Принцип публичности в уголовном процессе

Принцип публичности в уголовном процессе проявляется в том, что прокуратура, следствие и органы дознания должны возбуждать и расследовать уголовные дела при наличии признаков, указывающих на совершение деяний.

В данном случае мнение заинтересованной стороны значения не имеет.

Исключение составляют лишь дела частного обвинения, для открытия и ведениях которых пострадавший человек должен написать заявление в правоохранительные органы.

Следует также отметить, что при совершении преступных деяний вред наносится не только конкретным лицам, но и общественном порядку, охраняемому законом.

О главном

Принцип публичности в уголовном процессе

Принцип публичности в уголовном процессе состоит в том, что прокурор, органы следствия и дознания осуществляют свою деятельность от имени государства, возбуждают дела на основании имеющихся признаков совершения преступного деяния, изобличают виновных в содеянном, а при наличии неопровержимых доказательств освобождают от ответственности тех, кто не виноват в содеянном, и принимают необходимые действия для их реабилитации и восстановления во всех правах.

Таким образом, государственные органы и должностные лица встают на защиту интересов пострадавших. Потому что совершенное в отношение них деяние нанесло вред не только им лично, но также и общественным отношениям, охраняемым законом.

Важная роль

Принцип публичности в уголовном процессе

Необходимо также сказать о том, что государственный обвинитель обязан присутствовать на судебном заседании по делам публичного и частно-публичного обвинения. Потому что данное правило зафиксировано в действующем законе. Таким образом, данное должностное лицо встает на защиту интересов государства. Ведь виновный, совершивший опасное деяние, причинил ущерб не только одному человеку, но и общественным отношениям, охраняемым законом.

Именно по этой причине участие в судопроизводстве государственного обвинителя считается еще одним подтверждением действия принципа публичности в уголовном процессе.

Характеристика

Принцип публичности в уголовном процессе

Принцип публичности в уголовном процессе воспринимается как основополагающее, руководящее начало судопроизводства по выявлению признаков преступного деяния, изобличению виновных и привлечению их к ответственности. От частных лиц требуется лишь подчинение нормам действующего УПК. В то время как весь ход движения уголовного процесса зафиксирован в законе. Ведь именно УПК содержит в себе те нормы, на основании которых осуществляется предварительное расследование, судебное разбирательство и вступление приговора в силу.

Здесь необходимо также отметить, что уголовный процесс представляет собой определенную гарантию того, что невиновный человек не будет незаконно привлечен к ответственности за деяние, которого он не совершал, и не понесет незаслуженное наказание. Потому что деятельность органов следствия, дознания, прокуратуры и суда осуществляется только на основании норм действующего закона.

Кроме того, во многих источниках указано, что принцип публичности в уголовном процессе воспринимается как социальная открытость. Иными словами, суд должен выслушать всех участников разбирательства, а не только сильнейшие стороны (прокурора и потерпевшего).

Соотношение

Принцип публичности в уголовном процессе

Публичность — это один из главных принципов уголовного судопроизводства, в соответствии с которым должностные лица и органы власти действуют только в отношении государства и защищают его интересы. Права личности здесь твердо установлены законом. Это важно знать.

В свою очередь, диспозитивность в уголовном судопроизводстве дает возможность гражданам самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами, не прибегая к помощи государства.

Тем не менее, указанный принцип здесь не так ярко выражен, как публичность. Ведь в условиях диспозитивности интересы личности становятся намного важнее государственных.

Более того, они стоят на первом месте.

Но как же все-таки взаимодействуют между собой принципы публичности и диспозитивности в уголовном процессе? Их взаимосвязь заключается в том, что совместно они обеспечивают существование трех видов обвинения:

  • частное, где открытие дела происходит только после того, как пострадавший напишет заявление о привлечении к ответственности за содеянное конкретное лицо;
  • публичное — возбуждение и дальнейшее расследование дела не зависят от мнения участников процесса (в том числе пострадавшего) и осуществляются органами следствия и дознания в виде служебного долга;
  • частно-публичное — представляет собой деятельность потерпевшего и дознания, следствия и прокуратуры по раскрытию содеянного и привлечению виновного к ответственности за содеянное.

Таким образом, взаимодействие интересов личности и государства понимается как соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве.

Дополнительно

Принцип публичности в уголовном процессе

Итак, какое имеют между собой соотношение принципы разумности и публичности? Для начала нужно сказать о каждом из них в отдельности.

Как уже было указано ранее, публичность является одним из главных принципов уголовного судопроизводства.

Можно сказать даже больше, без этого основополагающего и руководящего начала весь процесс осуществления предварительного расследования и правосудия потерял бы свою значимость.

Ведь публичность проявляется в обязательности открытия дела следователем или дознавателем при наличии каких-либо признаков совершения преступного деяния. Данные должностные лица стоят на защите охраняемых интересов государства.

Но какую роль здесь играет принцип разумности? Здесь необходимо сказать о том, что уголовное дело расследуется в установленные законом сроки, после чего передается в судебный орган для рассмотрения по существу и вынесения приговора. Под разумным сроком понимается период времени, необходимый для расследования дела, прописанный в УПК.

