Кодифицированные нормативные документы (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ), определяющие порядок судопроизводства, содержат только общие положения относительно реального исполнения решений суда. Подробно этот вопрос регулирует отдельный Федеральный закон 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». В 2018 году в него были внесены важные изменения, которые начали действовать с начала 2019 года: они будут отражены в данной статье.
Расскажем подробнее, что из себя представляет закон «Об исполнительном производстве» 2019 года. Действующую редакцию документа можно скачать в конце статьи. В справочно-правовых системах «Консультант плюс» и «Гарант» доступны расширенные версии данного законодательного акта с ми и изменениями.
Сфера регулирования
229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действующая редакция от 27 декабря 2018 года) регулирует процесс принудительного (без согласия на то должника) исполнения решений суда уполномоченными на то органами.
Хотя исполнять судебные акты могут также налоговая инспекция или кредитные организации (а также и организации-работодатели, куда непосредственно могут быть предъявлены исполнительные документы взыскателем), к органам принудительного исполнения они, конечно, не относятся.
Принудительное исполнение возлагается только на Федеральную службу судебных приставов, а непосредственно функции по ведению дела конкретного должника (исполнительного производства ИП) осуществляют судебные приставы-исполнители. Соответственно, другими сторонами ИП являются должник и взыскатель.
Таким образом, цель принятия данного нормативного акта законодателем: формализовать процесс воплощения в жизнь требований и решений, указанных в постановлениях судебных органов. 229-ФЗ от 02.10.2007г. полностью посвящен детальному и подробному описанию процесса, порядка и условий исполнительного производства.
Обзор статьи 46 (часть 1, пункты 4 и 3) ФЗ «Об исполнительном производстве»
Структура и содержание закона
Федеральный закон 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» состоит из 19 глав, 130 статей и определяет следующие важные положения:
- первая глава освещает общие вопросы применения: сфера регулирования, цели и задачи, принципы, а также определяет органы принудительного исполнения, порядок исполнения судебных актов другими коммерческими и государственными органами,
- во второй перечислены виды исполнительных документов и основные требования к ним,
- главы третья и четвертая посвящены срокам в ИП и извещениям – фактически они воспроизводят и детализируют общие положения ГПК РФ,
- далее в законе идет речь об исполнительном производстве непосредственно, уточняется порядок его возбуждения, возможность отказа (в том числе при истечении срока для предъявления 3 года), устанавливается общий срок ИП 2 месяца, а также возможность отложения, приостановления, прекращения ИП по основаниям (исполнение требований исполнительного документа в их число не входит), установленным законом, а также порядок действий в случае окончания ИП, в том числе, в случае реального исполнения судебного решения,
- в главе шестой перечисляются лица, участвующие в ИП (переводчики, эксперты, понятны и т.д.), в том числе стороны ИП, уточняются их права и обязанности,
- далее следует глава, посвященная мерам принудительного исполнения: исполнительные действия описаны в общих чертах, а также упомянуты розыск и временное ограничение на выезд. Статья 46 (ч.1 п.3) предоставляют право приставу объявить розыска не только физлица, но и его имущества,
- в седьмой главе подробно описан порядок обращения взыскания на разные виды имущества должника,
- далее идет речь о порядке реализации имущества на торгах, об особенностях обращения взыскания на имущество организации,
- обращение взыскания на заработную плату также имеет свои особенности, определенные в главе 11,
- дальнейшие главы посвящены особенностям порядка исполнения конкретных требований: неимущественных, взыскания штрафа, ведения ИП в отношении иностранцев,
- глава четырнадцатая устанавливает порядок распределения полученных по ИП средств, ведь взыскателей может быть несколько (что приводит к образованию сводного ИП), а средств для удовлетворения их требований недостаточно,
- исполнительский сбор, устанавливаемый в соответствии с главой пятнадцатой закона, уплачивается в случае отказа от добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок и составляет 7% от суммы долга (но не менее 1000 рублей для физлица и 10 000 для юрлица),
- глава шестнадцатая определяет, что расходы за совершение исполнительских действий возлагаются на должника,
- главы семнадцатая и восемнадцатая посвящены защите прав лиц, участвующих в ИП, в том числе судебной. Любое действие или бездействие должностных лиц может быть обжаловано как вышестоящему руководству, так и сразу в суд в течение десяти дней с момента когда лицо узнало о нарушении своих прав.
ФЗ «Об исполнительном производстве» 2018 года (действующая редакция) устанавливает обязательность исполнения судебного акта должником.
В случае отказа от добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель наделен широким кругом прав: он может обращать взыскание на имущество (за исключением того, которое перечислено в ст.
446 ГПК РФ) с правом реализации для получения необходимых взыскателю средств, на все виды доходов (за исключением указанных в ст. 101 Закона).
В случае нарушения должником правил закона к нему могут быть применены штрафные санкции, провинившиеся могут быть привлечены к ответственности (за неисполнение постановление пристава, например, к административной). Есть в законе ряд мотивирующих мер: временное ограничение выезда, исполнительский сбор. И должник и взыскатель вправе контролировать ход ИП и обжаловать действия пристава.
