198 и 199 (уклонение от уплаты налогов и сборов), 290 и 291 (дача и получение взятки).
Санкция за совершение деяний, предусмотренных вышеуказанной статьей, альтернативная:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей;
- обязательные работы до 360 часов с лишением права занимать определенную должность;
- лишение права занимать определенную должность сроком до 3 лет.
Данное наказание не только создает негативные последствия для лица, но и ограждает общественные отношения от правонарушений такого рода в дальнейшем.
Квалифицированных составов норма права не имеет.
Скачать для просмотра и печати:
- Статья 170 Уголовного кодекса РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»
- Статья 170.2 Уголовного кодекса РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории»
- Статья 198 Уголовного кодекса РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»
- Статья 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»
- Статья 290 Уголовного кодекса РФ » Получение взятки»
- Статья 291 Уголовного кодекса РФ «Дача взятки»
Судебная практика
После изменения законодательства в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, поменялись и особенности совершения преступлений.
Данный уголовный деликт совершается чиновниками всех уровней. Так один из судов Ростовской области установил нарушение, сделанное заместителем начальника службы государственной регистрации кадастра.
Служащий внес изменения в документацию по участку, сделка вокруг которого уже находилась в производстве гражданского суда как недействительная. Этот факт очевидно указывает на особую общественную опасность такого деяния, целью которого была фальсификация результата судебного разбирательства.
Впоследствии подсудимый был лишен права занимать соответствующую государственную должность на двухлетний срок.
Другой случай произошел в городе Череповце. Преступник не просто зарегистрировал заведомо недействительную сделку, но и способствовал внесению в ЕГРН ложных данных, став посредником при даче взятки. В итоге он был осужден и приговорен к штрафу.
Проанализировав статистические данные, напрашивается вывод, что количество реальных судебных дел, возбуждающихся по статье 170 УК РФ, не так уж и велико. Не всегда это означает большую прозрачность сферы регистрации сделок с недвижимостью. Скорее, это обусловлено скрытностью преступных схем и сложностью при инкриминировании и поиске доказательной базе.
В связи с обширностью темы судья не ограничивается только кодифицированными источниками права. Он использует и руководствуется постановлениями пленумов Верховного Суда РФ, например, по делам, касающимся земельных правоотношений, мошенничества, взяточничества.
После выявления преступных действий, помимо наказания виновных, аннулируется подложная информация, сделка считается недействительной.
Важно! Если в результате разбирательства было установлено, что в деяниях организаторов соглашений также присутствуют неправомерные моменты, они могут быть привлечены к делу, но только по другим статьям.
Экономические преступления создают большую опасность не только для государства, но и для благосостояния рыночной системы и граждан.
Их своевременное выявление и прекращение возможно только при взаимодействии следственных органов и компетентных специалистов в области гражданского и земельного права.
Видео о статье 170 Уголовного кодекса РФ
Источник: https://PravoNarushenie.com/finansovye/sdelki/registratsiya-nezakonnyh-sdelok-s-nedvizhimym-imushhestvom-i-otvetstvennost-po-uk-rf
Регистрация незаконных сделок с землей и недвижимым имуществом: ст. 170 УК РФ, состав преступления
Со вступлением в силу акта о госрегистрации в РФ объектов недвижимого имущества, а также сделок с ними, появилась норма в УК, предусматривающая ответственность за незаконность проведения данной процедуры (ст. 170).
В соответствии с законодательством все действия, связанные с участками и другой недвижимостью, должны быть оформлены в строго определенном порядке.
Информация об объектах и владельцах вносится в ЕГРП – государственный спецресурс, единая база данных.
Данная обязанность возлагается на госслужащих Федеральной службы по госрегистрации, которые должны осуществлять проверку всех операций с недвижимостью на предмет легальности и соответствия правовым положениям. Итак, давайте поговорим про внесение заведомо ложных сведений в межевой план и прочие, нарушающие сделку с недвижимостью обстоятельства.
Особенности злодеяния
Противоправное деяние относится к разряду специальных, т.е. лицо, совершающее нелегальные действия, должно состоять на госслужбе соответствующей инстанции. Злодеяние характеризуется несколькими самостоятельными составами, которые имеют схожие признаки.
Отличие кроется в объективном проявлении всех трех действий. О том, что является регистрацией незаконных сделок с землей, читайте далее.
Понятие
- целесообразного использования и оборота земельных наделов;
- неукоснительного выполнения норм и правил, связанных с порядком госрегулирования землепользования.
