Признаки правосудия: понятие, виды и цели

Замечание 1

Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.

Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.

Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.

К основным признакам правосудия следует отнести:

  • осуществление правосудия специальным государственным органом, а именно — судом. Данный принцип обозначает, что в нашей стране не допускается создание чрезвычайных или иных судилищ, не предусмотренных федеральным законом;
  • особый правовой статус судей, гарантирующий их независимость. Каждый судья неприкосновенен и может быть привлечен к уголовной ответственности только в специальном порядке. Судья имеет хорошие социальные гарантии: высокую заработную плату, длинный отпуск, достойную пенсию;
  • правосудие осуществляется в форме гражданского, конституционного, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Иных форм для осуществления правосудия законом не предусмотрено;
  • решения и определения суда носят общеобязательный характер. Данный принцип обозначает, что решения любого суда должны исполняться под угрозой наказания.

Признаки правосудия: понятие, виды и цели

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Значение правосудия и его признаков

Правосудие касается принятия решений только по кардинальным вопросам в области реализации:

  • социальных;
  • экономических;
  • политических;
  • иных личных прав и свобод граждан и организаций.

Именно за правосудием закреплена функция признания лица виновным в совершении преступления, а также назначения соответствующей меры наказания. Такое же право принадлежит правосудию при определении юридических последствий по гражданским спорам. Правосудие также основной способ разрешения споров в сфере экономической деятельности, между организациями и предпринимателями.

Существование качественного правосудия говорит об общем высоком уровне правосознания и правовой культуры в государстве.

Только стабильно работающая судебная система способна помочь гражданам и организациям в отстаивании ими своих прав и свобод. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, имеющей собственное принципиальное значение для любого гражданского общества.

Акт правосудия (решение по гражданскому делу или приговор по уголовному) обладает признаком общеобязательности. Это значит, что акт правосудия является обязательным для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц и должны исполняться на всей территории страны после вступления его в законную силу.

Неисполнение обязанным лицом судебного решения или производство действий по воспрепятствованию исполнению решения может повлечь применение санкций.

К примеру, согласно статье 315 УК РФ злостное неисполнение государственным или иным служащим судебного решения или приговора, а также воспрепятствование его исполнению может повлечь наложение штрафа до двух лет или лишения свободы сроком до двух лет.

Замечание 2

Правосудие не может быть признано правоохранительной деятельностью, так как отличается от деятельности правоохранительных органов, основная задача которых заключается в раскрытии, расследовании и пресечении преступлений. Задача суда – установить истину, разрешить спор между сторонами обвинения и защиты.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravosudie/priznaki_pravosudiya/

Понятие и признаки правосудия, его отличия от других форм государственной деятельности — Закон-РФ

Признаки правосудия: понятие, виды и цели

Правосудие – это вид деятельности особых органов государственной власти – судов, которые рассматривают и разбирают гражданские, административные, уголовные и арбитражные дела. Разбирательства и рассмотрения проводятся в процессуальном порядке с неуклонным соблюдением требований настоящего законодательства.

У граждан правосудие ассоциируется с такими понятиями, как объективность и справедливость. Таким образом определение правосудия может звучать и иначе. Правосудие – это вид деятельности судебных органов по обоснованному и справедливому изучению и разрешению гражданских, административных и прочих дел, выполняемый в соответствии с Конституцией РФ и прочими законами.

Признаки правосудия и его принципы будут рассмотрены в данной статье.

Виды деятельности правосудия

Рассмотрев понятие правосудия, нужно подробней изучить его виды деятельности. Правосудие включает в себя следующие виды деятельности:

  • рассмотрение и разрешение гражданских дел;
  • рассмотрение уголовных дел и применение установленных на законодательном уровне наказаний к лицам виновным в совершении преступных деяний или оправдание невиновных.

Помимо судов общей юрисдикции в России работают арбитражные и конституционные суды. Их деятельность тоже связана с выполнением правосудных процессов. Арбитражные судебные органы занимаются рассмотрением и разрешением экономических споров и прочих вопросов, отнесенных к их компетенции. Деятельность Конституционного суда понятием правосудие не охватывается.

Помимо всего вышесказанного к правосудию следует отнести рассмотрение административных дел. Кроме того, согласно действующему законодательству деятельность мировых судий также является правосудием.

Главные признаки правосудия

В соответствии со 118 статьей Конституции РФ правосудие может быть осуществлено исключительно судебным органом. Осуществление правосудия выполняется строго в соответствии с определенными процессуальными нормами, установленными на законодательном уровне. Они прописаны в таких документах как УПК, АПК и ГПК РФ.