Судебные приставы онлайн: как узнать задолженность по фамилии и оплатить ее?
Последние новости
Изменения и дополнения в законе неизбежны, так как данный нормативный акт был принят еще в 2007 году. С тех пор изменились и законодательство, и ситуация в стране.
В 2017 и 2018 годах были приняты важные поправки. Новое в законе за два этих прошедших года::
- введена новая статья 109.4, регулирующая правила исполнения требований об удалении из сети «Интернет» информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию граждан или деловую репутацию юрлиц.
- согласно ч. 3.1 ст.22 вычитается из срока предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению период со дня его предъявления до дня окончания по нему ИП в случае, если ИП уже было окончено в связи с отзывом документа или совершением взыскателем препятствующих действий,
- изменения ч. 2 ст. 47 обязали пристава делать отметки на исполнительном документе о причине окончания ИП и возвращения документа, сроке ИП и перечисленных взыскателю суммах,
- статья 70 дополнена ч. 10.1, устанавливающей обязательство кредитной организации вернуть документ после окончания взыскания взыскателю на следующий день ,
- введенная ч. 4.1 ст. 98 устанавливает обязанность организации-работодателя или иной организации, уплачивающей должнику периодические платежи на следующий же день после наступления событий, послуживших причиной окончания взыскания с отметкой о его периоде и взысканной сумме,
- уточняется порядок установления временного ограничения на выезд и порядок обмена информацией между госорганами, в том числе с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия,
- дополнения к статье 102 наделяют пристава правами индексации алиментов при повышении уровня прожиточного минимума в случае взыскания алиментов в твердой сумме,
- с вступлением в силу закона о поправках от 07.03.2018г. ИП может быть прекращено судом также в случаях признания задолженности в бюджет безнадежной,
- согласно введенного дополнительно пункта 16 ст. 65 пристав теперь после истечения года безрезультатных поисков алиментщика обязан проинформировать о результатах взыскателя и разъяснить ему право на обращение в судебные органы для признания такого должника безвестно отсутствующим.
Таковы основные положения закона об исполнительном производстве в 2018 году и наиболее важные последние изменения этого нормативного акта.
Что изменилось в 2019 году
С 8 января 2019 года начали действовать поправки в закон № 229-ФЗ, внесенные федеральными законами № 528 и 539 от 27 декабря 2018 года. Что скорректировали этими актами:
- 539-ФЗ увеличил сумму по периодическим платежам, при которой взыскатель может, минуя приставов, обратиться непосредственно к работодателю должника или в уполномоченную организацию (например, банк, заведение, выплачивающее должнику стипендию, совершающее иные отчисления). Если ранее это было возможно при размере платежа до 25 000 руб., то с начала 2019 года сумма выросла до 100 000 руб.
- 528-ФЗ предоставил полномочия органам МВД при содействии ФССП в розыске должника, его имущества или розыске ребенка (ранее в ст. 62 фигурировало другое ведомство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел). В ст. 109.1 констатируется факт, что полномочия перешли от органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере миграции, к органам МВД в случаях принудительного выдворения за пределы РФ. При окончании исполнительного производства по таким делам пристав также обязан направлять копию постановления в уполномоченный орган МВД.
Также в 2018 году № 229-ФЗ обзавелся новеллами, которые вступят в силу:
- С 1 января 2020 года (изменения внес 514-ФЗ от 27.12.2018, они касаются преобразований на рынке ценных бумаг, а это тоже имущество, на которое обращается взыскание).
Источник: https://novocom.org/dokumenty/obzor-fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-s-izmeneniyami-na-2019-god
ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»: последние изменения
Федеральный закон об исполнительном производстве является основным законодательным актом, который помогает осуществлять розыск должника в рамках, установленных правовыми нормами Российской Федерации. Кроме того, в нем прописаны особенности ответственности за нарушения данного закона и тех подзаконных актов, которые связаны с ним.
Структура закона об исполнительном производстве
Исполнительное производство обеспечивает правильное и своевременное осуществление постановлений судебных и иных структур. Данные организации должны быть предназначены для защиты законных интересов, прав и свобод физических и юридических лиц. Порядок и условия передачи субъектам денежных средств бюджета соответствующего уровня определяются в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» был принят и утвержден Госдумой 14 сентября 2007 года и одобрен Советом Федерации того же года. В данном нормативном акте установлены условия принудительной реализации постановлений судебных органов.
