Нелегальная эмиграция в другое государство — один из способов для преступника избежать наказания. В связи с этим большинство держав приняли соглашение, предусматривающее взаимную выдачу лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Рассмотрим особенности закона об экстрадиции в РФ, с учетом порядка и условий данной процедуры.
Понятие и законодательное регулирование
Суть проведения экстрадиции в принятии мер к преступникам, пожелавшим избежать возмездия, укрывшись на иностранной территории.
Положения об экстрадиции предусмотрены в российском уголовном праве — ст. 462 УПК РФ. Также возможность экстрадиции в 2020 году подтверждается заключенными межгосударственными договорами и конвенциями.
Статья 462 Уголовно-процессуального кодекса РФ «»Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации»
Виды экстрадиции
Разновидности выдачи предусматривают несколько классификаций. Они зависят от гражданства выдаваемого преступника. Экстрадировать могут:
- российских граждан;
- иностранных подданных;
- лиц, лишенных гражданства или имеющих паспорта нескольких государств одновременно.
Еще одна классификация учитывает цели данной процедуры. Лиц могут передавать для следующих действий:
- расследования уголовного дела;
- участия в суде в качестве обвиняемого;
- приведения приговора суда в исполнение.
В зависимости от прав сторон — участников процедуры — различают выдачу граждан из РФ или в обратном направлении, по требованию российских властей.
Как и когда доходит до экстрадиции
Принцип экстрадиции
Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:
- в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
- граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
- власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
- в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
- власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.
Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции
Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.
Читать так же: Как получить ИНН иностранному гражданину
Условия экстрадиции преступника
- наличие соответствующего соглашения между Россией и государством, направившим запрос об экстрадиции в РФ;
- лицо, подлежащее выдаче, — иностранного подданства. Россия не экстрадирует собственных граждан, согласно положениям ст. 61 Конституции;
- податель запроса должен обосновать виновность гражданина в уголовном преступлении; выдаче подлежат лица, обвиняемые только в уголовных деяниях;
- лица выдаются, при условии их принадлежности к подданным государства, направившего запрос;
- уголовное законодательство обеих сторон процесса должно иметь общую позицию в отношении преступления обвиняемого;
- преступник должен содержаться с соблюдением надлежащих условий и прав человека, доказательства чего предоставляются противной стороной; иначе в передаче может быть отказано.
Статья 61 Конституции РФ
Выдача своих граждан
Как отмечалось выше, конституционные положения исключают выдачу другим государствам граждан РФ. Это требование распространяется и на лиц с двойным гражданством.
Процедура экстрадиции
Запрос составляется с обязательным указанием следующей информации:
- сведений об организации, требующей передачи гражданина;
- наиболее полных данных о гражданине, экстрадиция которого стоит на повестке дня, с отображением ФИО, регистрационного и фактического адреса, фотографий и пр.;
- надлежащим образом заверенных копий судебных приговоров и постановлений, другой документации, подтверждающей правомерности предъявленных обвинений в совершении уголовно наказуемых деяний на территории страны.
Подготовленная документация должна соответствовать положениям Минской конвенции и других международных нормативных актов. Срок подачи запроса о проведении экстрадиции — в течение 40 дней от даты поимки преступника.
На следующем этапе сторона, получившая запрос, рассматривает полученные бумаги и принимает решение, взвесив доказательную базу и обоснованность требований о передаче преступника.
Если просьба одобрена, согласуется мера пресечения в отношении обвиняемого, дата и порядок выдачи лица, организация конвойного сопровождения.
Обвиняемый вправе ходатайствовать об обжаловании его выдачи, если решение принято неправильно и с нарушением гражданских прав. Просьба об обжаловании может подаваться в течение 10 дней с момента, когда он получил соответствующее уведомление.
В случае отказа, в течение недели может подаваться кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию.
Если запрос составлен грамотно, и присутствуют доказательства, указывающие правомерность просьбы, другая сторона идет навстречу и выдает преступника.
Но иногда Генпрокурор РФ может принять решение об отсрочке или выдаче на временной основе. Необходимость отсрочки может объясняться проведением дополнительного расследования обстоятельств задержания обвиняемого, рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и пр.
Если принято решение о временной выдаче, преступника выдают на оговоренный срок для проведения следственных мероприятий или судебных процедур.
Читать так же: Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства
Когда в экстрадиции может быть отказано
- запрос подан с нарушением процедуры;
- вина человека, подлежащего передаче, не доказана;
- лицо не входит в число подданных государства, подавшего запрос;
- для преступления, в котором обвиняется лицо, истек срок давности, или обвинение носит частный характер;
- лицо, в отношении которого подан запрос, не может привлекаться к уголовной ответственности;
- нарушено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, относительно возможности экстрадиции.