Процесс правосудия осуществляется с соблюдением определенных принципов. Они носят название конституционных или правовых.

По сути принципы правосудия – это мировоззренческие идеи, отличающиеся высокой степенью общности. Ими определяется должное и сущее в построении и работе органов правосудия. Главные признаки правосудия таковы:

  • I признак. Принципы – это мировоззренческие идеи, которые с одной стороны имеют объективный характер, диктуются законами развития общества и природы, а с другой на их понимание, формулирование и интерпретацию оказывает социум;
  • II признак. Принципы являются идеями относительно сущего и должного. Принцип функционирования правосудия должен зиждиться на идеальном варианте структуры или действия. Этого порядка должны придерживаться и законодатели, и практикующие судьи;
  • III признак. Принципы призваны характеризовать организацию и деятельность судебных органов. В принцип заложена идеальная и реальная схема процесса исполнения судебной власти;
  • IV признак. Принципы правосудия должны быть закреплены и проявлены в праве. Принцип может быть материализован в форме конкретной деятельности правосудия через закон. Форма проявления и закрепления в законе может быть разной. Закон может только называть принцип или раскрывать его содержание.

Принципы правосудия закреплены в различных законодательных актах РФ, в том числе Конституции. В подзаконных актах принципы не закреплены, поскольку вышеуказанные документы не наделены достаточной юридической силой.

Система принципов правосудия

Каждый отдельно взятый принцип характеризует грани правосудия. В целом принципы правосудия слагаются в систему. Существуют разные виды правосудия, но принципы для них едины. К основным принципам системы правосудия нужно отнести:

  • Соблюдение законов и четкое следование им. Это универсальный принцип, относящийся к каждой сфере правовой деятельности. В данном контексте под понятием закон подразумеваются все правовые акты, из которых состоит нормативная база. Нужно понимать, что иерархия этих актов должна быть соблюдена. Если имеются противоречия, то используется акт, обладающий большей юридической силой;
  • Правосудие может быть осуществлено только судебным органом. Это означает, что ни один другой государственный или общественный орган не вправе решать подобные вопросы;
  • Независимость судей. Простыми словами суд должен принимать решение, опираясь на требования закона, свои внутренние убеждения и совесть. Судьи ограждены от любого давления. Все вышесказанное закреплено с помощью определенных средств: начиная от запрета на вмешательство в деятельность суда и заканчивая высоким материальным обеспечением;
  • Осуществление правосудия по принципу равенства всех граждан перед судом и законом. Этот принцип установлен Конституцией РФ. Он закреплен в 19 статье данного документа. Для суда не должно иметь значение происхождение, религиозные взгляды, социальный статус и прочие обстоятельства;
  • Обеспечение права на судебную защиту. Данный принцип также закреплен Конституцией, а именно 46 статьей. В соответствии с ней каждый гражданин имеет право на защиту прав и свобод. Согласно 47 статье Конституции РФ никто не может быть лишен права на судебную защиту. Таким образом, суд не вправе отказать в рассмотрении какого-либо дела без наличия на то обстоятельств;
  • Возможность участия граждан в судебных разбирательствах. Согласно 32 статье Конституции, граждане России имеют право на участие в правосудии. Ярким примером этому может послужить суд присяжных. Нужно сказать, что в качестве присяжных могут быть приглашены лица старше 25 лет не имеющие судимости. От них не требуется наличие юридической подготовки. Основные требования таковы: бескорыстность и беспристрастие;
  • Открытость судов или принцип гласности. Согласно требованиям Конституции, все судебные разбирательства должны проводиться открыто. Исключением являются случаи, предусмотренные законом. Данный принцип позволяет осуществлять контроль над судебной властью. Открытое рассмотрение – это гарант отсутствия злоупотребления властью и халатности со стороны судей. Исключение принципа гласности регламентировано 241 статье УПП РФ. Судебное заседание может быть проведено в закрытом режиме при наличии следующих обстоятельств: рассмотрение дела в открытом режиме может привести к разглашению государственной тайны, предметом рассмотрения является дело о совершении уголовного преступления лицами, не достигшими 16 лет, имеется вероятность разглашения сведений об интимной жизни, что приведет к унижению чести и достоинства (простыми словами дела об изнасиловании могут быть рассмотрены в закрытом судебном заседании). Помимо всего вышеперечисленного суд может быть закрытым для обеспечения безопасности участников процесса их близких и родственников. Невзирая на то, что суд может быть закрытым приговор полностью или частично оглашается в открытом заседании. В некоторых случаях широкой общественности доступна лишь вводная и революционная части приговора;
  • Защита законных интересов граждан. Главной составной частью данного принципа является презумпция невиновности. Согласно 49 статье Конституции каждый обвиняемый по умолчанию считается невиновным, пока в суде не будет доказано обратное. Данный принцип закреплен во многих законодательных актах: 10 статья УПК РФ (никто не может быть задержан по подозрению в преступлении при отсутствии законных оснований на это. Определение подобной меры-это прерогатива суда), статья 11 УПК РФ (суд, прокурор, дознаватель, следователь обязаны разъяснять участникам судопроизводства их права и обязанности), 12 статья УПК (досмотр жилища подозреваемого может быть осуществлен лишь с его согласия или при наличии соответствующего судебного решения), 13 статья УПК (тайна переписки телефонных и иных переговоров являются правом каждого гражданина. Обратное возможно лишь при наличии соответствующего решения суда), 16 статья УПК (обвиняемый имеет право на защиту профессионального юриста). В некоторых случаях защитник предоставляется бесплатно. Нужно сказать и о том, что человек не должен доказывать свою невиновность. Его вину должен доказывать государственный обвинитель;
  • Равенство сторон или принцип состязательности. Согласно 123 статье Конституции РФ и 15 статье УПК, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции защиты и обвинения не могут быть возложены на один орган. В то же время суд не является органом уголовного процесса. Он не может выступать на одной из сторон.