Данный нормативный акт состоит из 19 глав, которые включают в себя 130 статей. Структура Федерального закона является следующей:
- Основные и вводные положения – статьи 1-11;
- Исполнительная документация – статьи 12-14;
- Определение сроков, установленных в производстве рассматриваемого типа – статьи 15-23;
- Система оповещений в исполнительном производстве – статьи 24-29;
- Алгоритм действий уполномоченных приставов от возбуждения производства до его окончания – статьи 30-47;
- Лица, участвующие в изучаемой процедуре – статьи 48-63;
- Принудительное исполнение, предпринимаемые меры – статьи 64-68;
- Взыскание личной собственности должника – статьи 69-88.1;
- Реализация собственности должника в порядке торгов – статьи 89-93;
- Меры, предпринимаемые в отношении задолжника юрлица – статьи 94-97;
- Меры, предпринимаемые в отношении должника гражданина – статьи 98-102;
- Взыскание штрафов за совершённые административные и уголовные преступления – статьи 103-104;
- Исполнение неимущественных требований – статьи 105-109;
- Очерёдность притязаний взыскивающих сторон – статьи 110-111;
- Ответственность за нарушение регламента рассматриваемого Федерального закона – статьи 112-115;
- Порядок распределения расходов по действиям исполнителя – статьи 116-117;
- Защита юридических прав взыскателя и других сторон исполнительного производства – статьи 118-121;
- Порядок и сроки обжалования действий исполнительных приставов – статьи 122-128;
- Итоговые положения – статьи 129-130.
Основные положения
В Федеральном законе №229 “Об исполнительном производстве” указаны следующие ключевые положения осуществления деятельности, которые связаны с принудительной реализацией постановлений уполномоченных структур:
- Необходимость своевременного исполнения действий и применения установленных мер воздействия;
- Законный характер действий предполагает, что деятельность уполномоченных служащих и государственных органов должна соответствовать положениям действующих нормативных актов Российской Федерации. В первую очередь рассматривается Конституция;
- Уважение достоинства и чести российских и иностранных граждан;
- Соотносимость объема требований и принудительных мер, которые применяются к должникам;
- Неприкосновенность минимального количества собственности. Федеральными нормами определяется объем материальных ценностей, который необходим для существования должника и его родственников.
Сроки в исполнительном производстве
Срок в исполнительном производстве – это тот промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель и прочие участники рассматриваемого производства должны совершить все требуемые процессуальные действия.
Особенности окончания сроков в исполнительном производстве:
- Исчисляемый годами срок завершается в соответствующий день месяца последнего года установленного времени;
- Рассчитываемый месяцами срок оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца;
- Срок, который исчисляется днями, оканчивается в последний день установленного срока;
- Срок, который определен в нормативном акте календарной датой, оканчивается в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты, или в день, который указан в исполнительном документе;
- Действие с установленным сроком может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока;
- Когда Федеральным законом не установлено иное, то в случаях, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день;
- Когда документы либо денежные суммы были поданы в соответствующий орган, уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным;
- В случае, если операция должна быть совершена непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие действия.
Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, а также указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого рассматриваемое действие может быть совершено. Время может быть представлено в днях, месяцах и годах.
Нерабочие дни не считаются исчисляемыми днями. В случае, когда Федеральным законом не предусмотрено другое, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Основные сроки, которые установлены в законодательстве Российской Федерации об исполнительном производстве:
- Срок совершения исполнительных действий – два месяца;
- Срок предъявления исполнительных документов к исполнению – три года;
- Время предъявления судебных приказов, которые являются самостоятельными исполнительными документами – три года;
- Срок предъявления исполнительных листов, полученных на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению – три месяца;
- Время предъявления исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей – срок, на который присуждены платежи, а также три года после окончания этого срока;
- Срок предоставления удостоверений, которые были выданы комиссиями по трудовым спорам – три со дня выдачи документов.
Исполнительное производство
Исполнительное производство является комплексом процессуальных и смежных фактических действий, которые направлены на принудительное исполнение вступивших в силу судебных постановлений.
Данная юридическая процедура является отдельным процессом гражданского судопроизводства. На территории Российской Федерации обязанности подобного рода возлагаются на Федеральную службу судебных приставов.
Особенности регулирования деятельности судебных приставов и процесса исполнительного производства в целом прописаны в Федеральном законе №229.
Исполнительные действия
Исполнительными действиями принято считать совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с действующим Федеральным законом действия, которые направлены на создание условий для применения мер принудительного исполнения. К числу рассматриваемых действий также относятся понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, которые содержатся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель имеет право совершать следующие исполнительные действия:
- Вызвать стороны исполнительного производства, их представителей или иных лиц в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;
- Требовать предоставить все необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, которые находятся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
- С разрешения в письменной форме старшего судебного пристава, а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника — без указанного разрешения, входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
- Проводить специальные проверки, в том числе проверку финансовых бумаг, по исполнению исполнительных документов;
- Производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
- Давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
- Входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
- В целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на объекты собственности, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
- Запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
- В порядке и пределах, которые установлены действующим Федеральным законом, производить оценку имущества;
- Привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Последние изменения
Аналогично каждому нормативному акту Федеральный закон №229 претерпевает процедуру регулярного внесения поправок в его текущий регламент. Необходимость данных изменений заключается в стремительно меняющейся социально-экономической обстановке, которой характеризуется современная Россия.
