Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

  • Понятие наказания. Отличие наказания от иных  мер уголовно-правового характера
  • В УК РФ
    есть легальное определение наказания:
  • 1) Мера
    государственного принуждения
  • 2)
    Назначаемая по приговору суда
  • 3) Лицу,
    признанному виновным в совершении преступления
  • 4)
    Заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица
  • Цели:1)восстановление соц справедливости; 2)исправления осужденного; 3)предупреждение совершения новых преступлений.
  • Наказание должно отвечать всем принципам уголовного права:

1) Законности – нет наказания без закона. Основание наказание –
состав преступления.

2) Равенства – то есть пенализация – установление санкций за
преступления независимо от пола, расы…

3) Вины – не допускается наказание за невиновные деяния. Наказание
носит личный характер.

4) Справедливость – наказание должно быть соразмерным характеру
деяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Нет двойного
наказания за 1 преступление.

5) Гуманизм наказания – рациональное экономия репрессий. Более
строгое наказание ( в рамках предусмотренных санкции) возможно только, если
менее строгий вид не смоет достижения целей наказания.

Признаки наказания:

1) Наказание – мера государственного принуждения. Никакие другие
органы, кроме государства (в лице судебной власти) не могут выносить наказание.
Приговоры – «Именем Российской Федерации….»

2) Наказание – принуждение. Его назначение и осуществление
осуществляется вопреки воле осужденного.

  1. 3) Содержание наказания – лишение или ограничение прав и свобод
    осужденного.
  2.        Лишение свободы –
    лишение свободы и арест
  3. Ограничение свободы – ограничение свободы и
    содержание в дисциплинарной воинской части.
  4.         Ограничение прав – исполнительные
    работы, ограничения по военной службе.
  5. 4)
    Основание назначения наказание – совершение преступление, то ест наказание
    является следствием преступления.
  6. 5)
    Наказанию подвергается только то лицо, которое признано судом виновным в
    совершении преступления
  7. В УК предусмотрены помимо наказаний меры уголовно-правового характера.
    К ним относятся:
  8. а) Принудительные меры воспитательного воздействия
  9. Назначаются судом взамен наказания
    несовершеннолетнему лицу, виновному в совершении преступлении небольшой и средней
    тяжести
  10. Не носят
    карательного характера
  11. Адресатом этих мер
    – лица в возрасте от 14 до 18 лет
  12. Не влекут судимости
  13. б) Принудительные меры медицинского характера.
  14. Это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра,
    а также принудительное лечение в психиатрическом стационаре (3 типа).
  15. Невменяемые не совершают преступления
  16. Цель –
    излечение или улучшение психического состояния лица, совершившего общественно
    опсаное деяния, а также для предупреждения совершения  им нового опасного деяния.
  17. ПММХ
    определяются судом  в отношении лиц,
    которые после совершения преступления «тронулись» а так же к ограниченно
    вменяемым наркоманам и алкоголикам
  18. Основания назначения:
  19. 1) Совершение деяния
  20. 2)
    Наличие псих. Расстройства, алкоголизма или наркомании
  21. 3) наличие
    опасности для себя и других лиц
  22. ПММХ
    назначаются на неопределенный срок, который зависит от достижения цели
    излечения.

Наказание
следует отличать также от иных правовых санкций — административных,
гражданских, дисциплинарных. Различие проходит по основаниям ответственности,
содержанию и последствиям. Имеются также процессуальные отличия.

  •        Наказание следует
    отличать и от так называемых мер безопасности.
  • Общим между двумя видами уголовно-правового воздействия является то, что они представляют собой официальную (правовую) реакцию государства на совершение уголовно наказумого деяния и применяются в рамках уголовно-процессуальной деятельности с соблюдением всех предусмотренных для нее конституционных гарантий.
  • Формальное различие состоит в том, что основанием для применения иных мер уголовно-правового характера может служить совершение не только преступления, но и иных общественно опасных деяний (невменяемым лицом). При этом, если применение наказаний всегда является формой реализации уголовной ответственности, иные меры уголовно-правового характера могут применяться:
  • как форма реализации уголовной ответственности (конфискация орудия преступления, ограничение некоторых прав);
  • как форма освобождения от уголовной ответственности (например, применение воспитательных мер к несовершеннолетним);
  • к лицам, не подлежащим уголовной ответственности (невменяемым);
  • В отдельных случаях иные уголовные меры могут применяться к лицам, не совершившим преступления или общественно опасного деяния (например, конфискация преступно добытого имущества у третьих лиц, которым оно было передано виновным). 

Далее, у иных мер уголовно-правового характера существуют собственные цели, которые лишь частично совпадают с целями наказания. Точкой этого совпадения является превенция (как правило, частная). В отличие от наказания, иные уголовные меры не преследуют целей воздаяния (кары) за совершенное преступление или устрашения. 

Для некоторых из них целью является также устранение последствий преступной деятельности (например, для такой меры, как конфискация преступных доходов). Целью иных уголовных мер может быть также перевоспитание и социальная защита лица (это касается принудительных мер воспитательного характера, применяемых в отношении несовершеннолетних).

Источник: https://www.sites.google.com/site/gosekzam/bilet-10

Понятие уголовного наказания и его признаки. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения. (Статья 43)

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 21Следующая ⇒

Понятие уголовного наказания

Наказание — центральный институт уголовного права. Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью, поскольку прерывает антиобщественную деятельность лиц, совершающих преступление.

Как острейшая мера государственного принуждения, наказание заключается в предусмотренном УК лишении или ограничении определенных прав и свобод осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий, ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера.