В дополнении ко всему вышесказанному нужно отметить принцип национального языка судопроизводства. Процесс ведется на русском языке, а также языках республик входящих в состав РФ. В Верховном суде производство ведется только на русском языке. Это также касается военных судов.

Из всего вышесказанного становится понятно, что правосудие – это вид деятельности, на который не имеет право влиять ни одна государственная или общественная структура. Его функционирование основывается на массе различных признаков.

  • Цели правосудия его предназначение заключаются в полном всестороннем и объективном рассмотрении всех дел, а также реализация конституционных прав граждан на судебную защиту.
  • В качестве косвенной цели можно выделить формирование доверия и уважительного отношения к органам правосудия.
Читайте также:  Кассационная жалоба в верховный суд - срок и порядок подачи

Источник: https://jurkonsultacija.online/ponjatie-i-priznaki-pravosudija-ego-otlichija-ot-drugih-form-gosudarstvennoj-dejatelnosti.html

Понятие и признаки правосудия, его отличия от других форм государственной деятельности

Правосудие — одно из направлений государственной деятельности, именуемой право­охранительной. Оно также относится к числу важнейших пол­номочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятель­ности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает цент­ральное место.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Правосудие – осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов:

  • отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций;
  • судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами;
  • по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов;
  • оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций.

Именно правосудию принадлежит ре­шающее слово при признании конкретного лица виновным в совер­шении преступления или иного правонарушения и назначении ему меры наказания либо другой определенной в законе меры воздействия.

Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических по­следствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, се­мейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имуществен­ных или неимущественных прав граждан.

Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической деятельности между государ­ственными и негосударственными организациями, лицами, занимаю­щимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической ли­тературе актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность.

Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приго­вор, определение или постановление, вынесенные судом в результате рассмотрения уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей тер­ритории Российской Федерации.

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступле­ния в законную силу они, как правило, не исполняются автоматичес­ки.

Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия.

Но если, к приме­ру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении су­дебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование испол­нению может повлечь применение различного рода санкций в отно­шении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст.

315 УК злостное неисполнение государственным, иным служащим реше­ния, приговора или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, на­чиная от штрафа в размере до 200 тыс. руб.

либо даже лишением сво­боды на срок до двух лет.

К числу других специфических призна­ков следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фик­сирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве гово­рит, что правосудие должно осуществляться путем:

  • рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданс­ких дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, пред­приятий, учреждений и организаций;
  • рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и примене­ния установленных законом мер наказания к лицам, виновным в со­вершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, что правосудие — это разбиратель­ство двух категорий дел: гражданских и уголовных. В последние годы в юридической литературе наметилась тенден­ция несколько более широкого истолкования этого аспекта понятия правосудия.

В него довольно часто стали включать также рассмотре­ние дел (материалов) об административных правонарушениях, отне­сенных законом к ведению судов. Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем. Об этом свидетельствует, например, со­держание ст.

3 принятого сравнительно недавно Закона о военных су­дах, где сказано: “Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства” (курсив мой. — К. Г.).

Другими словами, данный закон предлага­ет смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну (третью) категорию дел — подведомственные судам дела об административных правона­рушениях.