Предметом злодеяния выступает официальная документация:
- ЕГРП.
- Кадастр недвижимого имущества.
- Бумаги по налоговым платежам на землю или аренды.
Нормативные положения
В 2015 году в УК появилась новая смежная норма (ст. 170.2). Она предусматривает ответственность за оформление документации, связанной с образованием земельных наделов, с занесением в нее данных, которые не соответствуют реальному положению вещей. Так, диспозиция нормы предусматривает совершение отдельных актов по отношению к следующим официальным бумагам:
- план межевания;
- техплан;
- акт обследования;
- проект межевания земельного надела;
- карта-план местности.
Для наступления ответственности госслужащий должен совершить следующие действия: внести в указанную документацию ложные данные либо совершить подлог этих официальных бумаг. Состав является частным случаем по отношению к другим преступным посягательствам в области хозяйственно-экономической деятельности.
Обязательной характерной чертой злодеяния должна быть субъективная сторона – прямое намерение, и наступление общественно-опасного исхода, который выражается в причинении вреда гражданам, юрлицам и государству. Величина ущерба указана как крупная, т.е. свыше 1 млн. рублей. Квалифицирующая норма в ч. 2 предусматривает последствия в особо крупном объеме, т.е. суммы больше 6 млн. рублей.
Итак, теперь вы знаете что это такое, регистрация заведомо незаконных сделок с землей, поговорим и о правовой характеристике злодеяния.
Правовая характеристика
Противоправные деяния, обозначенные в ст. 170, имеют высокий уровень скрытности, поэтому получить реальную криминалистическую картину практически невозможно. Основной причиной этого является скрупулезная работа по подготовке к преступлению, невозможность сразу обнаружить потерпевшую сторону, поскольку она не явно выражена.
Данные злодеяния совершаются субъектом, обладающим специальными познаниями в области госрегистрации недвижимости, которые наделены определенными полномочиями.
Поэтому раскрываемость может затрудняться в связи с наличием множества дополнительных законодательных актов, регулирующих деятельность по госрегистрации.
Однако по статистике число отмеченных злодеяний ежегодно возрастает, и превышает более 100 уголовных дел в год.
Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом имеете и свой состав преступления по статье (ст.) 170 УК РФ, поговорим о нем далее.
О том, как происходит истребование недвижимости из чужого незаконного владения, расскажет этот видеосюжет:
Состав преступления и квалифицирующие признаки
Под составом злодеяния понимаются все характеризующие его признаки. Внешнее выражение противоправного деяния – это его объективная сторона и объект посягательства.
Объект
Серьезность и опасность для общества заключается в следующем:
- нарушение интересов страны (общественных и финансовых);
- увеличение фактов подкупности госслужащих;
- нарушение принципа о равенстве участков рынка недвижимого имущества, в том числе оборота земельных наделов;
Нелегальные действия с участками могут привести к следующим негативным моментам:
- вывод земель из с/х оборота;
- сосредоточение земли в руках одного лица;
- обращение наделов в объекты спекулятивных нелегальных операций;
- нарушение прав законных правообладателей.
Объективная сторона
Объективная сторона — это три самостоятельных действия:
- госрегистрация заведомо противоправных операций с недвижимостью;
- фальсификация учетных данных ЕГРП;
- уменьшение сумм платежей по сделкам с недвижимостью.
Госрегистрация противоправных операций с недвижимостью представляет собой совершение действий, которые противоречат положениям правовых актов, для придания сделки легальности, т.е. с возникновением правовых последствий. Однако оснований для госрегистрации такой операции нет и об этом известно должностному лицу. ГК предусматривает следующие виды операций с недвижимостью:
- приобретение вещных прав на землю и другие объекты недвижимости (наследование, право бессрочного пользования земельным наделом);
- приобретение обязательственных прав, вытекающих их договорных отношений (рента, дарение, купля-продажа и т.д.)
Кроме этого, подлежит госрегистрации прекращение и переход прав на объекты недвижимости. Все эти действия должны быть в установленном порядке удостоверены специально уполномоченным госрегистратором по заявлению правообладателя. Правила и порядок действий закреплены в специальном законе о госрегистрации недвижимости, который возлагает на должностных лиц ряд обязанностей:
- прием документации и проверка действительности предоставленных сведений;
- проверка объекта недвижимости на предмет правообладателя, ранее совершенных операций и наличия обременений;
- проведение правовой экспертизы легальности совершаемой операции;
- обнаружение причин для отказа в госрегистрации;
- отправка запросов другим инстанциям для подтверждения и получения достоверных данных и документации для госрегистрации;
- внесение информации в ЕГРП, выдача документа о госрегистрации и т.д.