Это полностью отвечает требованиям статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Следовательно, уголовное наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение находит проявление в том, что уголовное законодательство РФ не знает телесных и иных позорящих наказаний, что соответствует требованиям статьи 5 Всеобщей декларации прав человека и статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Без наказания уголовная ответственность — это фикция. Некоторые считают, что уголовная ответственность немыслима без меры государственного принуждения.

  • Меры государственного принуждения делятся на наказание и иные меры (принудительные меры медицинского характера, воспитательного воздействия, конфискация имущества).
  • Существовало два периода в понимании уголовного наказания.
  • 1) Вторая половина 20 века (УК РСФСР 1960 года): определение наказания через категорию кары (Пионтковский, Беляев).
  • Согласно статье 20 УК РСФСР наказание — это не только кара, но и имеет целью исправление и перевоспитание.

2) Начало 21 века. Существуют различные подходы, но почти все авторы отказались через определения наказания через категорию кары.

  1. Прохоровы: наказание — реализация уголовной ответственности (то есть, реализация обязанности претерпеть лишения за совершенное преступление).
  2. Келина: наказание — средство борьбы с преступностью.
  3. Галиакбаров: наказание — отрицательная правовая оценка от имени государства совершенного виновным преступления.
  4. Кузнецова: наказание — это мера государственного принуждения, назначенная по приговору суда.
  5. В действующем УК наказание определяется в статье 43:
  6. Наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
  7. Наказание применяется к лицу, признанному виновным и заключается в лишении или ограничении прав и свобод данного лица.
  8. Признаки наказания

1) Наказание носит государственный характер (наказание — именем РФ). Наказание — в пользу государства. Уголовное наказание отличается от иных мер, применяемых, например, за административные, дисциплинарные, гражданско-правовые правонарушения, тем, что применяется только к лицам, совершившим преступление. Наказывая, государство принуждает преступника к законопослушному поведению.

2) Наказание может быть назначено только по приговору суда. Иные государственные органы таким правом не обладают.

Исходя из КРФ „каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда„ и „правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом“.

Обвинительный приговор суда является единственной процессуальной формой применения наказания. Только суд в России вправе давать уголовно-правовую оценку содеянному и личности виновного. Назначение наказания только судом определено и в действующем УПК РФ: „Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом“.

3) Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Оно может быть назначено только при наличии вины лица в совершенном преступлении. Невиновное причинение вреда исключает уголовную ответственность и наказание.

Если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. Уголовное наказание всегда имеет строго индивидуальный характер, т.е.

применяется конкретно к лицу, совершившему преступление, и не распространяется на других лиц, не причастных к совершению преступления.

4) Уголовное наказание устанавливается УК. В статье 44 — перечень наказаний. Он не может быть расширен и произвольно истолкован судом. Сущность наказания состоит в предусмотренных УК лишениях и ограничениях прав и свобод, зависящих от вида наказания, например: права выбора места жительства, передвижения, выбора рода деятельности; лишении воинского звания, жизни.

5) Уголовное наказание влечет за собой судимость. Судимость как стадия реализации уголовной ответственности возникает, если уголовная ответственность оканчивается назначением наказания.

  • Отличие наказания от иных мер государственного принуждения
  • 1) Наказание является правовым последствием преступления, другие виды государственного принуждения — последствиями менее опасных правонарушений.
  • 2) Наказание более репрессивно, чем другие меры принуждения и выражается в большем правоограничении виновного.
  • 3) Наказание назначается только судом и от имени государства, другие виды государственного принуждения применяются от имени органа власти, управления или должностного лица.
  • 4) Наказание порождает судимость, другие меры правового воздействия не влекут такого последствия.

5) Порядок назначения наказания предусмотрен УПК, другие виды принуждения — иными нормативными актами (ГПК, КоАП, КЗОТ и др.).

6) Наказание формулируется в обвинительном приговоре суда, иные меры правового воздействия отражаются в решении суда, постановлении или приказе органа власти, управления или должностного лица.

Билет №17

1.Понятие уголовной ответственности. Стадии ее реализации. Основание.Понятие

Понятие „уголовная ответственность“ встречается во многих нормах УК. Оно присутствует также в названиях глав 4, 11 и 14, разделов IV и V УК. Действительно, уголовная ответственность является одним из фундаментальных понятий в уголовном праве, однако, несмотря на это, УК не содержит его определения.

Уголовная ответственность — это разновидность юридической ответственности. Все общие черты юридической ответственности можно распространить и на уголовную ответственность.

Существует два подхода к определению уголовной ответственности:

1) Отождествляет уголовную ответственность и наказание. Основан на исторических условиях.

Многие считают, что раз человек не в тюрьме, то он не ответил.

Иоффе, Шаргородский, Келина, Наумов: уголовная ответственность — это мера государственного принуждения, применяемая к лицу, совершившему преступления. В соответствии со статьей 43 уголовное наказание есть мера государственного принуждения. Получается, что уголовная ответственность есть наказание.

В 1996 году, после принятия УК, все, кто занимался этой проблемой, заметили, что законодатель разделил эти 2 понятия.

В УК существует 2 главы:

Глава 11. Содержит в себе основания освобождения от ответственности (раскаяние, примирение с потерпевшим).

Глава 12. Другие основания освобождения от ответственности (по болезни, УДО).

То есть, лицо может быть судимым, но без наказания. А может — судимым и понёсшим наказание.

  1. То есть, уголовная ответственность может быть реализована с наказанием, а может — нет.
  2. Поэтому более приемлема другая группа авторов, которые разделяют понятия уголовной ответственности и наказания.
  3. 2) Уголовная ответственность и уголовное наказание — разные категории.