Последним отредактированным документом в отношении Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229 является положение №190 «О внесении изменений в статьи №65 и №67.
Последние изменения в тексте Федерального закона «Об исполнительном производстве» №229:
- В новой редакции статьи №67 устанавливается, что лицо, которое является должником, не имеет права на выезд за пределы Российской Федерации, если сумма его долга превышает 10 000 рублей в случае задолженности по алиментам и 30 000 рублей — в иных случаях;
- В статью №9 от 30 ноября 2011 года не так давно был введен пункт 4. Данная часть изучаемого Федерального закона гласит, что доходы студентов и пенсионеров, являющихся должниками, периодически проходят процедуру индексации. Данный процесс необходим для того, чтобы данные граждане не остались без средств к существованию;
- Последние изменения статьи №27 приходятся на 21 июля 2017 года. Обновлённый текст изучаемой статьи гласит, что если взыскивающая сторона пропускает срок подачи судебного приказа, она уполномочена обратиться в суд с заявлением о восстановлении легитимности данного документа, если иного не предусмотрено предшествующим судебным решением. Если судебным постановлением было определено, что пропущенный срок легитимности восстановлению не подлежит, значит взыскатель не обладает правом на рассматриваемое действие.
Стоит иметь в виду, что при несоблюдении предписаний уполномоченного исполнительного пристава, а также препятствий его законной деятельности, может последовать наказание административного или уголовного характера.
ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» с ми
Источник: https://ogic.ru/zakony/fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-izmeneniya-v-zakone-na-2016-god.html
Фз об исполнительном производстве 2020 (действующая редакция)
Закон об исполнительном производстве является связующим элементом между гражданским, семейным, налоговым, бюджетным и арбитражно-процессуальным кодексами. Его предназначение – регулировать правовые отношения между судебными приставами, взыскателем (истцом) и должником. В этом юридическом акте прописаны порядок, условия и сроки исполнения своих прав и обязанностей той или иной стороны.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Краткое описание основных глав закона
Текст закона состоит из 19 глав и 130 статей. Каждая статья регулирует определенную сферу применения закона на практике. По сути, это служебная инструкция, по которой обязаны действовать судебные приставы. Ниже дано краткое описание глав, которые считаются наиболее важными с точки зрения их использования:
- Основные положения. В первой главе указано, какую сферу деятельности регулирует этот юридический акт; права и обязанности сторон; какие сведения являются общедоступными; правила составления исполнительных листов, порядок и размер допустимых требований по ним. В
- Исполнительные документы. Какие виды исполнительных документов существуют: судебные приказы, нотариально удостоверенные копии соглашений и удостоверений и т.д. Порядок и форма их заполнения и подтверждения, список документов, которые нужно представить и куда, чтобы судебный пристав приступил к своей работе.
- Сроки в исполнительном производстве. Время, требуемое для рассмотрения судебным приставом заявления от истца на принятие или отклонение решения о начале исполнительного производства. Под исполнительным производством подразумеваются действия по взысканию задолженности по кредитам, алиментам, обязательным платежам.
- Извещения и вызовы. В четвертой главе прописаны условия признания даты, с которой начинается отсчет времени, отпущенного для удовлетворения требований заявителя или признание должника неспособным к погашению задолженности. В этой же главе прописаны способы, при помощи которых извещение может быть доставлено адресату и при каких условиях извещение считается полученным.
- Исполнительное производство. Порядок и условия проведения процедур исполнительного производства прописаны в пятой главе. В ней прописано, в каких случаях может быть отказано в возбуждении исполнительного производство; порядок от начала и до закрытия дела; сроки, в течение которых длится весь процесс.
- Обращение взыскания на имущество должника. То, как должен происходить процесс оценки, изъятия и продажи имущества ответчика и погашения задолженности за счет вырученных средств прописано в восьмой главе закона «Об исполнительном производстве». В этой же главе прописан порядок и условия наложения ареста на особо ценное имущество.
- Обращение взыскания с зарплаты. Все особенности процесса взыскания долга с зарплаты неплательщика прописаны в 11 главе. В ней указано, при каких условиях судебный пристав может обратиться к работодателю должника за взысканием долга. Размер обязательных платежей в таком случае не может превышать 10 тыс.рублей.
- Сроки и порядок обжалования постановлений. Условия и правила обжалования постановлений и действий судебных приставов и других должностных лиц прописаны в 18 главе. В ней прописаны условия, сроки, требования к содержанию жалоб и документов, которые используются при ее составлении в качестве доказательств неправомерных действий со стороны должностных лиц.
Хотя текст закона предусматривает правовое регулирование все сторон, наибольший акцент сделан на действиях или бездействии судебных приставов. Они являются основными действующими лицами. От качества их работы зависит насколько быстро и безболезненно для заявителя и должника пройдет исполнительное производство.
Последние изменения
Первая версия закона была опубликована в 2007 году. С тех пор текст периодически совершенствовался. В него вносились различные изменения. Последние правки были внесены в первой половине 2019 года. Последние изменения коснулись статьи 43, 44, 69 и 112.