Первая из названных категорий судебных дел (гражданские дела) охватывает широкий и многообразный круг споров или право­нарушений, касающихся имущественных и некоторых неимуществен­ных прав и законных интересов частных лиц (российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и орга­низаций.

Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по зак­люченному договору (скажем, о производстве или поставке каких-то изделий, о выполнении услуг), незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадле­жащим исполнением родительских обязанностей и т. д. Вторая категория дел (уголовные дела) касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, т. е. виновно совершенными обществен­но опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом РФ (да­лее — УК) под угрозой наказания. Разбирательство дел этой катего­рии является деятельностью в высшей степени ответственной, посколь­ку речь идет о признании или непризнании конкретного человека пре­ступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания (например, штрафа, исправительных работ, лишения сво­боды). Третья категория дел, рассматриваемых и разрешаемых в про­цессе осуществления деятельности, именуемой правосудием, — это дела об административных правонарушениях, т.е. правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным зако­нодательством, состоящим прежде всего из Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях (КоАП), а также за­конов субъектов РФ, соответствующих этому Кодексу.

Меры наказания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые при­меняются в отношении преступников (распространенными мерами административного наказания являются, например, предупреждение в письменном виде, штраф, возмездное изъятие или конфискация ору­дия, с помощью которого совершалось правонарушение, лишение пра­ва управлять автомобилем или права заниматься охотой, администра­тивный арест сроком, как правило, до 15 суток, а иногда — и до 30 суток, выдворение за пределы Российской Федерации иностранца либо лица без гражданства, дисквалификация — лишение права занимать руководящие должности в государственных организациях либо долж­ности, связанные с управлением, скажем, коммерческой организа­цией). Наказания такого рода могут быть применены в отношении ви­новных широким кругом государственных органов, их руководителей и уполномоченных ими должностных лиц. Чаще всего администра­тивные наказания налагаются начальниками органов внутренних дел (милиции) или их заместителями, комиссиями по делам несовершен­нолетних и защите их прав, должностными лицами налоговых орга­нов, учреждений железнодорожного и других видов транспорта, сани­тарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по тор­говле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и др. Всего в гл. 23 КоАП названо 60 государственных органов и учреждений, наделенных полномочиями по применению административных наказаний. Наделены такими полномочиями также суды и судьи — арбитраж­ные суды, судьи районных и военных гарнизонных судов, мировые судьи. В соответствии со ст. 23.1 КоАП им предписано рассматривать в обязательном порядке дела о более чем 160 категориях (видах) ад­министративных правонарушений (перечень таких правонарушений дан в ч. 1 названной статьи КоАП). На их рассмотрение могут быть переданы также дела о ряде других правонарушений (всего их около 60 видов), если названный выше несудебный орган или соответству­ющее должностное лицо придет к выводу, что решение по конкретно­му делу должен вынести суд. И в таком случае судья обязан принять дело к своему производству и постановить решение по существу.

Реализуя полномочия по разбирательству дел об административ­ных правонарушениях, суды (судьи) вправе применять наиболее стро­гие меры административного наказания из числа тех наказаний, кото­рые предусмотрены в КоАП и других законах об ответственности за административные правонарушения (например, административный арест, возмездное изъятие или конфискация орудий либо предметов правонарушения, дисквалификация, высылка за пределы Российской Федерации).

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществлять­ся с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчерки­вает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях.

А это значит, что разби­рательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приго­вора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил граждан­ского, арбитражного, административного или уголовного судопроиз­водства, предусмотренного соответствующим законодательством.

Правила эти регулируют прак­тически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок форми­рования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последо­вательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и т. п.

). Все они в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обо­снованного и справедливого решения по существу. К отличительным признакам правосудия относится, наконец, так­же то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Специфика полномочий судебной власти требует того, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность дей­ствовать так, как этого требуют интересы законности и справедливос­ти. Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотно­шений с государственными учреждениями, реализующими другие вет­ви власти — законодательную и исполнительную.

Отсюда также стрем­ление установить особый порядок (процедуру) судебной деятельнос­ти, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, забота о том, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Читайте также:  Статья 196 ук рф с комментариями: преднамеренное банкротство

Таким образом, правосудие —  это осуществляемая судом правоохра­нительную деятельность по рассмотрению и разрешению граж­данских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установлен­ного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-pravosudiya-ego-otlichiya-ot-drugich-form-gosudarstvennoy-deyatelnosti

§1. Понятие и признаки правосудия

4.Правосудие осуществляется на основе определенных принципов,

установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом, обуславливают его отнесение к определенному историческому типу (форме), например такие модели уголовного процесса как частно-исковой, инквизиционный и состязательный основаны на различных системах принципов.