Субъект и субъективная сторона
Субъект по ст. 170 является специальным – это должностное лицо, уполномоченное государством на совершение процедуры госрегистрации недвижимости. Госслужащий должен использовать свой статус по службе.
Субъективная сторона характеризуется преднамеренностью, т.е. указанные действия должны совершаться лицом с явно выраженным желанием. Обязательным условием умысла должна быть заинтересованность субъекта: меркантильная или персональная.
- Меркантильный интерес выражается в стремлении должностного лица получить прибыль от совершения противоправных действий.
- Иная заинтересованность может выражаться в оказании услуги участникам сделки как «своим» людям, в возможности получения связей с «нужными» людьми.
Данная статья не предусматривает квалифицирующих признаков, т.е. тех, которые отягчают ответственность.
Наказание и ответственность
Санкция статьи не только наказывает виновных лиц, но и расширяет возможности охраны земельных правоотношений, обеспечивает легальность деятельности госслужащих в области оборота земельных наделов и других объектов недвижимости.
А теперь рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по статье 170 УК РФ.
Судебная практика по ст. 170 УК РФ в отношении регистрации незаконных сделок с землей
По статистике уголовные дела о незаконной госрегистрации операций с недвижимостью возбуждаются в небольшом объеме. Соответственно судебная практика по делам данной категории незначительна.
Большинство преступлений данной категории относятся к коррупционным, только при наличии совершения их с корыстными намерениями.
Причина отсутствия практики по таким делам кроется в латентности преступных деяний, поэтому они плохо выявляются, по ним сложно собирается доказательственная база, и обнаруживаются виновные лица.
При столкновении с казусными обстоятельствами, возникающими в ходе рассмотрения подобных дел, судьи руководствуются постановлениями Пленумов ВС, связанных с делами о коррупции, о злоупотреблении служебными полномочиями, о мошенничестве.
При выявлении нелегальных операций с недвижимостью виновные лица привлекаются к уголовной ответственности, а внесенные данные в ЕГРП, кадастр или другие документы подлежат аннулированию в установленном порядке. Если в действиях участников сделок усматриваются нарушения закона, то они тоже привлекаются к делу, только по другим статьям УК.
Экономические преступления, среди которых нелегальные сделки с недвижимостью, принуждение к заключению подобных сделок, контрабанда и другие злодеяния — бич нашего времени. они потому так и азываются, что способны подорвать экономическое благосостояние государства.
В следующем видео представлены ответы юристов на популярные вопросы в отношении применения статьи 170 УК РФ:
Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/finansovye/ekonomicheskie/registratsiya-nezakonnyh-sdelok-s-zemlej.html
Регистрация незаконных сделок с землей
Там, где вращаются большие деньги (а сфера земельных отношений, конечно же, относятся к такой категории), неизбежно и проявление криминальных аспектов. Для их выявления и пресечения ради защиты интересов государства и иных собственников земли законодатели ввели в УК РФ специальную статью 170. Федеральным законом № 228-ФЗ от 13 июля 2015 года она была изложена в новой редакции, чтобы охватить все актуальные аспекты.
Какой состав преступлений содержится в статье 170 УК РФ?
Статья 170 УК РФ на самом деле объединяет и раскрывает три отдельных состава преступления в сфере земельных отношений. Прежде всего, это регистрация в официальных органах заведомо криминальных сделок с землей.
Столь же серьезными следует считать такие составы, как искажение учетных данных официального земельного кадастра российского государства, а также занижение размеров платежей за землю, которое производится умышленно.
Все три упомянутых состава обладают общими признаками, однако по объективной стороне имеются серьезные различия.
К этим общим признакам УК относит по указанной статье совершение таких преступных деяний исключительно должностными лицами. При этом должны присутствовать в их действиях прямой умысел, а также материальная или иная личная выгода.
Еще один общий признак – это то обстоятельство, что чиновники непременно должны использовать преимущества своего служебного/должностного положения. Нельзя забывать и о том, что деяния, подпадающие по указанную статью УК, имеют определенную особенность.
Определение их преступного характера не зависит от наступления последствий (например, в виде материального ущерба). Они считаются оконченными просто при совершении этих действий.
Задача данной статьи УК – обеспечить наиболее легальное и прозрачное использование земель, а также их охрану. Также следует защитить те законные права и интересы россиян, которые непосредственно связаны с земельными отношениями.