Ознакомиться с полным текстом документа можно на сайте «КонсультантПлюс» или «Гарант». Изменения были необходимы потому, что изменились другие законы РФ, которые были связаны с законом об исполнительном производстве.
В частности были внесены изменения в закон «Об ипотеке и ипотечном законодательстве» и ГК РФ.
Согласно внесенным последним изменениям, были изменены условия взыскания задолженности по просроченным ипотечным кредитам, реструктурированным займам. Наибольшее влияние на изменение размера и условий взыскания задолженностей произвели правки в следующие юридические акты:
- 539-ФЗ «О внесении изменений в закон об исполнительном производстве» В соответствии с внесенными изменениями увеличена сумма обязательных периодических платежей, которые взыскатель может получить, если обратиться за возвратом долга непосредственно к работодателю должника или в учреждение, через которое тот получает доход. Раньше это была сумма в размере 20 тыс.рублей, сейчас эта сумма выросла до 100 тыс.рублей.
- 528-ФЗ Правки в этом акте дали полномочия внутренним органам (МВД) проводить мероприятия по розыску неплательщика, его имущества. Раньше этим занималось другое ведомство – миграционные службы. В соответствии с последними изменениями те обязаны по итогам исполнительного производства отправлять копии постановления в МВД, если должник был депортирован за пределы России.
За последние несколько лет произошло много событий политического и экономического характера. Были внесены изменения в законы и кодексы, которые так или иначе связаны с исполнительным производством.
Планируемые изменения
Несмотря на внесенные поправки, Правительство и президент продолжают совершенствовать закон об ИП. Изменения планируются и публикуются заранее, чтобы подготовить граждан к моменту их принятия.
Так планируется с 1 января 2020 года внести изменения, касающиеся рынка ценных бумаг.
Ценные бумаги также относятся к имуществу своего обладателя и могут быть проданы, а вырученные средства переведены в счет погашения долга.
С учетом цифровизации страны и перевода бумажного документооборота в электронный, были внесены изменения, касающиеся идентификации граждан. Внесен закон о цифровой подписи. Расширится список документов и средств подтверждения личности.
Планируется уравнять фактический и юридический адреса при определении местоположения адресата. Должника можно будет определить по адресу фактического проживания, номеру ИНН, серии и номеру паспорта, свидетельству о регистрации ТС или водительскому удостоверению.
Предпринимателя можно будет идентифицировать по номеру ОГРН. Все эти нововведения вступят не ранее 1 октября 2019 года.
Также планируется, что с 1 июня 2020 года вступят новые поправки (президент уже подписал закон), которые призваны защитить социально-незащищенные категории граждан.
Так судебным приставам будет запрещено блокировать банковские счета, если человек получает с этого счета пенсию, пособие по безработице, детские; деньги, перечисляемые в счет лечения.
Также приставы не могут заблокировать счет, на котором лежит материнский капитал.
Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-2020-deystvuyuschaya-redaktsiya
229 ФЗ об исполнительном производстве с изменениями — 2020
1 0 791
Федеральный закон 229 предполагает описание методов, каким образом может производиться взыскание задолженности с гражданина, каков принудительный порядок.
Если должник не согласен с вынесенным решением, можно обжаловать приговор в установленные законодательством сроки. Каким образом можно инициировать данную процедуру.
Важно отметить, что в 2020 году некоторые положения претерпели изменения.
Что это такое
Общие правила 229 закона были приняты правительством еще в 2007 году 2 октября. Но по мере изменения других законов и нововведений, порядок взыскания задолженности и разрешения финансовых споров претерпевает ряд изменений.
Все поправки направлены на регламентирование определенной инструкции, в соответствии с которой должны действовать судебные приставы для выполнения постановлений, утвержденных в судебном порядке.
Главные моменты
Среди основных задач можно выделить следующие аспекты:
- Выполнение всех функций в установленные законодательством сроки
- Должностные лица должны выполнять свои обязательства вовремя
- Деятельность сотрудников исполнительного производства не должна противоречить документам, которые описывают основные права человека.
Закон преследует выполнение следующих принципов:
- Законность всех действий
- Выполнение принудительных мер взыскания в соответствии с установленными и изданными приказами
- Не принижать честь и достоинство гражданина
- Определенная имущественная доля должна оставаться неприкасаемой для проживания семьи и должника.
Основные положения в 229 законопроекте предусматривают возможность обжаловать полученное решение от судебных инстанций в течение десяти дней с момента его оглашения.
Главы закона
Всего в законе предусмотрено 19 глав. Текст закона можно скачать, перейдя по следующей ссылке.
Основные положения
Однако изменения затронули не всю структуру, а только отдельные положения.
