Ст. 211 ук рф: угон судна, транспорта, железнодорожного состава

Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

Особенности злодеяния

Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

Понятие и статистика

Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

  • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
  • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
  • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
  • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

Виды

Существует несколько видов такого транспортного преступления:

  • Совершенное одним лицом;
  • Организованной группой;
  • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
  • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

Состав преступления

Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

  • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
  • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

Методика расследования

Ст. 211 УК РФ: угон судна, транспорта, железнодорожного состава

  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

  1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

  • Угон водного или воздушного судов – 4-8 лет лишения свободы (с возможным назначением ограничения свободы сроком на год);
  • Угон группой лиц, или с применением насилия, или с применением оружия – 7-12 лет лишения свободы с ее ограничением на 2 года;
  • Первые два вида, повлекшие смерть человека – 8-15 лет с ограничением 1-2 года;
  • Все виды, связанные с террористической деятельностью – 15-20 лет с ограничением 1-2 года, либо высшая мера наказания – пожизненное.

Судебная практика

  1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части. Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.
  2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно. В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.
  • Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.
  • Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-transportnyh-sredstv/ugon-vozdushnogo-sudna-ili-vodnogo-transporta.html

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

  • 1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —
  • наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
  • 2. Те же деяния, совершенные:
  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) утратил силу;
  • в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
  • наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —
  • наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
  • 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —
  • наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Читайте также:  275 ст. ук рф: шпионаж, государственная измена

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения.

Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав.

Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава.

Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст.

111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии.

Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Читайте также:  Ст 183 ук рф с комментариями: разглашение коммерческой тайны

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Источник: http://stYKRF.ru/211

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК)

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава международное сообщество рассматривает как одну из разновидностей терроризма.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 211 УК, являются общественное спокойствие и безопасность общества. Дополнительными объектами выступают безопасность личности и собственности.

Объективную сторону данного преступления составляют угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а также захват такого судна или состава в целях угона.

К воздушным судам относятся любые летательные аппараты независимо от формы собственности (государственные, частные), ведомственной принадлежности (военному или гражданскому ведомству) и целевого назначения (пассажирские, транспортные, специализированные): самолеты, вертолеты, дельтапланы, воздушные шары, дирижабли.

Водное судно — транспортное средство для перевозки по воде (или подводой) грузов и пассажиров, предназначенное для промышленных, научно-исследовательских, военных или иных целей. Оно может быть морским или речным, самоходным и несамоходным.

  • К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения железнодорожного транспорта: электровозы, локомотивы, вагоны.
  • Угон — это самовольное завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего, судном или составом как во время стоянки, так и во время движения, которое заканчивается уводом, перемещением чужого транспортного средства.
  • Угон считается оконченным преступлением: а) с момента начала движения судна или состава (если угон осуществлен со стоянки); б) с момента начала управления судном или составом (если угон осуществлен во время движения).

Захват — это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего, судном или составом и установление контроля над ним в целях последующего угона. Завладение им предполагает непосредственное управление им, а установление контроля над транспортным средством предполагает установление контроля над экипажем.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом, а при совершении деяния путем захвата — и специальной целью (угон). Виновное лицо осознает, что осуществляет угон или захват судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава для использования его как транспортного средства, и желает совершить такие действия.

Субъект преступления общий, ответственность наступает с 16 лет.

Квалифицирующими признаками угона или захвата указанных транспортных средств (ч. 2 ст. 211 УК) являются совершение этого преступления:

  • — группой лиц по предварительному сговору;
  • — с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
  • — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Понятие «группа лиц по предварительному сговору» толкуется в соответствии с положениями ч. 2 ст. 35 УК. В частности, угон признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два или более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Под применением насилия, опасного для жизни и здоровья, понимается причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего в процессе совершения данного преступления. Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, должна носить реальный характер и может выражаться в запугивании убийством или причинением указанного вреда здоровью.