5.Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел, а также дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

Таким образом, правосудие — это осуществляемая только судами в установленной законом процессуальной форме правоприменительная деятельность, основанная на системе определенных принципов и направленная на справедливое разрешение споров о праве.

Необходимо также иметь в виду, что в нормативных актах и литературе часто употребляется термин «судопроизводство», который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем, не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Так, п. 56 ст. 5 УПК РФ определяет понятие уголовного судопроизводства как досудебного и судебного производства по уголовному делу. Соответственно уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, поскольку все они обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее, в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны, отстаивающие в процессе противоположные интересы, и наделенные широкими правами по доказыванию тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований

ивозражений. Кроме того, среди всех участников судопроизводства особо выделяются органы и должностные лица, обладающие государственно-властными полномочиями и осуществляющие правоприменительную деятельность, в связи с чем их еще именуют органами и лицами, ведущими процесс.

К ним относятся, прежде всего, суд как орган правосудия, а в уголовном процессе также прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и дознаватель, обладающие полномочиями по возбуждению уголовных дел и производству предварительного расследования.

2.Принципы правосудия, их понятие, система и классификация

Термин «принцип» означает основное, исходное, важнейшее положение. Принципы правосудия обладают рядом признаков, обусловленных спецификой

Источник: https://studfile.net/preview/6705082/page:8/

Понятие правосудия и его отличительные признаки

Библиографическая ссылка на статью:
Номоконов Г.В. Понятие правосудия и его отличительные признаки // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84373 (дата обращения: 02.02.2020).

Правосудие, это одно из основных направлений государственной деятельности правового государства, которым, согласно статьи 1 Конституции, является Российская Федерация [1]. Оно также относится к числу важнейших полномочий судебной власти.

И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Следует понимать, что «правосудие» и «судебная система» – это совершенно разные вещи.

Правосудие можно совершить и без судебной системы, а наличие судебной системы вовсе не гарантирует правосудия, получается, что понятие правосудия шире чем судебная власть.

Для того, чтобы понять различие правосудия и судебной власти, необходимо определить понятийное их содержание. Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные.

Судебная власть призвана осуществлять правосудие.

Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Судебная власть – это ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. К определению понятия «правосудие» в разных идеологических системах имеются разные подходы.

Правосудие – это вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой проявляется судебная власть. Согласно определению любое решение, любой приговор суда –уже заведомо справедливый и законный, каким бы он ни был.

Термин «правосудие» имеет чисто техническое значение и отделено от его первоначального настоящего смысла. Основа всякого правосудия – мораль и нравственность. Правосудие – это рассмотрение дела судьями по совести и вынесение справедливого решения или приговора. Правосудие – это положительный результат деятельности судебной системы.

Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала, направленного на приобретение законной силы, случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).

По определению В. И. Даля, «правосудие» — «правый суд, решение по закону, по совести, – правда» [2, с. 34]. С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов» [3, с. 23]. В словаре Д. Н.

Ушакова под правосудием понимается и «деятельность судебных органов, основанная на законе» и «судебная деятельность государства» вообще [4, с. 12].

Роль и значение правосудия обусловлены рядом факторов.

К ним можно отнести, прежде всего, то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздействия.

Такое же слово принадлежит ему и при определении юридических последствий по спорам, связанным с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных или неимущественных прав граждан. Правосудие также является способом разрешения споров имущественных и некоторых других, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися предпринимательством.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность.

Оно означает, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации [6]. Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются автоматически. Для их реализации требуется волеизъявление заинтересованного лица либо наступление какого-то другого условия. Но если, к примеру, такое волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

Неисполнение судебного решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст.

315 УК злостное неисполнение государственным или иным служащим решения, приговора, определения или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная от штрафа и кончая лишением свободы.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следует отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. Данное положение означает, что правосудие — это разбирательство двух категорий дел: гражданских и уголовных.

В юридической литературе существует более широкое истолкование данного аспекта понятия правосудия. В него довольно часто стали включать также рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к ведению судов. Такая тенденция начинает постепенно признаваться законодателем.

Об этом свидетельствует содержание статьи 3 Закона о военных судах, где сказано: “Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства”[5].

Другими словами, данный закон предлагает смотреть на понятие правосудия шире, чем это делалось в течение многих десятилетий, и включать в него еще одну – третью категорию дел – подведомственные судам дела, разбираемые в порядке административного судопроизводства.

Первая из названных выше категорий – гражданские дела охватывает многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав, и законных интересов частных лиц к которым относятся российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, предприятия, учреждения и организации.