Бойцов, Прохоров: уголовная ответственность — это осуждение, порицание лица за совершённое преступление с назначением наказания или без него (принудительные меры медицинского характера и т. д, то есть, то, что не является наказанием). Ответственность — это отрицательная оценка государства.

  • Лейкина: уголовная ответственность — это обязанность лица, совершившего преступление, подвергнуться мерам уголовно-правового воздействия.
  • Загородников, Марцев, Дагиль: уголовная ответственность — это правовой статус, правовое положение лица, совершившего преступление.
  • Таким образом, уголовная ответственность отождествляется с правоотношениями, которые возникают между государством и лицом, совершившим преступление.
  • В правоотношения вступают человек и государство, представленное системой правоохранительных органов (дознание, суд, исполнительное производство).

Юридическим фактом, в связи с которым возникают уголовно-правовые отношения, является виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Уголовная ответственность как правоотношение возникает в момент преступления (образуется потенциальная связь между государством и человеком). В этот момент у государства появляется право разыскивать преступника, избирать меру пресечения.

С этого же времени (со дня совершения преступления) исчисляются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Читайте также:  Подделка документов: статья 327 ук рф, наказание

Если рассматривать уголовную ответственность как сложное структурное образование, состоящее из ряда элементов (составных частей), то она состоит из следующих элементов:

Первым из таких элементов следует считать основанную на законе обязанность лица дать отчет перед государством (в лице его соответствующих органов) за совершенное преступление.

Второй элемент заключается в отрицательной оценке деяния и порицании лица, его совершившего.

Уголовная ответственность включает также назначаемые виновному лицу наказание и иные меры уголовно-правового характера (третий элемент) и судимость как правовое последствие осуждения за совершение преступления (четвертый элемент).

Содержанием уголовной ответственности является взаимный комплекс прав и обязанностей. Объём, комплекс прав и обязанностей зависит от аспектов уголовной ответственности. Выделяют два аспекта.

1) Перспективный аспект (в теории государства и права — проспективный).

Это правоотношения в будущем, уголовная ответственность обращается в будущее даже законопослушным гражданам.

Государство имеет право запрета на какую-либо деятельность, поведение. На людей наложена обязанность соблюдать. Таким образом, люди всегда будут находиться в правоотношениях с государством.

Уголовная ответственность существует как правоотношение между гражданами и государством.

2) Ретроспективный аспект.

Обращение уголовной ответственности в прошлое. Это ответственность за прошлое деяние.

— позитивная разновидность ретроспективного аспекта: это одобрение государством причинения вреда, когда государство даёт положительную оценку действиям человека (при обстоятельствах, исключающих преступность деяния).

— негативная разновидность ретроспективного аспекта: государство осуждает причинение вреда. У государства есть право применить к лицу различные ограничения (арест, подписка о невыезде).

Значит, этому праву должна соответствовать обязанность человека претерпеть эти ограничения. Но государство обязано применить эти меры только в соответствии с уголовным законом.

Если есть причина от ответственности освободить — государство должно освободить.

То есть, человек имеет право быть освобождённым по разным причинам, установленным в уголовном законе. Следовательно, права и обязанности — взаимопредполагающие.

  1. Видами уголовной ответственности (формами ее реализации) являются:
  2. — осуждение без назначения наказания;
  3. — осуждение с назначением предусмотренного санкцией нормы УК наказания или иных мер уголовно-правового характера.
  4. В своей реализации уголовная ответственность проходит четыре стадии.
  5. 1) Привлечение к ответственности.
  6. Эта стадия начинается с момента совершения преступления и заканчивается составлением обвинительного акта и передачей дела в суд.

На этой стадии человек уже терпит ограничения (меру пресечения). Но на этой стадии уголовная ответственность может быть и завершена (акт амнистии, освобождение в связи с примирением с потерпевшим). Но эти основания не реабилитирующие и человек должен дать согласие на освобождение. Если уголовная ответственность не завершилась, то наступает вторая стадия.

2) Стадия осуждения (порицающая).

Это судебное разбирательство. Длится с передачи дела в суд до вынесения обвинительного приговора. Может прекратиться и на этой стадии с вынесением определённого приговора. Если выносится обвинительный приговор, то наступает следующая стадия.

3) Исполнение наказания.

Только на этой стадии уголовная ответственность отождествлена с уголовным наказанием. Начинается со вступления в силу приговора и до момента полного исполнения приговора. На этой стадии возможно условно-досрочное освобождение, акт амнистии, акт помилования. Но есть и четвёртая стадия, на которой человек всё ещё должен.

  • 4) Стадия судимости.
  • В какой-то мере накладывается на предыдущую, так как длится с момента вступления в силу приговора до снятия или погашения судимости.
  • Судимость — это особый правовой статус человека, осужденного за преступление. Это правовые ограничения:
  • — связанные с реализацией права труда (в прокуратуре, суде);
  • — ограничение в образовании (институт МВД).

Юридически человек не судим, если судимость снята или погашена. Судимость погашается автоматически по истечении определённого срока. Снимается — досрочно по решению суда. Если судимость снята или погашена, то человек государству больше ничего не должен.

Вместе с тем в отдельных случаях уголовная ответственность может быть не реализована. Например, в связи с наступлением после совершения преступления смерти виновного, делающей невозможным назначение или исполнение наказания. Не будет реализована уголовная ответственность также в случае освобождения от нее лица, совершившего общественно опасное деяние

Основание

В уголовно-правовой литературе проблему основания уголовной ответственности традиционно рассматривают в двух аспектах: философском и юридическом. В свою очередь, в философской литературе выделяют ответственность позитивную (или активную) и негативную (или ретроспективную).