В чем признаки каждого отдельного состава преступления?
Особенность этой статьи УК в том, что последующий состав преступления планомерно вытекает из завершения предыдущего. За регистрацией нелегальных сделок с землей последует подмена данных учета Государственного земельного кадастра, а вслед за этим вполне можно ожидать и к преднамеренной корректировке в сторону снижения платежей за землю.
По оценке экспертов, общественная опасность указанного вида преступных деяний достаточно велика, что и вызвало необходимость принятия более актуальной версии закона.
Все эти действия определенных лиц с соответствующими полномочиями чреваты ростом коррупции в госаппарате, покушением на государственные интересы (в том числе и в экономике), выводом земель из оборота и иными негативными последствиями.
Если отсутствуют надлежащие основания совершение каких бы то ни было действий в отношении земли, то неизбежно вступает в действие Уголовный кодекс, о чем следует постоянно помнить
Государственная регистрация незаконных сделок с землей
Когда гражданин или юридическое лицо предпринимают некие шаги для воздействия на права субъектов в отношении земельных участков, эти права и обязанности могут быть незаконно прекращены, изменены или, напротив, установлены. Субъект, выполняющий такие действия, должен полностью осознавать, что они имеют заведомо незаконный характер.
Другой состав преступления по этой статье УК – это внесение в учетные документы таких данных, которые рисуют искаженную картину. Это затрагивает базовые документы Государственного земельного кадастра.
Объективная сторона еще одного состава преступления по указанной статье состоит в противоправном снижении параметров земельных платежей, а также в незаконном освобождением собственника (арендатора) от некоторых платежей за пользование землей.
Источник: https://www.juristbox.ru/registraciya-nezakonnyx-sdelok-s-zemlej/
Статья 170 УК РФ. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом
- Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
- наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- См. все связанные документы >>>
1. В статье предусмотрены фактически три самостоятельных состава преступления: 1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; 2) искажение сведений государственного кадастра недвижимости; 3) занижение размеров платежей за землю. Объединяет их то, что все они связаны с отношениями по поводу земли, совершаются с прямым умыслом должностными лицами, использующими при этом свое служебное положение, по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности.
2. Земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество), право собственности и другие вещные права на которые, а также сделки с которыми подлежат государственной регистрации (ст. ст. 131 и 164 ГК РФ).
Сделки, связанные с возникновением права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное землевладение и аренду земельных участков, а также ипотека (залог земельных участков) подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.
1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
В настоящее время полномочия на осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (см. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 ).
———————————
СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052.
3. Сделки с землей — это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ) в отношении земли.
В отношении земли и других природных ресурсов Гражданский кодекс РФ содержит специальные указания (п. 3 ст.
129), что они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Исключительно важными здесь являются положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
Незаконной является сделка с землей, совершенная в нарушение положений Гражданского кодекса и требований земельного законодательства. Прежде всего это сделки с землями, которые на основании закона исключены из оборота или ограничены в обороте, если в результате сделки происходит нарушение установленных ограничений.
Кроме того, во всех случаях незаконными следует считать так называемые ничтожные сделки (ст. 166 ГК РФ): не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ), совершенные с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ), мнимые и притворные сделки (ст.
170 ГК РФ), совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ), или малолетним (ст. 172 ГК РФ), и др.
4. Государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О Государственном кадастре недвижимости» , недвижимом имуществе.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
Государственный кадастр недвижимости ведется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, находящейся в ведении Министерства экономического развития РФ (см. п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).
Предметом рассматриваемого преступления являются основные документы государственного кадастра недвижимости. Искажение тем или иным способом (внесение ложной информации, подделки, подчистки и т.д.) сведений, содержащихся в этих документах, образует объективную сторону исследуемого преступления.
5. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платежей выступают: 1) земельный налог и 2) арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (ст. 65 Земельного кодекса РФ). Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов федерального значения Москвы и С.-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.
При этом могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных налогоплательщиков (ст. 387 НК РФ). Налоговым кодексом определены виды участков, не признаваемых объектом налогообложения (ст.
389), порядок определения налоговой базы, которой является кадастровая стоимость земельных участков, являющихся объектом налогообложения (ст. ст. 390 — 392), налоговые ставки (ст. 394), налоговые льготы (ст. 395).
Порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ст. 65 Земельного кодекса РФ).
6. Составы всех преступлений, предусмотренных ст. 170, по своей конструкции являются формальными. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и умышленное занижение платежей за землю влекут уголовную ответственность независимо от наступления в результате этих действий каких-либо последствий.