Среди дел этой категории можно найти дела, возникшие в связи с   неуплатой кем-то долга, невыполнением обязательств по заключенному договору, незаконным увольнением с работы, выселением с занимаемой жилплощади, опубликованием в печати или иных средствах массовой информации порочащих сведений, ненадлежащим исполнением родительских обязанностей и другие.

Вторая категория дел – уголовные дела касается сравнительно ограниченного круга правонарушений, а именно только тех, которые считаются преступлениями, то есть виновно совершенными общественно опасными деяниями, запрещенными Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.  Разбирательство дел этой категории является деятельностью в высшей  степени  и ответственной, поскольку речь идет о признании и непризнании конкретного человека преступником и применении или неприменении к нему мер уголовного наказания.

Третья категория дел – об административных правонарушениях, рассмотрение которых образует часть того, что называется правосудием, — это дела о правонарушениях, ответственность за которые устанавливается административным законодательством, прежде всего Кодексом об административных правонарушениях.

Меры взыскания, которые могут быть назначены лицу, виновному в таком правонарушении, обычно менее строги, чем те, которые применяются в отношении преступников, наиболее распространенными мерами административного взыскания являются, например, штраф, как правило, в сравнительно небольшом размере, конфискация орудия, с помощью которого совершались правонарушение, лишение права управлять автомобилем или права заниматься охотой. Чаще всего эти взыскания налагаются широким кругом органов должностных лиц, в частности, начальниками органов внутренних дел или их заместителями, должностными лицами учреждений железнодорожного и других видов транспорта, санитарного надзора, охраны природы, государственных инспекций по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, по контролю за ценами, по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и многие другие. Административные взыскания вправе налагать и судьи. Реализуя полномочия по разбирательству материалов об административных правонарушениях, судьи вправе применять сравнительно строгие меры из числа тех, которые предусмотрены в кодексе об административных правонарушениях, к ним относятся:

  • — штрафы в относительно высоких размерах, например, за нарушения правил совершения действий в зоне континентального шельфа;
  • — конфискация объектов, с помощью которых совершено административное правонарушение (при определенных обстоятельствах могут быть конфискованы, к примеру, орудия незаконного лова, охоты, радиопередающее устройство и даже морское рыболовецкое судно);
  • — исправительные работы сроком до двух месяцев с удержанием из заработной платы до двадцати процентов;
  • — административный арест на срок до пятнадцати суток.
Читайте также:  Жалоба на судью: образцы, инстанции обращения, порядок подачи

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особой процедуры, которая детально регламентируется законом.

Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях, а это значит, что разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении правил гражданского, арбитражного, административного или уголовного судопроизводства, предусмотренного соответствующим законодателем. Правила эти регулируют практически наиболее существенные вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания это порядок формирования законного состава, круг лиц, которые могут и должны участвовать в заседании, их права и обязанности, условия и последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств. Все они, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения, по существу.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом— судом.

Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Как уже отмечено, специфика полномочий судебной власти требует, чтобы осуществляющий ее орган строился и имел возможность действовать так, как этого требуют интересы законности и справедливости.

Отсюда особенности порядка образования судов, их взаимоотношений с государственными учреждениями, реализующими другие ветви власти — законодательную и исполнительную. Отсюда также стремление установить особый порядок судебной деятельности, а равно стремление всемерно повышать авторитет судов, чтобы они прочно занимали свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Таким образом, с учетом отмеченных отличительных признаков правосудия, его определение можно сформулировать следующим образом: Правосудие, это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года [Электронный ресурс]: система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.09.2017)
  2. Владимир Даль, справочник 2004.
  3. Ожегов С. И. “Словарь русского языка” 1949, 22-е издание, 1990; с 1992.
  4. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка 1940.

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2017/09/84373

Правосудие: главные признаки, система принципов и виды деятельности

Рассмотрев понятие правосудия, нужно подробней изучить его виды деятельности. Правосудие включает в себя следующие виды деятельности:

  • рассмотрение и разрешение гражданских дел;
  • рассмотрение уголовных дел и применение установленных на законодательном уровне наказаний к лицам виновным в совершении преступных деяний или оправдание невиновных.

Помимо судов общей юрисдикции в России работают арбитражные и конституционные суды. Их деятельность тоже связана с выполнением правосудных процессов. Арбитражные судебные органы занимаются рассмотрением и разрешением экономических споров и прочих вопросов, отнесенных к их компетенции. Деятельность Конституционного суда понятием правосудие не охватывается.