Понятие «оружие или предметы, используемые в качестве оружия» толкуется также как в составе разбоя (ч. 2 ст. 162 УК).

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 211 УК) являются:

  • — совершение деяния организованной группой;
  • — причинение по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий.

Угон признается совершенным организованной группой, если он совершен устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Причинение по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий должно произойти при угоне или захвате транспортных средств.

Вина может выражаться как в преступном легкомыслии, так и в преступной небрежности.

Умышленное убийство в процессе совершения данного преступления не охватывается признаками особо квалифицированного угона или захвата транспортных средств и требует квалификации по совокупности преступлений.

Понятие «иные тяжкие последствия» носит оценочный характер и определяется в каждом конкретном случае на основе оценки всех обстоятельств дела.

В частности, к ним относятся уничтожение или повреждение транспортных средств, авария или катастрофа, явившиеся следствием угона или захвата транспортных средств, нарушение нормальной работы транспортных организаций, причинение тяжкого вреда здоровью и т. п.

Источник: https://studref.com/420068/pravo/ugon_sudna_vozdushnogo_vodnogo_transporta_libo_zheleznodorozhnogo_podvizhnogo_sostava

Угон судна воздушного или водного транспорта либо же- лезнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК)

  • Деяние относится к преступлениям международного характера.
  • Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.
  • Поэтому дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.
  • Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав независимо от ведомственной принадлежности и целевого назначения.
Читайте также:  Избиение жены мужем статья и уголовная ответственность рф

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Согласно Конвенции о  борьбе с  незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.)1  угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки,  буксиры,  спортивные,  научные  и  другие  суда,  или  силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности  морского  судоходства  посвящена  Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.)2 .

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ — электро-, тепло-, мото-, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава.  Расстояние,  на  которое  они  при  угоне  перемещены, не имеет значения. Кроме того, состав преступления, предусмотренный ст.

211 УК, может иметь место и в случаях, когда соответствующее  транспортное  средство  передается  виновному (по его требования) как условие освобождения захваченного им заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст. 206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим транспортным средством, в результате чего возможность его передвижения зависит от  воли  угонщика, который при  этом  может лично  управлять транспортным средством или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам, выполнять указания угонщика об использовании транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 ст. 211

УК  захват  может  осуществляться с  применением  насилия,  не опасного для жизни или здоровья (ст. 116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например в отсутствие членов экипажа, поездной бригады.

Преступление имеет формальный состав.

Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность управлять транспортным средством лично или устанавливает контроль над ним либо его экипажем (т.е. возможность распоряжаться транспортом по своему усмотрению).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Обязательный признак субъективной стороны при захвате — цель угнать воздушный, водный транспорт или подвижной железнодорожный состав. Цель самого угона либо захвата значения для квалификации по ст.

211 УК не имеет и может быть любая, например, совершение террористического акта, незаконное пересечение  границы,  хищение  перевозимого  груза,  контрабанда и другие  преступления,  которые  образуют  совокупность  соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а, например, для захвата заложников, находящихся на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, т.е.

сам транспорт не перемещается, то ответственность по ст. 211 УК не наступает.

В таких случаях действия виновного лица квалифицируются  соответственно с  содеянным, в  частности  при  захвате заложника — по ст. 206 УК.

  1. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.
  2. Часть 2 ст. 211 УК предусматривает квалифицированные составы преступления:
  3. а) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК);
  4. в)с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применениятакого насилия (ст. 111, 112, 115, 117 УК);

г)с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (применяется аналогично квалифицирующему признаку состава похищения человека, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 126 УК).

Часть 3 ст. 211 УК предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием; ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольких потерпевших, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной  формой  вины  —  прямым  умыслом  по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности ст. 211 УК и соответственно ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Источник: https://students-library.com/library/read/22391-ugon-sudna-vozdusnogo-ili-vodnogo-transporta-libo-ze-leznodoroznogo-podviznogo-sostava-st-211-uk

Ссылка на основную публикацию