Если первая — это ответственность за будущее (за воспитание детей, выполнение долга и т.д.), то вторая — ответственность за прошлое (за определенное поведение, совершенный поступок и т.д.). Очевидно, уголовную ответственность следует считать негативной (ретроспективной).

Философский (социальный) аспект вопроса об основании уголовной ответственности заключается в выяснении вопроса о том, почему физическое лицо может нести уголовную ответственность за совершенное им деяние. Свобода воли, возможность выбора своего поведения, способность отвечать за них — вот что является основанием ответственности правовой (уголовной).

И наоборот, отсутствие возможности выбора линии собственного поведения, несвобода воли исключают ответственность. Так, лицо, причинившее вред охраняемым законом интересам в результате физического принуждения, при котором оно не могло руководить своим деянием, к уголовной ответственности не привлекается. УК (статья 40) причинение вреда при таких обстоятельствах (т.е.

при отсутствии свободы воли) преступлением не считает.

Юридический аспект анализируемой проблемы предполагает выяснение вопроса о том, за что, за какое поведение лицо может привлекаться к уголовной ответственности, что считать ее основанием. Ответ на этот вопрос содержится в статье 8 УК: „Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом“.

Основание уголовной ответственности закреплены в статье 8 УК. В соответствии с ней, основанием является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Таким образом, чтобы привлечь человека, нужны признаки, а чтобы вынести приговор, нужен состав.

Соответственно, „отсутствие в деянии состава преступления“ является основанием отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xd406.html

Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия

  • ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
  • Понятие и признаки наказания. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия
  • Понятие наказания

Наказание является самостоятельной мерой уголовной ответ­ственности. Его понятие определено в ст. 47 УК.

Наказание — это принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемая по приговору суда к лицу, осуж­денному за преступление, и заключающаяся в предусмот­ренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Поскольку наказание является мерой уголовной ответствен­ности, то ему присущи все признаки, характерные для мер такой ответственности. Вместе с тем, оно по своему содержанию занима­ет особое место в системе мер уголовно-правового воздействия.

Содержание наказания

В чем же заключается содержание наказания? Ответ на этот вопрос дан в самом законе. Содержание наказания состоит в ли­шении или ограничении прав и свобод осужденного, которые пре­дусмотрены уголовным законом.

В теории уголовного права сово­купность лишений и ограничений, составляющих содержание нака­зания, называют карой. Такое понятие требует уточнения в той части, что кара есть совокупность существенных лишений и огра­ничений прав и свобод осужденного.

Они представляются сущес­твенными как по важности самих прав и свобод, которых лицо ли­шается или которые ограничиваются (право на свободу, на жизнь, право собственности, право на уважение достоинства и др.

), так и по объему лишений и ограничений (лишение свободы, пожизнен­ное заключение, смертная казнь, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества и др.).

Кара может иметь различные характер и степень, по которым и различаются виды наказаний. Она может быть физического, имущественного, морального характера. Например, в таких наказа­ниях, как исправительные работы, штраф, конфискация имущес­тва, превалирует кара имущественного характера.

Наказания в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смерт­ной казни содержат преимущественно кару физического характера. Совокупность правоограничений, характерных для конкретного вида наказания, составляет объем кары в этом наказании.

Но лю­бое наказание связано и с моральными ограничениями и лишениями.

  1. Признаки наказания
  2. Рассматривая признаки наказания, отметим, что многие из них совпадают с признаками мер уголовной ответственности.
  3. Как и любая мера уголовной ответственности, наказание явля­ется мерой уголовно-правового воздействия, которая:
  4. • предусмотрена только в уголовном законе;
  5. • назначается судом от имени государства;
  6. • назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления;
  7. • носит публичный характер;
  8. • исполняется специальными органами;
  9. • создает состояние судимости.

Однако исходным критерием, посредством которого следует отграничивать наказание от иных мер уголовной ответственности, является его содержание, т.е., как сказано выше, кара.

Иные меры уголовной ответственности именно потому, что они иные, не должны иметь своим содержанием кару.

Как указывается в литера­туре, по своему содержанию они представляют конкретно опреде­ленную систему правовых средств профилактического, исправи­тельного и испытательного характера, которые применяются в отношении осужденного в режиме осуждения.

Таким образом, главным критерием отграничения наказания от иных мер уголовной ответственности служит их содержание. Наказание имеет своим содержанием кару, иные меры уголовной ответственности карательным содержанием не обладают.

  • Поскольку наказание наделено карательным содержанием, оно наряду с общими признаками, свойственными всем мерам уголов­ной ответственности, характеризуется и своими, специфическими признаками. К ним относятся следующие:
  • 1) наказание — главная мера уголовной ответственности. Оно занимает ведущее место среди всех мер уголовной ответственнос­ти, применяемых в судебной практике (назначается к более чем 80% всех осужденных по приговору суда);
  • 2) наказание предусмотрено в УК в целостной системе, и ви­новному не может быть назначено наказание, которое не указано в данной системе;

3) наказание предусмотрено не только в системе наказаний, но и в санкциях статей Особенной части УК. Оно назначается на осно­ве и в пределах каждой конкретной санкции и выход за ее пределы возможен только в случаях, предусмотренных ст. 70 УК (назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законом);