Виды

Как уже было сказано ранее, взаимодействие диспозитивности и публичности позволяет выделить все виды уголовного преследования. Уголовный процесс осуществляется:

  • путем частного обвинения; здесь необходимо также указать, что сам потерпевший выступает в судебном органе в роли государственного обвинителя (дела о побоях, клевета, причинение здоровью легкого вреда);
  • частно-публичного обвинения; когда дело заводится по заявлению лица, но в расследовании участвуют органы следствия или дознания, прокуратура (например, изнасилование, мошенничество);
  • публичное обвинение — осуществляется без заявления пострадавшей стороны и без учета ее мнения, должностные лица открывают и расследуют дело исходя из служебного долга.

Особое значение

Принцип публичности в уголовном процессе

В данном случае необходимо еще раз сказать о диспозитивности как о принципе уголовного процесса, который позволяет гражданам самостоятельно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Тем не менее, роль его при осуществлении судопроизводства не так высока, как у публичности.

Следует также сказать о понятии диспозитивности и его применении. Ведь данный принцип больше разрешает, чем запрещает. Диспозитивность позволяет гражданам самостоятельно пользоваться своими правами без помощи государства. Кроме того, указанный принцип имеет ограниченную сферу действия.

Например, обвиняемый может пользоваться помощью своего адвоката, если он сможет его самостоятельно нанять. Также последний в праве просить следователя о назначении ему государственного защитника.

Кроме того, обвиняемый имеет возможность примириться с потерпевшей стороной, если загладит причиненный ущерб — это позволит ему избежать наказания.

В другом государстве

В УПК Украины есть статья 26 «Диспозитивность», в которой указана сущность применения данного принципа. Например, если прокурор или частный обвинитель отказываются от обвинения, то дело должно быть закрыто. Суд в процессе разрешает только те вопросы, которые вынесены на рассмотрение сторонами.

Источник: https://BusinessMan.ru/printsip-publichnosti-v-ugolovnom-protsesse-ponyatie-kommentarii-i-osobennosti.html

Принцип публичности в уголовном процессе

Согласно ст. 2 Конституции РФ государство принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбу­дить уголовное преследование в отношении лица, совершивше­го преступление, независимо от условий, при которых после­днее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострадавшего (потерпевшего).

В этом заключается принцип публичности. В нем выражается государственное начало уголовного процесса, суть которого в том, что зашита общества и граждан от преступных посяга­тельств является важной и ответственной обязанностью право­охранительных органов, а не делом самих граждан.

Этот принцип пронизывает все стадии уголовного процесса и распространяется на все органы (должностные лица), осуще­ствляющие уголовное преследование. Между тем он совершенно не касается деятельности суда и судьи.

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор, началь­ник следственного отдела и следователь обязаны принять, рас­смотреть и разрешить заявление (сообщение) о любом преступ­лении.

После возбуждения уголовного дела по не подследствен­ному им преступлению они должны произвести неотложные следственные действия и только после этого направить дело в орган, правомочный завершить по нему предварительное рас­следование.

Компетенция же органов дознания в ст. 157 УПК РФ законо­дателем ограничена определенной категорией происшествий.

В случае поступления в какой-либо орган дознания заявле­ния (сообщения) о не подведомственном ему преступлении дознаватель принимает заявление (сообщение) (ст. 141, 144 УПК РФ), регистрирует его и направляет «по подследственности». В этом случае оно обязано принять меры к сохранению следов преступления.

  • Исходя из требований принципа публичности во время про­изводства предварительного расследования следователь, на­чальник следственного отдела, руководитель следственной группы, орган дознания, дознаватель и прокурор должны с уче­том требований подследственности принять все возможные меры для раскрытия преступления и доказывания наличия либо отсутствия:
  • 1) события преступления (времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления);
  • 2) виновности лица в совершении преступления, формы его вины и мотивов;
  • 3) обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого;
  • 4) характера и размера вреда, причиненного преступлением;
  • 5) обстоятельств, исключающих преступность и наказуе­мость деяния;
  • 6) обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание;

7) обстоятельств, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Исключениями из принципа публичности являются положе­ния ст. 23, 25 У ПК РФ, порядок разрешения заявлений о пре­ступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК РФ, а также рассмот­рения дел частного обвинения (ст. 20 УПК РФ). Но даже на рас­смотрение дел частного обвинения принцип публичности накладывает свой отпечаток.

К примеру, в законе отмечено: если преступление, предусмотренное ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130, ч. 1ст. 131,ч. 1ст. 136—139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст.

147 УК РФ, совершено в отношении лица, находящегося в зависимом со­стоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, прокурор, а с согласия последнего — следователь и дознаватель вправе возбу­дить такое дело и при отсутствии жалобы пострадавшего.

Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства доз­нания или предварительного следствия, а после окончания рас­следования рассматривается судом в общем порядке. Такое дело не может быть прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым.