Помимо всего вышесказанного к правосудию следует отнести рассмотрение административных дел. Кроме того, согласно действующему законодательству деятельность мировых судий также является правосудием.

Система принципов судопроизводства и уголовного процесса

Главные признаки правосудия

В соответствии со 118 статьей Конституции РФ правосудие может быть осуществлено исключительно судебным органом. Осуществление правосудия выполняется строго в соответствии с определенными процессуальными нормами, установленными на законодательном уровне. Они прописаны в таких документах как УПК, АПК и ГПК РФ.

Процесс правосудия осуществляется с соблюдением определенных принципов. Они носят название конституционных или правовых.

По сути принципы правосудия – это мировоззренческие идеи, отличающиеся высокой степенью общности. Ими определяется должное и сущее в построении и работе органов правосудия. Главные признаки правосудия таковы:

  • I признак. Принципы – это мировоззренческие идеи, которые с одной стороны имеют объективный характер, диктуются законами развития общества и природы, а с другой на их понимание, формулирование и интерпретацию оказывает социум;
  • II признак. Принципы являются идеями относительно сущего и должного. Принцип функционирования правосудия должен зиждиться на идеальном варианте структуры или действия. Этого порядка должны придерживаться и законодатели, и практикующие судьи;
  • III признак. Принципы призваны характеризовать организацию и деятельность судебных органов. В принцип заложена идеальная и реальная схема процесса исполнения судебной власти;
  • IV признак. Принципы правосудия должны быть закреплены и проявлены в праве. Принцип может быть материализован в форме конкретной деятельности правосудия через закон. Форма проявления и закрепления в законе может быть разной. Закон может только называть принцип или раскрывать его содержание.

Принципы правосудия закреплены в различных законодательных актах РФ, в том числе Конституции. В подзаконных актах принципы не закреплены, поскольку вышеуказанные документы не наделены достаточной юридической силой.

По каким признакам распознаётся правосудие

В основе существующей системы лежит закон, определяющий развитие общества.

Термин предполагает действие в правовых границах, обладает отличительными признаками:

  • безоговорочное исполнение решений судов всеми гражданами, частными структурами, должностными лицами, осуществляющими какую-либо деятельность на территории Российской Федерации;
  • ответственность за неисполнение судебного акта, возможность применения мер принуждения в отношении недобросовестных лиц. Для этих целей создан институт приставов, имеющих право действовать от имени заявителя;
  • вынесение законных и обоснованных решений уполномоченными структурами на основании заявлений;
  • рассмотрение дела коллегиально или единолично в зависимости от инстанции;
  • отправление правосудия только учреждениями, действующими на территории страны, при равноправии и состязательности сторон;
  • соблюдение законности на основании установленных регламентов и процессуальных норм;
  • осуществление принципов независимости, подчинения только законодательным нормам, неприкосновенности судейского состава;
  • деятельность по рассмотрению дел только соответствующими органами. Наличие мировых, гражданских, административных, арбитражных, уголовных судов, решающие вопросы строго в пределах своей компетентности;
  • строгая иерархия, общая структура в порядке подчинённости. Первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанция;
  • соблюдение норм международного права;
  • разъяснения вышестоящих судов являются существенными при принятии того или иного решения;
  • наличие судебной практики, позволяющей ориентироваться в правовом поле;
  • возможность обращения в Европейский суд по правам человека и принятие выводов Судебной коллегии за основу при пересмотре дела;
  • составление запросов и жалоб в Конституционный суд на проверку законности того или иного правового положения;
  • возможность подачи гражданского иска от потерпевшего в процессе рассмотрения уголовного дела;
  • наличие права суда, исследующего материалы, выйти за рамки исковых требований;
  • отсутствие возможности наказать граждан, участвующих в процессе, за неуважение к судейскому составу;
  • четкая процедура проверки фактических обстоятельств рассматриваемого вопроса;
  • непрерывность процесса;
  • осуществление прокурором функции защиты и обвинения в суде от имени государства и граждан.

Правосудие – понятие, отражающее задачи демократического строя, принципы устройства государственной структуры правоохранительных органов. Предназначение, которого – выявление истины, устранение ошибок, защиты прав участников процесса, путём вынесения актового документа.

Принципы существующего строя

Судебная власть осуществляет работу на основании положений, закреплённых действующим законодательством, которые зависят от норм отраслевого права.Уголовное законодательство имеет цель – выяснение возможности применения норм ответственности к тому или иному конкретному случаю в жизни.