Страны, где нет экстрадиции
Законодательство некоторых государств не предусматривает положений, допускающих возможность выдачи лиц другим странам, даже если присутствуют доказательства их вины.
Большинство стран, не подписавших договор об экстрадиции — оффшоры, поэтому подобные нормы законов направлены на увеличение денежного оборота и привлечение капитала. Во многих государствах запросы рассматривают в индивидуальном порядке, руководствуясь национальными интересами.
Особенности законодательства об экстрадиции в разных странах
Список стран без экстрадиции в Россию
Количество стран, исключающих возможность экстрадиции в Россию — 132. Возможно расширение списка стран, отказывающих в экстрадиции в Россию, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией.
Мотивация стран без экстрадиции в Россию:
- ссылка на преследование по политическим обвинениям;
- ненадлежащие условия содержания в российских тюрьмах;
- отсутствие соответствующего соглашения.
Последнее из указанных условий относится к Беларуси и Китаю. Крупные западные страны, не поддерживающие взаимную экстрадицию преступников с РФ — США, Великобритания, Швеция.
Подобную позицию занимает большинство арабских государств — Катар, ОАЭ и пр. В качестве исключения в арабских странах, где нет экстрадиции, рассматриваются запросы по поводу лиц, обвиняемых в торговле наркотиками и бандитизме.
Экстрадиция из России в Украину
Из РФ в Украину преступники выдаются, если:
- обвиняемые относятся к гражданам Украины;
- они не просили в РФ политического убежища;
- в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
- запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
- передача согласуется с необходимыми для этого условиями.
При соблюдении перечисленных моментов для передачи преступника препятствия отсутствуют.
В чем разница между экстрадицией и депортацией
При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.
Читать так же: Получение загранпаспорта в Крыму
Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства. Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан.
Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-ehkstradicii-sut.html
Основные положения об экстрадиции: понятие, виды, страны без экстрадиции
- Стремясь скрыться от наказания, гражданин страны может использовать возможность нелегальной эмиграции на территорию государства, находящегося в политической конфронтации с родиной правонарушителя.
- Однако правительство в «новом доме» далеко не всегда решает встать на сторону беглеца.
- О том, что это такое экстрадиция, из каких стран нет экстрадиции в Россию вы узнаете в данной статье.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург
Скрыть содержание
Понятие экстрадиции
Экстрадиция представляет собой официально организованную выдачу лица одним государством другому, на основании признания виновным выдаваемого преступника, совершившего преступление закона на территории страны, запросившей экстрадицию.
Виды
- лица, являющегося гражданином РФ;
- подданного другого государства;
- лица без гражданства;
- лица с двумя или более гражданствами.
Классификация с учетом цели процедуры:
- необходимость осуществить уголовное преследование;
- необходимость отправления правосудия;
- необходимость исполнить приговор.
Классификация с учетом обязанностей, прав сторон, договаривающихся о проведении процедуры выдачи:
- по запросу РФ из другого государства в соответствующее ведомство России;
- по запросу любого государства к РФ.
Принцип экстрадиции
Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:
- стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
- придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
- не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
- ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
- противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.
Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции?
Порядок исполнения
Общие положения:
- Инициатор выдачи занимается сбором пакета документов, подтверждающих, что процедура экстрадиции лица обоснована (ст. 58 Минской конвенции), не нарушит принципов, правил процедуры.
- Запрашиваемая сторона изучает правомерность предложения о выдаче.
- В случае одобрения выдачи, проводят согласование условий проведения процесса (определяют дату, время, круг лиц для выполнения конвоирования).
Условия экстрадиции преступника
Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:
- Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
- Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
- Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
- Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
- Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
- Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
- Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
- Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.
СПРАВКА! Лица, попросившие политического убежища у РФ и получившие его, экстрадиции не подлежат.
Не проводится, так как это противоречит Конституции, УК РФ (ч. 1 ст. 61 и ч. 1 ст. 13 УК соответственно).
ВАЖНО! Лица, официально являющиеся подданными двух государств, одно из которых РФ, автоматически попадают в категорию лиц, передача которых не осуществляется.
Как правильно сделать?