Поправки в 229-ФЗ стали применяться еще в 2017 году, однако в 2020 также были приняты следующие нововведения:
Статья | Комментарий |
В 65 статье появился пункт №16 | Пристав, занимающийся исполнением судебного постановления, обязан уведомить взыскателя, если после года поисков должника его не удалось разыскать |
Прекращение исполнительного производства | Через судебное заседание может быть прекращен процесс взыскания, если долг признается безнадежным |
Поправки в статье №102 | Приставы имеют право проводить самостоятельную индексацию долга по алиментным выплатам, в соответствии с установленным прожиточным минимумом |
Ограничение выезда должника за пределы страны | Упорядочивание запрета выезда за границу и обмен информацией между государственными службами посредством электронного формата |
Статья № 70 пополнена кредиторскими обязательствами | Должник должен получить исправленные документы на следующий день после корректировки |
Ввод пункта 109.4 | Регулирование процесса удаления информации из интернета, которая может порочить достоинство и честь должника |
Изменения 47 статья | Исполнитель может делать необходимые заметки на исполнительном листе по завершению производства |
Выше перечислены изменения, которые произошли на 2020 год.
Исполнительные документы
Чтобы произвести процедуру взыскания, в соответствии с ФЗ-229, должны быть подготовлены следующие документы:
- Приказ, который выносится в судебном порядке
- Исполнительный лист. Документ формируется на основании нормативных актов и будет вынесения соответствующего постановления судебными инстанциями
- Соглашение на выплату алиментов. В обязательном порядке должно быть заверено в нотариальной конторе
- Комиссия по трудовым спорам должна выдать соответствующее удостоверение
- Документальное постановление ответственных органов, которые выполняют контролирующую функцию, где должны быть проставлены визы банковских или кредитных организаций
- Акты или судебные решения
- Официальное постановление ответственного пристава
- В конкретном случае дополнительные акты от контролирующих органов.
Если какой-либо документ из выше перечисленных будет утерян, то должник должен получить копию или оригинал дубликата.
Сроки в исполнительном производстве
Действующим законодательством установлены следующие сроки реализации исполнительного производства:
Условие | Сроки |
Выполнение предписаний, указанных в исполнительном листе | В течение двух месяцев после получения |
Увеличение установленного срока | При заключении дополнительного соглашения или ряду иных случаев, предусмотренных законодательством |
Принудительное взыскание | Исполнение происходит на ином участке, который относят к другому подразделению ФССП. Как правило, срок реализации составляет не более 15 дней. В данный срок не входят временные затраты для принудительного взыскания |
При решении суда об обеспеченном иске | Осуществление постановления происходит в день вручения. Редко, когда оно происходит на следующий день. |
Видео: Юридическая помощь
Извещения и вызовы
Лицо, участвующее в исполнительном процессе, должно быть заблаговременно уведомлено о времени и месте проведения принудительных мер взыскания. В качестве альтернативы, посредством почты или электронного уведомления, пристав может организовать вызов должника.
Если ситуация не требует отлагательства, а взыскание должно быть проведено в сжатые сроки, судебный исполнитель имеет право начать взыскание без предварительного оповещения должника.
Извещение должно быть направлено по месту проживания или прописки с уведомлением о начала исполнительного производства в адрес должника. Разрешается направить официальное письмо на адрес официального места работы.
Гражданин, в отношении которого инициировано производство, имеет право направить приставу иные координаты, адрес места жительства, где он сможет получать корреспонденцию и извещение.
Исполнительное производство
Порядок возбуждения прописан в пятой главе. В ней описана правильная реализация сформированных постановлений и предпринятых судебных решений. Также описан порядок и условие передачи денежных средств между субъектами.
Лица, участвующие в процессе
В делопроизводстве принимают участие следующие инстанции:
- Должник. Это лицо, в отношении которого было инициировано исполнительное производство, а также может быть привлечено к принудительному взыскания задолженности
- Взыскатель. Лицо, имеющее материальную претензию к должнику и на основании его заявлении инициируется и открывается делопроизводство, исполнения административного порядка для взыскания задолженности
- Пристав. Контролирующий орган, который следит за надлежащим исполнением производственного дела.
При необходимости могут быть привлечены и иные лица, приобщенные к производственному процессу.
Исполнительные действия
К исполнительным действиям относятся меры и создание условий судебным приставом, которые направлены на взыскание задолженности с ответственного лица.
Пристав уполномочен совершать следующие действия:
- Официально вызывать любую сторону, участвующую в процессе
- Делать запрос и узнавать персональную информацию о физических и юридических лицах, принимающих участие в исполнительном производстве
- Назначать проверку или экспертизу документов, необходимых для судебного разбирательства или взыскания имущества
- Входить в помещения нежилого типа, где находится должник.
Обращение взыскания на имущество должника
В 69 статье прописан порядок, в котором может быть взыскано имущество должника с последующей реализацией в самостоятельном или принудительном порядке.
Процесс взыскания распространяется на:
- Имущество, включая денежные средства в национальной или иностранной валюте
- При недостаточном количестве финансовых средств, может быть наложено взыскание на объекты хозяйственного ведения
- Должник имеет право самостоятельно указать объекты, на которые можно наложить арест или реализовать для погашения задолженности.