7. Субъектом каждого из этих преступлений может быть только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК и коммент. к нему), использующее свои служебные полномочия. С учетом вида совершенного деяния круг должностных лиц, ответственных за комментируемые преступления, различен.
8. Мотив преступлений определен в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность связана со стремлением субъекта получить от этих действий имущественную выгоду для себя или для своих близких лиц.
Подобная заинтересованность может реализоваться в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения за совершение одного из этих действий. В таком случае имеется совокупность преступлений, предусмотренных ст.
170, и получения взятки.
Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь из данных действий выгоду неимущественного характера, обусловленном такими, к примеру, побуждениями, как родственные или приятельские чувства, желание угодить нужному человеку, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, получить взаимную услугу и т.п.
9. Искажение сведений государственного кадастра недвижимости является специальной нормой по отношению к служебному подлогу (ст. 292 УК). Ответственность наступает по специальной норме.
Источник: https://RuLaws.ru/uk/Razdel-VIII/Glava-22/Statya-170/
10 Регистрация незаконных сделок с землей
Регистрация
незаконных сделок с землей (ст. 170
УК).
Закон
предусматривает уголовную ответственность
за регистрацию заведомо незаконных
сделок с землей, искажение учетных
данных государственного земельного
кадастра, а равно умышленное занижение
размеров платежей за землю, если эти
деяния совершены из корыстной или иной
личной заинтересованности должностным
лицом с использованием своего служебного
положения.
Данная
статья является новой. Она предусматривает три
самостоятельных состава преступления, имеющих
общие признаки, но различающихся по
объективной стороне. Общими
признаками составов преступлений по
данной статье являются: их совершение
должностным лицом, т.
е, наличие
специального субъекта; прямой умысел,
корыстная или иная личная заинтересованность;
использование своего служебного
положения. Преступления, предусмотренные
данными составами, не требуют наступления
последствий и являются оконченными при
совершении действий.
Квалифицирующие
признаки отсутствуют.
В
статье устанавливается ответственность
за совершение специального должностного
преступления и расширяются возможности
уголовно-правовой охраны отношений по
законному рациональному использованию
и обороту земли (земельных участков),
которая осуществлялась на основе
некоторых статей УК РСФСР, обеспечения
законности деятельности государственного
аппарата в сфере оборота земли как
объекта собственности и одновременно
ценнейшего национального достояния.
Возможна
конкуренция между ст. 170 и ст. 285, 286, а
также — в более редких случаях — и иными
статьями УК РФ.
Социально-поведенчески
преступление состоит в служебных
действиях должностных лиц, обычно на
исполнительском уровне контролирующих
сделки с землей, которые совершаются с
использованием служебного положения
и направлены на получение различных
выгод как самим должностным лицом, так
и участниками сделок. Для этого должностное
лицо, регистрирующее незаконные сделки,
искажает важнейшие учетные данные о
земле, занижает плату за нее.
Общественная
опасность преступления
при этом состоит в возможном нарушении
социальных и экономических интересов
государства, усилении коррумпированности
госаппарата, нарушении равенства граждан
как участников правового оборота
земельных участков.
Кроме того, незаконные
сделки с землей могут привести к
возможному выведению земли из
сельскохозяйственного оборота, незаконной
концентрации земли в одних руках,
превращению ее в объект неправомерной
спекуляции в экономическом смысле этого
понятия, а также к возможному нарушению
законных прав и интересов собственников
и иных владельцев земельных участков.
Правовые
основания совершения сделок с землей
определяются Конституцией РФ и ГК РФ,
положения которого о праве собственности
на землю и другие вещные права не введены
в действие до принятия Земельного
кодекса РФ, но который содержит предписания
о совершении сделок, урегулированных
Земельным кодексом, а также указами
Президента РФ. Порядок государственной
регистрации прав на недвижимое имущество,
включая земельные участки, и сделок с
ним регламентируется Федеральным
законом «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ*,
который вступил в действие через шесть
месяцев после его опубликования.
* СЗ
РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
Объективная
сторона преступления. Регистрация
заведомо незаконных сделок с
землей выражается
в совершении на основе служебного
положения действий, предусмотренных
правовыми актами, для придания сделке
с землей должного юридического значения
без надлежащих к этому оснований.
Гражданский
кодекс РФ предусматривает возможность
совершения различных сделок с землей.