В запросе обязательно должны присутствовать следующие сведения:
- полное наименование, адрес учреждения, составившего запрос;
- полные личные данные лица, о выдаче которого ходатайствует запрашивающий (необходимо перечислить время рождения, сведения о гражданстве, фактическом месте проживания, прочие данные для облегчения идентификации, фото);
- перечисление причин, приведших к необходимости инициации выдачи, упоминание нарушенных статей закона, документы, подтверждающие правонарушение и размер ущерба;
- документация с фактами о времени официального вынесения приговора (заверенные копии).
Куда нужно обращаться?
В прокуратуру.
Основания для отказа в экстрадиции
Основные причины для отказа в выдаче:
- Нарушение регламента подачи запроса.
- Отсутствие базы доказательств вины человека.
- Лицо не является подданным государства, запросившего выдачу.
- Экстрадиция станет нарушением перечня условий, запрещающих выдачу (см. п. Условия выдачи преступника).
Пример экстрадиции
Опасаясь возмездия, Сухих скрылся от представителей правоохранительных структур. Уклонение от ответственности стало причиной инициации федерального розыска (март 2005 года), а затем и международного (ноябрь 2009).
После рассмотрения запроса и выяснения обстоятельств дела, соответствующие службы Израиля приняли решение об удовлетворении запроса. К процессу передачи преступника были подключены представители российского Интерпола и ФСИН России.
Страны где нет экстрадиции
Частично страны Азии и Америки с низким уровнем развития (решения принимают ситуативно).
Список стран без экстрадиции в Россию
Рассмотрим подробнее в каких странах нет экстрадиции в Россию?
России запросы о выдаче бессмысленно подавать, если правонарушитель является подданным:
- Америки.
- Японии.
- Украины.
- Белоруссии.
- Китая.
- Польши.
- Великобритании.
- Швеции.
Экстрадиция из России в Украину
Выдача лиц, совершивших преступление, возможна в случае, когда правонарушитель является:
- подданным Украины;
- лицом, не просившим у РФ политического убежища;
- запрашивающий имеет пакет неопровержимых доказательств, указывающих на вину лица;
- при подаче запроса были соблюдены формальности;
- выдача гражданина не противоречит условиям экстрадиции.
Экстрадиция в России есть или нет?
Есть. РФ активно участвует в процессах возвращения преступников в страну, где те совершили преступления, если это не противоречит Минским конвенциям и условиям для экстрадиции.
Преступникам не всегда удается избегать правового возмездия из страны проживания, если получается сбежать в другое государство.
При запросе об экстрадиции, вопрос будут решать с учетом целого ряда факторов.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург
Источник: https://ug-ur.com/tuyrma/ekstraditsiya.html
Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США
Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.
Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.
Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:
- преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
- иностранное лицо совершило преступление на его территории;
- причинен ущерб непосредственно стране.
- Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.
- Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.
- Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:
- смертная казнь;
- пытки;
- иные нечеловеческие условия содержания под стражей.
Виды и их классификация
Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:
- субъективная;
- нормативно-правовая;
- целевая;
- регулятивная.
Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:
- иностранных граждан;
- граждан РФ;
- лиц без гражданства;
- лиц с двойным гражданством.
Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:
- международных законов;
- национальных законов;
- взаимного сотрудничества.
Цели экстрадиции выражаются в:
- свершении правосудия;
- вынесении наказания;
- отбывании наказания.
Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:
- экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
- экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.
Условия выдачи преступника
Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.
Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.
Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.
В каких случаях возможна?
Выдача преступника возможна в случаях, если:
- по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
- выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
- заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
- заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
- заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.
Когда не предусмотрена?
В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:
- нарушитель – это гражданин РФ;
- запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
- преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
- наличествуют законные препятствия для выдачи;
- истек срок давности преступления;
- Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
- преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.
Порядок исполнения
Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.
Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:
- передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
- избирает меру пресечения;
- осуществляет экстрадиционную проверку;
- принимает решение по выдаче;
- выносит постановление;
- уведомляет лицо о принятом решении;
- передает лицо запросившему государству.
Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.
Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.
Вопрос в российском уголовном праве
- П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
- Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
- Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
- Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.
Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.
Также не выдают своих граждан такие страны, как:
- Япония.
- Франция.
- Беларусь.
- Украина.
- Китай.
А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.
Когда могут отказать?
Основаниями для отказа в экстрадиции являются:
- нарушения при подаче запроса;
- отсутствие доказательств вины;
- запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
- срок наказания не превышает 6 месяцев;
- на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
- условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.
В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:
- преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
- наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
- между государствами не подписан международный договор о выдаче;
- осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.
Государства, в которых нет этого понятия
Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.
Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.
Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.
Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:
- Великобритания;
- Объединенные Арабские Эмираты;
- Израиль;
- Королевство Бутан;
- Соломоновы Острова.
Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:
- Острова Кука.
- Остров Ниуэ.
- Сахарская Арабская Демократическая Республика.
- Свободный Кашмир.
- Республика Косово.
- Турецкая Республика Северного Кипра.
Где не отправят злоумышленника в Россию?
Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:
- не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
- не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
- не признают нарушение преступлением;
- находятся в геополитической конфронтации с Россией.
К таким странам относятся:
- США;
- Канада;
- Япония;
- Китай;
- Польша;
- Швеция;
- Литва;
- Латвия;
- Эстония;
- Грузия;
- Австрия;
- Южная Корея;
- Беларусь.
В каких государствах не выдадут преступника в США: список
Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:
- Россия;
- Украина;
- Беларусь;
- Молдавия;
- Армения;
- Казахстан;
- Узбекистан;
- Китай;
- Сирия;
- Хорватия;
- Черногория;
- Босния и Герцеговина;
- Азербайджан;
- Грузия;
- Киргизия;
- КНДР;
- Марокко;
- Сербия;
- Тунис;
- Таджикистан.
Отличие от депортации
Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.
Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.
Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.
Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.
Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.
Источник: https://vne-berega.ru/articles/1/chto-takoe-ekstradiciya.html
Экстрадиция в уголовном праве, выдача преступника другому государству
Под выдачей (экстрадицией) понимается возвращение лица, совершившего преступление, государством, на территории которого он находится, государству, на территории которого этим лицом было совершено преступление или гражданином которого он является, в целях осуществления в отношении него расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного обвиняемого или подозреваемого. Лицо, совершившее преступление, может быть выдано также международному трибуналу [1] .
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин России не может быть выдан иностранному государству для уголовного преследования и осуществления правосудия. Аналогичное правило действует во многих других государствах (Беларусь, Казахстан, Германия и т.д.).
В таком случае государство, на территории которого было совершено преступление, вправе направить материалы уголовного дела органам расследования Российской Федерации для осуществления уголовного преследования на ее территории в рамках, например, Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 г. [2]
Институт выдачи преступников включает не только сам факт выдачи, но и комплекс процессуальных действий, предусмотренных гл. 54 УПК.
Эти действия могут быть направлены на то, чтобы воспрепятствовать обвиняемому или подозреваемому скрыться от органов расследования и суда или продолжать заниматься преступной деятельностью.
К таким действиям относятся проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для задержания или ареста, применение мер процессуального принуждения, решение вопросов о процессуальном оформлении выдачи лица, а также документов и доказательств по делу.
Решение о выдаче иностранных граждан или лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем, о чем письменно уведомляется лицо, в отношении которого оно принято. Решение вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. Лицу разъясняется право на обжалование данного решения в суд.
Проведение выдачи предполагает соблюдение ряда условий. В частности, она возможна только в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года.
Выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемым государством в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением [3] .
Аналогичный запрет установлен и в случае, если запрашиваемая сторона имеет существенные основания полагать, что просьба о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением была сделана с целью судебного преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин (ст. 3 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче от 15.10.1975).
Источник: https://active-region.ru/drugoe/jekstradicija-v-ugolovnom-prave-vydacha-prestupnika-drugomu-gosudarstvu.html
Выдача преступников
Под выдачей преступников (экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора Шваков И.Н. Институт выдачи преступников в механизме международной уголовной юстиции. //Уголовно-исполнительная система: Право, экономика, управление. 2009. № 5. С. 39…
Выдача преступника иностранному государству является одновременно институтом уголовно-процессуального и уголовного права.
В настоящее время нормы об экстрадиции содержатся в УК РФ и все стран ближнего зарубежья. При этом речь идет, как правило, только о самых общих положениях, касающихся случаев допустимости и недопустимости выдачи. Поэтому по своему содержанию собственно уголовно-правовые нормы об экстрадиции являются, скорее, отсылочными.
«Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации» (ст. 12 УК РФ).
«Действие настоящего Кодекса распространяется совершенные вне пределов действия настоящего Кодекса деяния, которые признаются преступлением по настоящему Кодексу, если в месте совершения преступления такое деяние наказуемо по уголовному закону либо если в месте совершения преступления не действует уголовное право ни одного государства и если:
1) лицо, совершившее деяние, во время его совершения являлось гражданином Эстонской Республики либо приобрело гражданство Эстонской Республики после совершения деяния или
2) лицо, совершившее деяние, во время его совершения являлось иностранным гражданином или лицом без гражданства, задержано в Эстонской Республике и не подлежит выдаче» (ч. 2 ст. 5 УК Эстонии).
«Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступления вне пределов Украины, не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду.
Иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осужденные за них на основании настоящего Кодекса, могут быть переданы для отбывания наказания за совершенное преступление тому государству, гражданами которого они являются, если такая передача предусмотрена международными договорами Украины.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Украине, совершившие преступления вне пределов Украины и находятся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду или переданы для отбывания наказания, если такая выдача или передача предусмотренные международными договорами Украины» (ст. 10 УК Украины).
«Граждане Грузии, а также постоянно проживающие в Грузии лица без гражданства не могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания другому государству, если иное не предусмотрено международным договором Грузии.
Совершившие преступления иностранные граждане, а также лица без гражданства, находящиеся на территории Грузии, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания другому государству.
Не могут быть выданы другому государству ищущие убежища, совершившие преступления лица, преследуемые за политические убеждения, а также те, кто совершил деяния, не признаваемые преступными согласно законодательству Грузии, либо если за совершенные преступления в государстве, требующем выдачи, установлено наказание в виде смертной казни. Вопрос об уголовной ответственности таких лиц решается в порядке, предусмотренном международным правом» (ст. 6 УК Грузии).
«Граждане Азербайджанской Республики, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Вопрос привлечения этих лиц к уголовной ответственности решается в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Азербайджанской Республики и находящиеся на территории Азербайджанской Республики, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Азербайджанской Республики.
Если лица, совершившие преступление вне пределов Азербайджанской Республики, не выдаются иностранному государству и это деяние (действие или бездействие) признается преступлением в соответствии с настоящим Кодексом, они подлежат уголовной ответственности в Азербайджанской Республике.
Если международными соглашениями, участником которых является Азербайджанская Республика, установлены другие положения в отношении лиц, совершивших преступление, подлежат применению международные соглашения» (ст. 13 УК Азербайджана).
«Граждане Республики Казахстан, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству, если иное не установлено международными договорами.
Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан и находящиеся на территории Республики Казахстан, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Казахстан» (ст. 8 УК Казахстана).
Более подробно вопросы выдачи преступников в настоящее время регулируются международными многостронними и двухсторонними соглашениями, а также Уголовно-процессуальными кодексами и специальными законами об экстрадиции.
В частности, для европейских стран основным международно-правовым актом по экстрадиции служит Европейская конвенция о выдаче, заключенная в рамках Совета Европы в 1957 года Европейская Конвенция о выдаче ETS № 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.
) //Собрании законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2348..
Вообще, в настоящее время выдача стала, за редким исключением, невозможной при отсутствии соответствующего договора. Лишь в некоторых странах закон позволяет произвести выдачу при отсутствии двустороннего договора. Так, согласно ч. 1 ст.
460 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52 (1 ч.). — Ст. 4921.
Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку, как указывалось выше, рассматриваемый институт лишь частично входит в сферу уголовного права, представляется целесообразным остановиться лишь на некоторых общих вопросах допустимости выдачи.
Большинство государств мира законодательно закрепляют невозможность выдачи собственных граждан, причем во многих странах соответствующее положение содержится непосредственно в тексте Конституции (Азербайджан, Россия, Украина и др.).
Напротив, допускают выдачу собственных граждан в соответствии с международным соглашением Конституции и (или) законы таких стран, как Грузия, Эстония).
Нередко государства законодательно обуславливают выдачу иностранцев гарантией неприменения к выданному лицу смертной казни или вообще запрещают выдачу в те страны, где есть такая мера наказания (Грузия).
В связи с развитием международной уголовной юстиции наметилась тенденция к ограничению содержания понятия «выдача». Так, разработчики Римского статута Международного уголовного суда разделили понятия «передача» и «выдача». Согласно ст.
102 Статута первая означает «доставку лица государством в Суд в соответствии с настоящим Статутом», тогда как вторая — «доставку лица одним государством в другое государство в соответствии с положениями международного договора, конвенции или национального законодательства» Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) [Электронный ресурс]: СПС «Гарант»..
Государства, признавшие юрисдикцию Международного уголовного суда, обязались передавать своих граждан указанному органу международного правосудия.
Источник: https://studbooks.net/1150886/pravo/vydacha_prestupnikov
Экстрадиция в уголовном праве
Экстрадиция является важным инструментом в достижении эффективного международно-правового сотрудничестве с иностранными государствами. Вопрос об отраслевой принадлежности экстрадиции, которая, несмотря на смежный характер, в целом является институтом уголовно-процессуального права.