На заработную плату и иные доходы
Пристав имеет право удерживать часть зарплаты в счет погашения долга. Ее размер зависит от остатка долга, который остается после удержания определенной суммы.
Согласно действующему законодательству, максимальный размер удержания зарплаты составляет не более 50% от общей суммы.
Реализация имущества на торгах
Если стоимость имущества составляет не более 30 000 рублей, то должник имеет право на самостоятельную реализацию. Процесс продажи должен происходить посредством специализированных инстанций и в сопровождении контролирующих органов. В случае конфискации имущества при задержании, оно может быть передано в государственное пользование или организация для общественного пользования.
Взыскание штрафа
Исполнительный лист, в котором прописано взыскание штрафных санкций, может быть вручен должнику сразу же после того, как судебное решение вступит в силу:
- В течение двух лет при свершении преступления УК РФ, где предусмотрено лишение свободы сроком до трех лет
- На протяжении шести лет, если преступление было совершено по неосторожности
- Шесть лет при свершении умышленного преступления.
Со вступлением нововведений, касательно 229-ФЗ, спектр возможностей и полномочий контролирующего органа. Однако законодательством предусмотрена организация исполнительного производства, при котором честь и достоинство должника сохраняется. Нарушение предписанных инструкций или сроков также наказуемо для контролирующего органа.
Источник: https://posobie03.ru/229-fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-s-izmenenijami/
Федеральный закон №229 об исполнительном производстве в последней редакции с ми, изменения и поправки, коротко о важных статьях
Логичным завершением любых вынесенных судом решений является их четкое исполнение!
Определение
Исходя из содержащихся в законодательство положений, можно дать следующее определение исполнительному производству (далее — исп. производство). Под ним понимается целый комплекс мер, направленных на принудительное выполнение официальных актов, которые вступили в силу.
Осуществляется производство по исполнению актов судов (иных органов) службой судебных приставов. В своей деятельности приставы должны руководствоваться данным законом, иными действующими в стране актами, установленными для исп. производства принципами.
ФССП и ее подразделения на местах руководствуются в своей работе, прежде всего, законом об исполнительном производстве. Их основанные на законе требования являются обязательными для всех организаций, физ. лиц, органов.
Федеральный закон об исполнительном производстве действующая редакция — общие сведения
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» за номером 229 (далее – закон) был принят еще 2 октября 2007 года. В него много раз вносились изменения, сейчас действующей является последняя редакция от 23 апреля 2018 года.
Этот закон определяет основные правила исполнения различных официальных актов. В нем содержатся нормы, регулирующие сроки и порядок осуществления исполнительных действий, иные нюансы процедуры.
Его действие направлено на защиту прав взыскателей, в пользу которых были вынесены судебные или иные официальные акты. Однако закон призывает не нарушать и прав другой стороны – должников. Все действия приставов должны соответствовать законам страны.
Структура Федерального закона 229
В законе, посвященном исполнению актов суда (иных органов), содержится всего 19 глав. Все положения прописаны достаточно подробно, чтобы избежать неясностей в его трактовке, возможности нарушения чьих-либо прав.
Первый раздел (глава) включает общие вступительные положения закона. Здесь говорится о сфере его действия, органах, призванных осуществлять интересующее нас производство, его задачах и принципах.
Второй посвящен описанию существующих в исп. производстве документов. Вопреки общему мнению, приставы работают не только с судебными решениями, как обычно принято читать.
Следующая глава рассказывает о сроках в исполнительном производстве. Далее следуют главы о порядке извещения участников производства, особенностях самой процедуры.
Разделы с 8 по 12 посвящены порядку обращения взыскания на имеющееся у должников имущество (вещи, доходы и т.д.).
Особый раздел под номером 12.1 определяет нюансы взыскания с иностранных граждан.
В последующих главах описывается расходы приставов — исполнителей, устанавливается их право на исполнительский сбор. В конце закона решаются вопросы о защите прав участников исп. производства, порядке обжалования актов и действия приставов.
Некоторые статьи федерального закона 229
Закон подробно регламентирует процедуру исполнительного производства. Все предусмотренные в нем положения имеют значение. Остановимся на наиболее значимых статьях и их описании.
Статья 4
В это первой из важнейших статей закона, раскрываются принципы, которых должны придерживаться приставы при выполнении своей работы. К их числу относятся:
- своевременность приведения актов судов (иных органов) в исполнение;
- соблюдение прав должников, уважения их чести, достоинства;
- неприкосновенность части имущества, требуемого для жизнедеятельности должника, а также его семьи;
- соразмерность размера требований взыскателя и мер воздействия на должника.
Статья 5
Здесь указывается, кто же уполномочен совершать перечисленные в нем исполнительские действия. Эти функции выполняются Федеральной службой судебных приставов, а также ее подразделениями.
Статья 6
В этой статье предусматривается обязательность для остальных лиц и организаций требований, предъявляемых приставами. Они имеют законную силу, поэтому за неисполнение нарушителю может грозить наказание.