Физическое или юридическое лицо может
приобрести право собственности на
землю, а также вещные права: право
пожизненного наследуемого владения
земельным участком (ст. 265), право
постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком (ст. 268), сервитуты
(ст. 274 и 277).
Эти
лица могут иметь обязательственные
права на земельный участок, являющиеся
результатом различных сделок, а именно:
договора ренты (ст. 583, 586, 587 ГК), мены,
дарения (ст. 567-581), пожертвования (ст.
582), аренды (ст.
606-609), договора безвозмездного
пользования (ст. 689), страхования,
доверительного управления имуществом
(ст. 1012-1013). Кроме того, земля может быть
передана в залог по ипотечному договору.
Часть норм Гражданского кодекса,
регламентирующая эти сделки, не введена
в действие.
Специальные
предписания о сделках с землей содержатся
в Указе Президента РФ от 26 ноября 1997 г.
«О продаже гражданам и юридическим
лицам предназначенных под застройку
земельных участков, расположенных на
территориях городских и сельских
поселений, или права их аренды», а
также в постановлении Правительства
РФ от 5 января 1998 г.
, которым утвержден
Порядок организации проведения торгов
(аукционов, конкурсов) по продаже
гражданам и юридическим лицам земельных
участков, расположенных на территориях
городских и сельских поселений, или
права их аренды*.
* СЗ
РФ: 1997. № 48. Ст: 5546; 1998. № 2. Ст. 263.
В
соответствии со ст. 551 ГК государственной
.регистрации подлежит переход права
собственности на недвижимость. В
соответствии с упомянутым Федеральным
законом и ст. 131 ГК «право собственности
и другие вещные права на недвижимые
вещи, ограничения этих прав, их
возникновение, переход и прекращение
подлежат государственной регистрации
в Едином государственном реестре
учреждениями юстиции».
На
орган, осуществляющий государственную
регистрацию прав на недвижимость
и сделок с
ней, возлагается обязанность удостоверить
произведенную регистрацию по ходатайству
правообладателя. Согласно п. 6 ст.
131 ГК
порядок государственной регистрации
и основания отказа в регистрации
устанавливаются в соответствии с
Гражданским кодексом и Федеральным
законом «О регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним».
До вступления его в силу в соответствии
со ст.
7 Федерального закона от 26 января
1996 г. «О введении в действие части
второй Гражданского кодекса Российской
Федерации» сохраняли силу правила
об обязательном нотариальном удостоверении
договоров продажи
недвижимости,
продажи предприятия, договоров дарения.
В соответствии с п. 2 ст.
2 Федерального
закона «О регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним» с учетом
порядка ее проведения регламентируется
гл. 3 данного Закона.
Во
исполнение этого Закона постановлением
Правительства РФ № 288 от 6 марта 1998 г.
утверждено Примерное положение об
учреждении юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним*.
Задачами учреждения юстиции являются
государственная регистрация прав
собственников недвижимого имущества
и обладателей иных подлежащих
государственной регистрации прав на
него, в том числе граждан РФ, иностранных
граждан и лиц без гражданства, российских
и иностранных юридических лиц,
международных организаций, иностранных
государств, Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований; создание и
ведение Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, а также организация его
бессрочного хранения.
* СЗ
РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.
-
Для
реализации этих задач учреждение юстиции
осуществляет: -
прием
документов, необходимых для государственной
регистрации прав; -
проверку
действительности поданных заявителем
документов и наличия соответствующих
прав у подготовившего документ лица
или органа власти; -
проверку
наличия ранее зарегистрированных и
заявленных прав на недвижимое имущество
и сделок с ним; -
правовую
экспертизу документов, представленных
на государственную регистрацию прав,
в целях выявления их соответствия
законодательству РФ, а также проверку
законности сделки; -
выявление
оснований для приостановления или
отказа в государственной регистрации
прав; -
направление
юридическим лицам, гражданам,
государственным органам и организациям
запросов с целью получения сведений и
документов, необходимых для государственной
регистрации прав;
внесение
записей в Единый государственный реестр
прав; выдачу свидетельства о государственной
регистрации прав; совершение специальной
регистрационной надписи на документах,
выражающих содержание сделки; выдачу
информации о зарегистрированных правах;
принятие на учет бесхозяйных недвижимых
вещей в порядке, предусмотренном п. 3
ст. 225 ГК РФ; ведение делопроизводства
и обеспечение бессрочного хранения
Единого государственного реестра прав,
дел правоустанавливающих документов
на недвижимое имущество и книг учета
документов.
Источник: https://studfile.net/preview/5551888/page:5/