Раскрывается содержание понятия экстрадиции, дается авторское видение экстрадиции в широком смысле, которая охватывает процедуры выдачи лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, передачи осужденных лиц для отбывания наказания или принудительного лечения.
Говоря о проблематике принадлежности института экстрадиции к определенной отрасли права, следует иметь в виду, что вопрос о природе и месте экстрадиции в системе права является дискуссионным.
Статья посвящена анализу, систематизации и раскрытию требований, предъявляемых к выдаче лица, совершившего преступление, имеющих своей целью обеспечение правомерности осуществляемой экстрадиции и определение степени ее обязательности.
Основой исследования являются общенаучные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент), а также ряд частно-научных методов: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались социологические приемы в том числе — изучение материалов судебной практики.
В современном мире преступность как негативное социальное явление приобретает глобальный характер. Эти процессы характерны и для Российской Федерации, что признано на государственном уровне как угроза безопасности страны.
В моей статье я хочу рассмотреть такое явление в международном уголовном праве, как экстрадиция, то есть, выдача одним государством лиц совершивших преступления, другому государству по каким либо основаниям.
Институт экстрадиции является важнейшим правовым инструментом в борьбе с преступностью, правильное применение которого позволяет обеспечить неотвратимость наказания для лиц, совершивших преступление и старательно скрывающихся от правосудия.
Экстрадиция не представляет собой какой-то давно забытый институт международного уголовного права, зародившись много столетий назад, она с каждым днем развивается и совершенствуется, изменяя при этом и нынешнее мироустройство, ведь страшно представить ситуацию, когда люди перестанут отвечать за свои деяния, тем более, когда речь идет об уголовно наказуемых деяниях.
Целесообразность исследования экстрадиции вызвана, в частности, всё большим развитием международной преступности, бороться с которой становится сложней в виду существующих пробелов в законодательстве, устранение которых требует вмешательства не отдельных государств, а всего сообщества стран.
Как показывает практика, использование данных пробелов в механизме выдачи уже давно стало обычным делом для таких международных преступников, как террористы. И именно координация действий позволит приблизить несколько устаревшее законодательство к реалиям нынешнего времени, которое имеет свойство динамично изменяться.
Таким образом, нет необходимости объяснять причину выбранной мной темы и её актуальность, ведь что же еще заслуживает такого пристального внимания как не экстрадиция.
В данной статье я постараюсь раскрыть понятие экстрадиции, осветить историю её становления и развития как в России, так и в зарубежных государствах, подробным образом рассмотрю принципы осуществления экстрадиции, а также уделю внимание столь важному вопросу как соблюдение прав при её осуществлении, так как современный экстрадиционный процесс не может быть отделим от согласования интересов государств в борьбе с преступностью с интересами защиты прав человека. Рассмотрю теснейшую связь экстрадиции с такими фундаментальными правовыми категориями,как территориальное верховенство, юрисдикция государств и др. Путем сравнения различных международно-правовых актов постараюсь раскрыть сущность института экстрадиции, её значимость.
Рационально начать с того, что одним из первых известных истории договоров о выдаче можно назвать договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III предусматривающий: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать в своей стране, но вернет в страну Рамсеса». Как видим, сам факт бегства был основанием для выдачи. Заслуживает быть отмеченным положение Договора об обеспечении если не прав, то безопасности лиц, подлежащих выдаче: «Да не казнят их, да не повредят их глаз, уст и ног».
Положения о выдаче известны и практике Киевской Руси. В договорах (911 и 944 гг.) князей Олега и Игоря с Византией предусматривалось, что совершившие преступление в Византии русские подлежат выдаче в свою страну для наказания.
Соответственно греки выдаются Византии. Своеобразие выдачи в данном случае состоит в том, что она связана с иммунитетом от местной юрисдикции.
Другая особенность заключалась в том, что имелись в виду в основном общеуголовные, а не политические преступления.
Договоры о выдаче были известны и практике России. Один из наиболее ранних — «договорная запись» 1649 г. со Швецией о выдаче перебежчиков. Практика в целом сводилась к тому, что бежавшие из дружественных государств выдавались, а из недружественных — не выдавались.
Мусульманские страны не выдавали исповедующих ислам лиц государствам с иной религией.
Существенный поворот в судьбе института выдачи знаменовала Французская революция XVIII в., юридически оформившая право убежища. В Конституции 1793 г. говорилось: «Французский народ предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из пределов своей родины за преданность свободе. Он отказывает в убежище тиранам» (ст. 120).