  1. 4) осуждение виновного лица по приговору суда всегда свя­зано с решением вопроса о назначении наказания, освобождени­ем от его отбывания или о неназначении наказания. Иные меры уголовной ответственности применяются только в том случае, когда достижение целей уголовной ответственности возможно без отбывания назначенного судом наказания либо без его при­менения;
  2. 5) наказание, назначенное виновному в совершении преступ­ления лицу, создает состояние судимости в течение определенного срока после его отбытия (за исключением тех случаев, когда оно назначается за преступление, совершенное по неосторожности);
  3. 6) угрозой наказания, предусмотренного в санкции статьи Особенной части УК за конкретное преступление, обеспечивается общее предупреждение как цель уголовной ответственности.
  4. Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия
  5. Для уяснения сущности наказания как меры уголовной ответ­ственности его следует отграничивать от иных мер государствен­ного принуждения, а также от мер общественного воздействия.
  6. Отграничение наказания от других мер государственного при­нуждения можно провести по следующим критериям:

1) по источнику регулирования: виды наказания, их содержа­ние и порядок назначения определены только в УК. Другие меры государственного принуждения (например, меры административ­ного, дисциплинарного взыскания, меры гражданско-правовой от­ветственности) предусмотрены в соответствующем законодатель­стве (административном, трудовом, гражданском и т.н.);

2) по направленности применения: наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступле­ния, иные меры государственного принуждения применяются к лицам, совершившим не преступления, а другие правонарушения (например, административные, дисциплинарные проступки и т.п.);

3) по субъекту применения: наказание назначает только суд (судья) и исполняется оно специальными органами и учреждениями (уголовно-исполнительные инспекции, учреждения уголовно-ис­полнительной системы).

Иные меры государственного принужде­ния могут назначаться не только судьей, но и другими органами (должностными лицами): административные комиссии при испол­нительных комитетах Советов депутатов, комиссии по делам несо­вершеннолетних, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, руководители организаций и др.;

4) по характеру и объему ограничений и лишений. Содержа­нием наказания является кара, т.е. совокупность существенных ограничений и лишений прав и свобод осужденного, применяемых на основе осуждения виновного лица.

Характер и объем ограниче­ний и лишений прав и свобод, составляющих содержание иных мер государственного принуждения, и при этом не связанных с осуждением лица, не являются настолько существенными, чтобы их считать карой;

5) по правовым последствиям: наказание создает состояние су­димости. Другие меры государственного принуждения, поскольку они не связаны с осуждением лица, такого состояния не создают.

От мер общественного воздействия наказание отличается своей природой. Наказание — это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Меры общественного воздействия не относятся к мерам государственного принуждения, они применяются не от имени государства, а от имени какой-либо организации.

В насто­ящее время УК не предусматривает применение мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступление.

§ 2. Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация наказаний

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/31144.html

Отличие уголовного наказания от иных мер государственно-правового и общественного воздействия

Отличие уголовного наказания от проступков.

Для того, чтобы непосредственно перейти к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом является правонарушением. Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления – это общественно опасные правонарушения, запрещенные уголовным законодательством. Общественная опасность состоит в том, что они наносят ущерб самим условиям существования общества, его общественному и государственному строю, основным правам и свободам граждан и так далее.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК, относятся к другому виду правонарушений: проступкам.

Противоправные проступки, в зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих им правовых санкций, подразделяются «на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, предусмотренные соответствующими отраслями права»[48].

Четырем вышеперечисленным видам правонарушений соответствуют четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Поскольку далее речь пойдет об отличии наказания от других мер государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс: наказание и уголовная ответственность – это не тождественные понятия. Такой вывод вытекает из анализа законодательства.

Как прежний, так и новый УК предусматривают уголовную ответственность без назначения наказания и судимости и уголовную ответственность с назначением наказания и судимостью. Такой вывод вытекает из ст. 92 ч.

1 УК, в которой говорится, что несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй ст. 90 УК.

Уголовная ответственность может быть без наказания, но наказание не может быть без уголовной ответственности, и исходя из этого можно сказать о том, что уголовная ответственность и наказание – понятия несовпадающие и первое является шире чем второе.

Итак, наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

По источнику права.

Уголовным Кодексом Российской Федерации наказание устанавливается как мера государственного принуждения.

Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные в РФ являются юридическим основанием уголовного законодательства, но только УК РФ устанавливает непосредственно само наказание.

Так же подлежат включению в этот кодекс все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность. Как законы, так и подзаконные акты могут быть источником самого права при назначении мер государственного принуждения за проступки.

Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

По основаниям ответственности.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. «Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения»[49].

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение трудовой служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские правонарушения, которые состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и так далее.

По процессуальной форме.

Уголовные наказания выносится только по приговору суда и никакой другой орган не имеет право его налагать. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

Например: решение суда, обязывающее лицо выплатить неустойку в пользу другого лица (гражданско-правовая ответственность); приказ начальника об увольнении подчиненного в связи с нарушением им правил трудового договора (дисциплинарная ответственность); распоряжение вышестоящих государственных органов власти о привлечении к административной ответственности служащих нижестоящих органов власти в связи с допущенными с их стороны правонарушениями по службе (административная ответственность); и т.д.

По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

Уголовные наказания носят строго личный характер и могут налагаться только на физическое лицо. Примером может служить то, что не могут быть привлечены к уголовной ответственности родители подростка, совершившего преступление.

У проступков круг адресатов широк: ими могут быть как физические, так и юридические лица (за исключением дисциплинарных проступков), отсутствует строго личный характер мер. Например, «на родителей ребенка, совершившего административное правонарушение, может быть наложен штраф; если собака укусила прохожего, то на ее хозяина может быть наложен штраф в административном порядке и т.д»[50].

По содержанию.

Преступление всегда влечет наказание, которое по своему содержанию является карой. Оно представляет собой лишение и ограничение прав и свобод граждан.

«За проступки применяются меры взыскания, восстановительные и профилактические меры, которые не ставят своей целью возмездие»[51].

Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д.

Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, иными словами, она направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. Трудовой Кодекс РФ предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий; замечание, выговор, увольнение.

В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и др., а также профилактические меры: замечание, выговор.

По правовым последствиям.

Наказание за преступление влечет за собой судимость, но за проступки судимость не предусмотрена. Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК).

Отличие наказания от принудительных мер воспитательного воздействия.

Такие уголовно-правовые меры как наказание и принудительные меры воспитательного воздействия следует отличать друг от друга, так как они представляют разновидность мер государственного принуждения, предусмотренных УК. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности либо от наказания. Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Отличие наказания от принудительных мер медицинского характера.

«Принудительные меры медицинского характера также имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания. Оно выражается в том, что, как и наказания, эти меры являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом. Тем не менее эти меры имеют принципиальное отличие от мер уголовного наказания.

Указанные принудительные меры лишены такого свойства наказания, как кара. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно-опасных действий лиц, к которым они применяются.

Эти цели не преследуют цели исправления указанных лиц, а направлены на их излечение или улучшение их психического состояния, а также на предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных Особенной частью УК.

В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительности, так как не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица»[52].

В теории уголовного права нет единства в решении вопроса о соотношении понятия «уголовная ответственность» и «наказание».

Между тем, однозначное толкование момента возникновения уголовной ответственности, по нашему мнению, имеет важное не столько теоретическое, сколько практическое значение.

Так же можно сказать о том, что уголовное наказание обладает рядом чёрт, отличающих его от других мер государственного принуждения и общественного воздействия.

Заключение

В историческом аспекте развития наказания правительство, исполняя задачу борьбы с преступностью, употребляет самые разные финансовые, социально-политические, организационно-управленческие и культурно-воспитательные меры.

В тот момент большую роль играют помимо прочего рычаги правового действия на лиц, осуществивших преступление.

Государственное принуждение причинившее урон более принципиальным публичным взаимоотношениям, в множестве которых особое место занимает уголовное наказание.

Вопросы наказания и его цели занимают важное место в доктрине уголовного права РФ и прочих государств. Рассматривая учение о целях и сути наказания, оно является одним из наиболее дискуссионных не только в истории, но и в прогрессивной доктрине уголовного права. Так как наказание относится к минувшему, оно видится отплатой, лишением.

Государство принуждается к нему самими свойствами человеческой личности или непременными законами общежития, оно является неуклонной обязанностью государства; поскольку наказание относится к будущему, оно составляет средство для достижения общеизвестных целей и рассматривается как реализация права государства, которым необходимо пользоваться в установленных случаях.

Поэтому и концепции о сути и целях карательной работы сводятся к двум группам: доктрине, обращенной к прошедшему и видящей в наказании только плату за совершённое посягательство на правопорядок, за учинённое правонарушителем зло (доктрина возмездия) и доктрины, обращённой к грядущему и видящей в наказании не только лишь вызванное, но и обусловленное криминальным действием, проявлением значимой работы государства (доктрина полезности).

Система уголовных наказаний создается государством, то есть волей жителей нашей страны.

Возникновение и функционирование системы наказаний предопределяется рядом беспристрастных и личных причин: система наказаний входит в систему публичных взаимоотношений; система наказаний призвана способствовать работе законодателя и правоприменительных органов, упростить исследование и определить производительность компонентов ее частей. Система наказаний определяется как социально обусловленная целостная совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленных законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести.

Любой вид уголовного наказания имеет собственную своеобразную задачу. По другому и вовсе не быть может — иначе терялось бы значение разделения наказания на разные виды.

Эти все специальные цели можно считать подцелями уголовного наказания, имея в виду, что ключевыми целями наказания являются: исправление осужденных, предупреждение совершения новых злодеяний как лично осужденным, так и другими лицами, а также моральное удовлетворение общества в частичной компенсации причиненного преступлением зла.

Это возведение целей наказаний позволит, с нашей точки зрения, с большей отдачей их реализовать и тем содействовать достижению задач, стоящих перед уголовным правом в целом.

Гигантскую роль играет уголовное наказание за наиболее тяжкое преступление — смертную казнь, как наиболее конструктивное, дискуссионное и противоречивый вид системы наказаний, который лишает жителя нашей страны не только лишь права на жизнь, но и самой жизни. Проблема смертной казни считается трудоемкой и многогранной.

Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и прочие сферы нашей жизнедеятельности. Смертная казнь — высочайшая, необыкновенная мера наказания.

Благо данное либо зло? Справедливое возмездие или неоправданная жестокость раздираемая противоречиями, далеко не идеального общества, не справляющегося со своей же преступностью? Может помочь ли она отделаться от преступлений? Считается ли смертная казнь ограничивающим моментом преступности, либо нет, не нарушает ли гражданские права, либо выступает средством из арсенала правопорядка, использовать ли ее в прогрессивный период, либо отрешиться? На данные и прочие вопросы по-всякому отвечают ученые, юристы-практики, политики, писатели, корреспонденты, уроженцы. Несмотря на то, что фактически все из них высказываются за отмену смертной казни (против самой идеи никто прямо не выступает), главные расхождения наметились в сроках воплощения этого гуманного акта. Сейчас неувязка смертной казни считается неувязкой крупного масштаба, которая преследует масштабные гуманистические цели.

В отечественной юридической литературе общепризнанным является положение о том, что уголовная ответственность и наказание — одни из фундаментальных правовых явлений и служат звеньями юридической триады: «преступление – уголовная ответственность – наказание», в которой, по сути дела, выражает смысл всего уголовного законодательства.

Уголовное наказание имеет ряд сходных признаков с иными мерами государственного воздействия: административного, дисциплинарного, гражданско-правового характера и т.п..