Основные принципы:

  1. Наказание за преступление назначается при соблюдении индивидуальных особенностей совершённого деяния, с учётом личностных характеристик подсудимого.
  2. К ответственности привлекаются лица, независимо от социального, имущественного положения, занимаемой должности.
  3. Наказание назначается за действия или наступившие последствия при наличии доказательной базы, установлении вины.
  4. Мера принуждения, применяемая к совершившему преступление, должна соответствовать характеру и степени опасности.
  5. Невозможность привлечения к ответственности за конкретное деяние более одного раза.
  6. Меры правового характера, применяемые к участнику процесса, не должны причинять физические страдания, унижать человеческое достоинство.
  7. Защита от незаконного преследования.
  8. Достижение определённого возраста лица, привлекаемого к ответственности.
  9. Назначение принудительных мер медицинского характера к лицу, признанного невменяемым.
  10. Наличие состава преступления в соответствии с УПК.
  11. Невозможность наказания вследствие физического принуждения к совершению опасного деяния.
  12. Освобождение от наказания в связи с примирением потерпевшего и подозреваемого.
  13. Амнистирование граждан на основании государственного акта.
  14. Возможность помилования осуждённого на основании решения Президента страны.
  15. Невозможность задержания по подозрению без наличия законных оснований.
  16. Осуществление безопасности в отношении свидетелей и потерпевших.
  17. Осуществление обыска в жилом помещении на основании решения суда.
  18. Установление виновности только приговором.
  19. Осуществление защиты при помощи адвоката. Приглашение для участия в деле специалиста от имени государства, при невозможности оплатить услуги самостоятельно.
  20. Соблюдение территориальной подсудности.
  21. Возможность привлечения эксперта, специалиста, переводчика для установления истины по делу.
  22. Отвод участников процесса.
  23. Наложение ареста на имущество, корреспонденцию.
  24. Невозможность привлечения к ответственности за преступление по делу, основанному на недопустимых доказательствах.
  25. Наличие и погашение судимости.
  26. Замена не отбытой части наказания в виде лишения свободы иным видом.
  27. Применение срока давности за совершённое преступление.
  28. Отсрочка матерям, имеющим малолетних детей.
  29. Возможность реабилитации от незаконного уголовного преследования.
  30. Снижение наказания при заключении соглашения с правоохранительными органами.
  31. Право потерпевшего, обвиняемого на ознакомление с материалами уголовного дела.
  32. Возможность проведения судебного разбирательства в упрощённой форме, без исследования доказательств.

Верное применение положений закона предполагает основное свойство – выяснение истины по конкретному делу.

Гражданское законодательство

Оно призвано защищать от незаконного посягательства частную жизнь граждан, собственность физических и юридических лиц.

  Система германского права

Необходимо перечислить основные моменты, которые закреплены в Гражданском кодексе:

  • осуществление интересов в соответствии с личным волеизъявлением;
  • свобода в определении условий договора, не противоречащих действующему законодательству;
  • возможность ограничения прав отдельных лиц в целях обеспечения их нравственности, здоровья;
  • возмещение убытков стороной, нарушившей право;
  • компенсация ущерба от незаконных действий государственных органов, должностных лиц;
  • правоспособность граждан с момента рождения до смерти. Возможность приобретать в собственность имущество, заниматься коммерцией, совершать сделки, участвовать в процессе наследования, выбирать место жительства;
  • обязанность отвечать по своим обязательствам;
  • возможность применения процедуры банкротства;
  • получение опеки в соответствии с недееспособностью;
  • разумный срок судопроизводства;
  • условия подсудности рассматриваемых дел;
  • возможность отказа от исковых требований, подписания мирового соглашения;
  • возможность участия в деле представителя по доверенности либо адвоката по соглашению;
  • необходимость предоставления доказательства для принятия верного решения;
  • привлечение экспертов, специалистов для выяснения вопросов, требующих специальных знаний;
  • обязательность уплаты госпошлины;
  • протоколирование судебного процесса. Каждое слово должно быть подтверждено документально.

Общий смысл цели существующего правосудия в институте гражданского судопроизводства – восстановление нарушенных прав путём приведения к законной форме.

Найдено 7 определений термина ПРАВОСУДИЕ

Показать: [ все ] [ краткое ] [ полное ] [ предметную область ]

[ отечественный ] Время: [ современное ]

  • https://yurister.ru/ugolovnoe-pravo/priznaki-pravosudiya.html
  • https://ugolovnoe.com/pravo/priznaki-pravosudiya
  • http://determiner.ru/termin/pravosudie.html

Помогла статья? Оцените её Загрузка…

Источник: https://pozakonu.site/sud/pravosudie-glavnye-priznaki-sistema-printsipov-i-vidy-deyatelnosti.html

Ссылка на основную публикацию