Статья 7 ФЗ 229
Здесь говорится о том, что в некоторых случаях исполнением актов судов или иных органов могут заниматься не только приставы.
Статья 8
Согласно данной норме из ФЗ №229, документ о взыскании или аресте денежных средств может направляться не только приставам, но и сразу в банковские (кредитные) учреждения.
Статья 9
Эта статья гласит, что взыскание небольших сумм (до 25 тыс. руб.), периодических выплат может производиться и через работодателя должника.
Статья 11
Если появляется необходимость выполнить не российские, а иностранные акты суда (или иных органов), то приставам нужно руководствоваться соответствующими международными соглашениями и договорами.
Статья 12
К числу бумаг, по которым производится взыскание (иное исполнение) относятся не только судебные приказы, но и:
- исполнительные листы по решениям судов, определениям об обеспечительных мерах;
- выдаваемые КТС удостоверения;
- удостоверенные нотариусами соглашения об оплате алиментных платежей;
- постановления самих приставов-исполнителей;
- исполнительные нотариальные надписи;
- акты других органов при указании на это в законодательстве.
Как видите, это очень важная статья 229-го ФЗ.
Статья 15
Здесь говорится о правилах исчисления всех предусмотренных в законе сроков. Они не отличаются от общих, указанных в Гражданском кодексе РФ правил.
Статья 23
Подать выданный для исполнения каким-либо органом документ можно в определенный срок. Однако не всегда взыскатели успевают предъявить их вовремя. Если речь идет о судебных приказах или исполнительных листах, то по заявлению от взыскателя суд может учесть доводы и вынести определение о восстановлении упущенного срока.
Статья 45
После возбуждения исполнительного производства приставы начинают предпринимать меры к исполнению переданного им документа. Законом допускается приостановление начатого производства или его прекращение.
Статья 46
В отдельным указанных в законе случаях предъявленный приставам документ может быть возвращен. Основаниями для его возврата служат:
- поступление соответствующего заявления от самого взыскателя;
- при невозможности обязать должника совершить какие-либо действия либо воздержаться от них;
- если нет возможности обнаружить должника, его имущество иди денежные средства на счетах (вкладах);
- если у должника нет подходящего для взыскания имущества, а все принятые приставом меры по его розыску не принесли результатов;
- если сам взыскатель мешает исполнению предъявленного документа;
- должник, не выплативший административный штраф, выдворен из страны.
Статья 79
Одним из принципов исп. производства является соблюдение прав всех его участников и запрет на взыскание за счет требуемого для существования имущества. Закон говорит о том, что на некоторые вещи и доходы приставы не могут накладывать арест и реализовывать.
Однако ограничительный список такого имущества установлен ГПК РФ, а не самим законом. В него входят:
- жилье, являющееся для должника, а также его семьи единственным;
- земельные участки под указанными жилыми объектами;
- предметы, используемые в обычной домашней обстановке, вещи индивидуального пользования;
- имущество для профессиональных занятий;
- используемый для личных целей скот, кролики, олени, птицы, пчелы, а также корма, строения, требуемые для их содержания;
- семена для очередной посевной;
- еда и деньги на сумму не менее прожиточного минимума;
- топливо для жилья с печкой;
- имущество, требуемое должнику-инвалиду в связи и его статусом;
- призы, почетные и памятные награды, знаки.
Статья 81
Если у должников есть средства в банке или драгоценные металлы, то пристав может направить туда постановление об их аресте. А взыскатель может потом их получить в счет исполнения акта, например, суда.
Подробнее с этими и другими положениями данного закона можно познакомиться ниже, скачав его текст по ссылке ФЗ №229 «Об исполнительном производстве». ⇐
Последние изменения в ФЗ об исполнительном производстве 2018
Далеко не все должники добровольно выполняют указания суда. Поэтому взыскателям приходится обращаться к приставам для принудительного приведения решений к исполнению.
В закон много раз вносились поправки и различные изменения. В течение последних нескольких лет было изменено следующее. В него была добавлена новая норма (109.4) об удалении порочащей информации из Интернета.
Кроме того, были сделаны уточнения (дополнения) по поводу ограничения выезда должников из страны. Приставы получили возможность индексирования алиментных платежей. Если пристав безуспешно пытался разыскать должника-алиментщика в течение года, он извещает об этом взыскателя и разъясняет ему порядок обращения в суд для признания его безвестно отсутствующим.
Работа с документацией у приставов сегодня может проводиться также и в электронном виде. В 2015 году Правительством были утверждены требования к электронным бумагам в исп. производстве (постановление № 1121).
229 ФЗ об исполнительном производстве: комментарии
Закон с ми можно почитать по указанной тут ссылке! Он большой, поэтому лучше читать его не «онлайн», а скачав на свой компьютер. ⇐
Образцы документов
- Образец заявления на возбуждение исполнительного производства. ⇐
- Заявление о повторном возбуждении производства. ⇐
Источник: https://rusfz.ru/229-federalnyj-zakon-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-v-poslednej-redaktsii-s-kommentariyami-izmeneniya-i-popravki