От этих мер наказание отличается, прежде всего, тем, что влечет за собой такое правовое последствие, как судимость.

При применении к лицам иных, не уголовно-правовых мер государственного воздействия никаких правовых последствий не наступает.

В результате проведенного нами исследования был осуществлен анализ норм отечественного законодательства, что дает возможность констатировать наличие целого ряда обстоятельств и, сделать выводы и внести предложения по оптимизации имеющейся системы уголовных наказаний, повышению ее эффективности.

Во-первых, целесообразно отграничить принципиально разные по смыслу и содержанию определения «назначение» и «применение» уголовного наказания в отечественном понятийно-терминологическом аппарате, поскольку первое вместе с исполнением является составной частью второго, реализуясь в окончательном выборе судом в обвинительном приговоре конкретного вида, определении его размера в отношении лица, совершившего предусмотренное УК РФ деяние.

Во-вторых, общими началами уголовного наказания являются универсальные правила, которыми должен руководствоваться суд при назначении наказания каждому виновному лицу по конкретному уголовному делу, поскольку в соответствии со ст.

60 УК РФ законодателем сформулировано шесть начал, исходя из которых наказание субъекту преступления должно назначаться в пределах, предусмотренных статьей Особенной части Уголовного кодекса; с учетом положений Общей части Уголовного кодекса; с учетом характера и степени общественной опасности преступления; с учетом личности виновного; с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание; с учетом влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

В-третьих, общие начала назначения наказания должны быть отграничены от принципов назначения наказания, представляющих собой основные руководящие идеи, содержащиеся в нормах уголовного законодательства, определяющие деятельность судов по реализации уголовно-правовых мер воздействия, так как вторые являются по отношению к первым производным понятием, зафиксированным законодателем в структуре УК РФ (дифференциация уголовной ответственности и наказания, индивидуализация наказания).



Источник: https://infopedia.su/9x3b1e.html

Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

     Принуждением 
обеспечивается и соблюдение норм других отраслей права, например, административного, гражданского, трудового.

Но эти меры государственного принуждения — административные взыскания, гражданско-правовые санкции, меры дисциплинарного воздействия — есть реакция государства на совершение правонарушений, не являющихся преступлениями.

И только уголовное наказание может назначаться за те деяния, которые предусмотрены законом в качестве преступлений. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

     Роль 
уголовного закона как единственного 
источника для выяснения того, что является преступным и уголовно наказуемым, дополняется и тем, что 
только в нем содержится исчерпывающий 
перечень видов наказаний, которые могут назначаться за совершенные преступления. Также как и их количественные и качественные характеристики.

Перечень видов наказаний обязателен для законодателя при конструировании санкций статей Особенной части УК, где рассматривается ответственность за конкретные составы преступления.

Обязателен этот перечень и для судов, которые не вправе назначать виновным в совершении преступлений какие-либо иные меры наказания, не предусмотренные уголовным законом, а также для органов и учреждений, исполняющих наказание.

     Значение 
уголовного права можно определить в соответствии со статьей 6 УК РФ назначенное 
подсудимому наказание должно соответствовать 
характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам 
его совершения и личности виновного.

При учете характера и степени общественной опасности преступления надо исходить из того, что характер общественной опасности преступления зависит от объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений, а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, способом совершения преступления).4

     Можно выделить несколько специфических 
признаков, сочетание которых и 
образует понятие наказания:

     1. Наказание — мера государственного 
принуждения. Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т.е.

представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто не вправе выходить за пределы количественных и качественных характеристик наказания, установленных законом.

Только в рамках наказания как меры, суд вправе на основе уголовного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количественных, а в ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу.

Незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входящих в уголовное наказание как меры государственного принуждения.

     2. Государственный характер меры 
принуждения. Под этим подразумевается, 
что наказание может быть назначено 
только от имени государства, 
и является публично-правовой, государственной 
оценкой деяния как преступного, а совершившего его лица как обязанного претерпеть наказание.

     Государство обладает исключительной монополией на назначение уголовного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере 
назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, т.е. УК РФ. Все новые законы, устанавливающие уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс.

УК устанавливает систему наказаний — исчерпывающий и обязательный перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

     3. Принудительный характер наказания 
как государственной меры. Все 
участники публичного правового оборота обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. е.

предусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физического воздействия.

Принудительный характер наказания также означает обязанность осужденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

     4. Уголовное наказание назначается 
за те правонарушения, которые являются преступлениями, т.е. содержат все признаки состава преступления. Т.к. виновность является одним из признаков преступления, то, разумеется, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Без вины назначение наказания невозможно, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию.

С этим же связан и личный характер наказания, которое назначается и применяется только в отношении самого преступника и никогда не может быть переложено на другое лицо.

     5. Наказание назначается только 
по приговору суда и от имени 
государства. Так, в соответствии 
с ч.1 ст.

49 Конституции РФ «каждый 
обвиняемый в совершении преступления 
считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Согласно же Конституции РФ «правосудие в РФ осуществляется только судом.

Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступника.5

     В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 “О судебном приговоре” подчеркивается: Конституционное положение о том, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, определяет значение судебного приговора как важнейшего акта правосудия и обязывает суды неуклонно соблюдать требования законодательства, предъявляемые к приговору.6

     6. Наказание, в отличие от других 
мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе. Уголовно-правовые последствия судимости могут проявляться в качестве:

  •      — отягчающего ответственность обстоятельства, влияющего на квалификацию преступления;
  •      — основания для признания лица 
    особо опасным рецидивистом;
  •      — отягчающего ответственность обстоятельства 
    при назначении наказания;
  •      — обстоятельства, исключающего или 
    ограничивающего освобождение от уголовной ответственности и наказания.