В XIX в. право убежища получает общее признание и выдача приобретает характер взаимной помощи государств в борьбе с общеуголовной преступностью. В этом духе заключаются договоры и принимаются законы о выдаче.
Первым групповым договором был, пожалуй, Амьенский договор 1802г. Амьенский договор 1802 г. между Великобританией, Голландией, Испанией и Францией. Первым законом о выдаче стал бельгийский закон 1833 г.
Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. — М.,957. с 357
Следует отметить, что право государств неодинаково регламентирует институт выдачи. Существуют два основных вида комплекса норм института выдачи. Один из них условно можно назвать европейским, другой — англо-американским.
Первый присущ странам романо-германского права не только континентальной Европы, но и латиноамериканским странам, а также бывшим колониям европейских стран, за исключением британских. Второй присущ странам «общего права».
Первый опирается на ряд четко определенных принципов:
- Невыдачи своих граждан;
- Двойной криминальности (т.е. уголовной наказуемости соответствующих деяний по законодательству запрашивающей и запрашиваемой сторон);
- Выданный преступник может быть судим лишь за то преступление, в связи с которым состоялась выдача;
- Лицо, преследуемое по политическим основаниям, выдаче не подлежит;
- Неприменения к выданному лицу смертной казни. Государство пребывания лица вправе требовать гарантии неприменения смертной казни у государства, требующего выдачи.
Второй вид основан на непризнании непреложности этих принципов. Его главная задача — обеспечить неотвратимость наказания даже путем «либерального» толкования договоров и законов.
Оба вида имеют свои положительные и отрицательные стороны. Европейская система обеспечивает законность и права выдаваемого. Вместе с тем она порою дает преступнику возможность избежать наказания. Англо-американская система снижает роль общих принципов и предоставляет суду право решать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств, имея перед собой цель обеспечения наказания преступника.
В некоторых странах приняты специальные законы о выдаче, но в большинстве своем соответствующие нормы содержатся в конституционном, уголовном, уголовно-процессуальном праве. Например, в ст.
61 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть выдан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Так же эта позиция содержится и в ч. ст. 13 УК, а в ч.
2 той же статьи устанавливается возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных лиц и лиц без гражданства, совершивших преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ. В качестве примера новых законов о выдаче можно указать на законы Австрии, Германии и Швеции.
Все они основаны на тех же принципах, что и Европейская конвенция о выдаче 1957 г. и предусматривают возможность отказа в выдаче, если судебная система запрашивающего государства не отвечает требованиям Европейской конвенции о правах человека.
Примером правовой системы, в которой отсутствует специальный закон о выдаче, может служить правовая система Италии. Соответствующие вопросы регламентируются Конституцией, Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами. Общие принципы те же, что и в законах о выдаче европейских государств, в частности, выдача, как правило, не может быть произведена без решения суда.
При решении связанных с выдачей вопросов приоритет принадлежит международным договорам. Процедура рассмотрения просьб о выдаче регулируется УПК. Вместе с тем в ст.
656 УПК сказано, что его положения применяются лишь в случае, если соответствующие вопросы не урегулированы договором. Запрещена выдача итальянских граждан, если иное не предусмотрено договором.
И такие договоры имеются, например, договор 1956 г. с Израилем.
Следует отметить, что в целом ряде европейских стран собственное право является достаточным основанием для выдачи и при отсутствии международных договоров (Италия, Франция и др.). Для стран «общего права» характерно считать наличие международного договора необходимым условием выдачи (Великобритания, США и др.). Из этого исходит и вышеупомянутый УК РФ (ч. 2 ст. 13).
В этот период происходит становление новой характерной черты института выдачи. Он не только служит борьбе государств против преступности, но и обеспечивает некоторые права выдаваемых.
Например, утверждаются принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние, являющееся основанием для выдачи, должно считаться преступлением по праву как выдающего, так и запрашивающего о выдаче государства.
Одним из таких отклонений был институт выдачи в соответствии с законодательством и договорной практикой социалистических государств. Утвержденная СНК СССР в 1923 г.
Типовая конвенция о выдаче содержала общепринятую формулировку: «Скрывающееся от правосудия лицо не будет выдано, если требование о выдаче его вызвано преступлением или проступком религиозного и политического характера». На иной основе конвенции о выдаче не могли быть восприняты другими государствами.
В Российской Федерации вопросы экстрадиции также нашли свое закрепление во внутригосударственном законодательстве. Прежде всего, следует отметить ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где предусматривается положение, в соответствии с которым гражданин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Ранее действовавшая Конституция 1978 г. (как и ч. 3 ст.
1 Закона о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. В настоящее же время ч. 1 ст. 61 Конституции РФ подобных исключений не предусматривает.
Содержится императивное правило, запрещающее выдачу российских граждан другому государству.
Таким образом, из анализа всех рассмотренных выше положений следует, что основаниями экстрадиции могут быть международные договоры, национальное законодательство о выдаче и принцип взаимности. Соответствующее же юридическое обязательство выдачи вытекает только из международно-правового договора.
В соответствии с принципом «pacta sunt servanda» каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, поэтому для эффективного противостояния преступности крайне важным представляется необходимость заключения как можно большего числа экстрадиционных договоров между различными государствами.
Итак, рассмотрев историю развития института выдачи, можно сказать, что экстрадиция на протяжении всего времени своего существования, была, хоть и по разным причинам, весьма востребована государствами, в различных регионах мира, что, в свою очередь, показывает важность и фундаментальность данного института в сфере международного сотрудничества.
Еще хочу отметить, что в судебной практике стран «общего права» не раз утверждалось, что принцип двойной криминальности является договорным, а не принципом общего международного права.
Отечественные ученые считают эту позицию юридически уязвимой, ведь она противоречит общему принципу уголовного права — «нет наказания без закона». Если право выдающего государства не квалифицирует деяние как преступное, то едва ли можно оправдать выдачу.
Еще более парадоксально выглядит ситуация, когда страна запрашивает выдачу лица за деяние, которое не считается преступлением по ее праву.
Одним из наиболее дискуссионных и концептуальных аспектов института экстрадиции в науке и в правоприменительной практике, по мнению ряда ученых [24], является вопрос об основаниях выдачи лиц, совершивших преступление, как условиях, при наличии которых выдача может быть осуществлена.
В юридической доктрине так же, как и на практике, выделяются различные основания выдачи лиц, совершивших преступление. Прежде всего, основанием экстрадиции следует считать международный договор.
При всей общности правового регулирования выдачи странами «общего права» между ними существуют и некоторые различия. Наиболее показательно отношение к законности при осуществлении выдачи. Суды США придерживаются позиции, согласно которой незаконная доставка обвиняемого на американскую территорию не лишает суд права подвергнуть такое лицо уголовному преследованию.
В решении Верховного Суда США по делу Мачайна (1992 г.) говорится что может быть признано правильным утверждение о том, что «похищение ответчика было «шокирующим» и что оно, возможно, нарушит принципы общего международного права». Однако это обстоятельство «не является препятствием для рассмотрения его дела судом Соединенных Штатов».
Такого рода позиция подвергалась критике со стороны многих стран, включая Канаду и Великобританию. В решении Палаты лордов (в качестве апелляционного суда) 1993 г.
, в частности, говорилось, что английские суды могут рассматривать суд над обвиняемым как «злоупотребление процессом», если английская полиция нарушила законную процедуру выдачи и организовала захват обвиняемого за рубежом незаконными методами».
Итак, можно сказать, что различия в регулировании выдачи существуют даже между странами с общими правовыми системами. Сложившаяся ситуация существенно осложняет деятельность тех, кто практически связан с осуществлением выдачи.
Необходимость борьбы с преступностью издавна обязывала государства объединять свои усилия, оказывать друг другу помощь в реализации уголовной политики.
Итак, в завершении своей статьи могу добавить, что в настоящее время институт выдачи продолжает развиваться.
Выдача регулируется растущим числом норм международного права, прежде всего, относящихся к таким его отраслям, как права человека и международное уголовное право, а также норм внутреннего права, относящихся к конституционному, уголовному и уголовно-процессуальному праву.
Активное развитие правового регулирования в данной области объясняется ростом значения института выдачи в борьбе с преступностью и усложнением его задач. Развитие международно-правового регулирования дополнительно стимулируется наличием различий в правовых системах государств.
Институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и внутреннего права, включая и те, что относятся к правам человека.
Развитие института выдачи в направлении защиты прав человека — закономерная тенденция. Нельзя вместе с тем не учитывать и другую сторону — интересы борьбы с преступностью.
Защита прав человека не должна превратиться в препятствие на пути реализации принципа неотвратимости наказания.
Этот момент отмечается и Европейским судом по правам человека, обращающим внимание на необходимость соответствующего баланса между защитой институтов демократии от преступности как общего интереса и защитой прав индивида.
Источник: https://novainfo.ru/article/15997