     7. Наказание по своему содержанию 
является карой. Хотя сам термин 
«кара» отсутствует в определении 
наказания, данном в УК. Карательный 
характер наказания заключается 
в предусмотренных в УК лишении 
или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления.

     Степень карательности различна у различных 
видов наказания. Перечень видов 
преступлений дан в действующем 
УК в порядке возрастания степени 
карательности.

Карательный потенциал 
наказания зависит от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный, что в свою очередь зависит от тяжести им содеянного и от свойств личности виновного.

Преступник может быть ограничен в материальных благах (например, штраф), а может быть лишен и высшего блага — жизни. Конечно, в последнем наказании степень карательности выше.

     В случае совершения преступления наказание 
выступает конечным звеном уголовно-правового 
механизма защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств (преступник — преступление — уголовная ответственность). Наказание призвано устанавливать торжество законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики преступления.

     Правовая сущность уголовного наказания состоит в том, что оно представляет собой необходимое правовое последствие особого юридического факта — совершенного преступного деяния. А социальная сущность выражается в том, что применяя уголовное наказание к виновному, государство тем самым негативно оценивает (порицает) действия преступника от имени всего общества.

     Таким образом, можно сделать вывод, что 
под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость.

Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника. Наказание — центральный институт уголовного права. В нем наиболее полно и наглядно проявляется содержание и направление уголовной политики государства.

Оно является наиболее эффективным уголовно-правовым средством борьбы с преступностью.

     2.2 ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ 

     Характеристика 
наказания не ограничивается лишь уяснением 
его сущности. Немаловажно определить цели уголовного наказания — те фактические 
результаты, которых стремится достичь 
государство, осуждая виновного 
и применяя к нему ту или иную меру уголовного наказания.

     Цели — одни из наиболее принципиальных вопросов уголовного права. Без учета целей 
нельзя определить социально-правовое назначение наказания и, следовательно, его эффективность. Специфичность 
целей наказания оказывает большое влияние на методику исправления осужденного.

     Уголовное наказание, как применяемая судом 
мера государственного принуждения, всегда ставит перед собой какие-либо цели, которые характеризуют его сущность. От правильного определения целей 
наказания зависит его эффективность.

В предшествующие эпохи основными целями наказания были устрашение населения и возмездие преступнику. Эти цели допускали причинение виновному страданий и мучений.

С развитием уголовно правовой мысли понятие о целях наказания постепенно менялось.

     В настоящее время, согласно ч. 2 ст.43 УК: Наказание применяется в целях 
восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления 
осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.7

     Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение граждан и соблюдение установленного правопорядка. Определение целей наказания — один из наиболее принципиальных вопросов уголовного права.

«От её решения зависит не только построение многих институтов этой отрасли права, но и целеустремленное применение самого уголовного законодательства». Цели наказания определяют направленность наказания, главное его назначение.

Определяя цели наказания, законодатель указывает на оптимально возможный и желаемый результат выраженной в законе угрозы наказанием и практики его применения в борьбе с преступностью.

     Для правоохранительных органов, применяющих 
и исполняющих уголовное наказание, цели становятся практическим ориентиром эффективности их практической деятельности.

От целей наказания следует отличать его функции, с помощью которых решаются частные задачи, достигаются промежуточные результаты на пути к цели.

Смешение целей с функциями в литературе встречается, и это не только мешает правильному уяснению тех и других, но и приводит к искажению социального назначения наказания, направленности уголовной политики.

     Цель 
наказания — можно определить, как 
достижение социальных результатов, к 
которым стремится законодатель и суд, устанавливая в санкциях статьи Уголовного кодекса и применяя к виновному лицу конкретную меру наказания.

     — Восстановление социальной справедливости. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определено непосредственно в российском уголовном законодательстве. Закрепление в правовой норме этого положения имеет свою историю.

     В течение длительного времени, в 
юридической литературе обсуждался вопрос о том, является ли кара целью 
уголовного наказания. Отрицательный ответ на этот вопрос со стороны многих исследователей был вызван тем, что признание кары целью наказания превращало наказание в самоцель.

Если учесть, что слова «наказание» и «кара» синонимы, то другого ответа на поставленный вопрос представить не возможно.

Однако сторонники признания кары целью уголовного наказания, настаивая на своем утверждении, высказали мнение, что цель кары должна пониматься не как стремление к простому возмездию, а как задача удовлетворения общественного сознания, дестабилизированного фактом совершения преступления.

Впоследствии такое понимание этой задачи стало пониматься как цель восстановления справедливости. Таким образом, карательное содержание наказания, о котором уже говорилось, является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости.

     Справедливость — это этическая категория, выражающая понятие о должном (установленном) порядке отношений между людьми в обществе с учетом неотъемлемых прав человека. Преступление всегда нарушает устоявшиеся в обществе и охраняемые законом те или иные отношения (причиняет им вред либо ставит их под угрозу причинения вреда). Поэтому, с позиции этики, преступление всегда несправедливо.

     Наказание служит восстановлению нарушенных преступлением 
общественных отношений.

В некоторых случаях такое восстановление адекватно: когда, к примеру, совершившее корыстное преступление лицо несет наказание в виде штрафа.

В иных — социальная справедливость достигается (восстанавливается) путем ограничения прав и свобод виновного, то есть путем применения к нему кары. Например, когда виновный в убийстве пожизненно лишается свободы.

Источник: https://www.stud24.ru/criminal-procedure/otlichie-ugolovnogo-nakazaniya-ot-drugih/153581-448917-page3.html

Ссылка на основную публикацию