При поступлении непосредственно в суд заявления пострадав­шего о привлечении лица к уголовной ответственности за нанесе­ние легкого вреда здоровью, побоев, оскорбление или клевету, из которого усматривается, что в действиях лица содержатся при­знаки особо злостного хулиганства, покушения на убийство или других преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным, судья в соответствии с требованиями закона должен (при наличии достаточных данных) направить заявление по подследственности.

Возложение на прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя обязанности в каждом случае обнаружения призна­ков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, отличает рос­сийский послереволюционный уголовный процесс от большин­ства зарубежных аналогов.

Читайте также:  Досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном процессе

Уголовно-процессуальное право (понятие, предмет, метод, система). Источники. УПП является самостоятельной отраслью в системе права, отличающейся от других отраслей права присущим только ему предметом и методом правового регулирования.

УПП представляет собой систему нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уг. дел. Доминирующим в сфере уголовно-процессуального регулирования является метод власти- подчинения, хотя в ряде случаев используется и метод равенства или диспозитивности. Что касается соотношения понятий «уг.

процесс» и «УПП», то они неравнозначны. Уг. процесс представляет собой деят-ть органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, которая регулируется нормами УПП. Иначе говоря, УПП регламентирует уг. процесс. Система УПП- это его внутреннее строение, которое можно выразить схемой: норма- институт- отрасль.

Уголовно-процессуальная норма- это установленное гос-вом общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов уголовно-процессуальной деят-ти, обеспеченное на случай нарушения силой гос. принуждения. Как и любая норма права, уголовно-процессуальная норма имеет трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).

Уголовно-процессуальные нормы подразделяются на обязывающие (императивные), уполномачивающие (диспозитивные), запрещающие. Уголовно-процессуальные нормы объединяются в процессуальные институты.

Уголовно-процессуальный институт-это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в пределах отрасли права (институт мер пресечения; институт защиты; институт следственных действий). Уголовно-процессуальные институты в целом и составляют отрасль УПП.

Совокупность (систему) правовых актов, являющихся источниками УПП, составляют следующие фед. законы: 1. Конституция РФ. Основной закон страны имеет высшую юр. силу, прямое действие, применяется на всей территории России, служит юр. базой для любого отечественного законодат-ва. Все иные законы и правовые акты не должны ей противоречить. Конституционные положения, которые касаются уг.

судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти. Эти предписания содержат базисные институты, лежащие в основе уг.

процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.

Конституцией утвержден правовой институт судебной власти в действующем законодат-ве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти.

Так, в Основном законе провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление и закреплены нормы, согласно которым: а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. 2.

УПК -основной источник УПП, устанавливающий и регулирующий порядок уг. судопроизводства на территории РФ. Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью. Структура действующего УПК построена в прямой зависимости от содержания и этапности производства по уг. делам. УПК РФ представляет собой кодифицированный нормативный акт, состоящий из 6 частей: Общие положения; Досудебное производство; Судебное производство; Особый порядок уг. судопроизводства; Международное сотрудничество в сфере уг. судопроизводства; Бланки процессуальных документов (6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей). Действующий УПК был принят Гос. Думой 22 ноября 2001 года и одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001. 3. Источниками УПП служат и иные фед. законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы гос. деят-ти. К ним, в частности, относятся законы, определяющие устройство судов, их компетенцию, статус судей, структуру и полномочия милиции, налоговой полиции, фед. службы безопасности, прокуратуры, а также принципы организации, права и обязанности адвокатов.

4. Согласно Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора.

Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уг.

судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания

Уголовное преследование— процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК).

Виды уголовного преследования выделяются в зависимости от тяжести и характера совершенного преступления. Уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

Виды уголовного преследования(ч.1 ст. 20 УПК): публичное, частно-публичное и частное.

Дела частного обвинения— это дела о преступлениях небольшой тяжести, предусмотренных ст. 115,116,129, ч. 1 ст. 130 УК.

Уголовное дело по этой категории дел возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым.

Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Дела частно-публичного обвинения(ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Все остальные уголовные дела относятся к делам публичного обвинения. Возбуждение данной категории уголовных дел не зависит от волеизъявления заинтересованных лиц и является обязанностью органов предварительного расследования и прокурора.

Производство расследования по делам публичного и частно-публичного обвинения ведется в общем порядке. Уголовное производство по делам частного обвинения специально урегулировано в гл. 41 УПК.

Уголовно-процессуальные функции определяют как направления уголовно-процессуальной деятельности. Под основными функциями понимают обвинение, защиту и разрешение дела.

Функция защиты представляет собой направление деятельности по защите прав и законных интересов лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Ее выполняют подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и их защитник.

Функция обвинения большинством процессуалистов определяется как направление уголовно-процессуальной деятельности по изобличению лица, виновного в совершении преступления, а также поддержание предъявленного ему обвинения в суде. В основном данную функцию исполняет прокурор, но при рассмотрении уголовного дела мировым судьей, функцию обвинения выполняет частный обвинитель, одновременно являющийся потерпевшим.

Функция уголовного преследования представляет собой направление уголовно-процессуальной деятельности субъектов уголовного судопроизводства (органа дознания, следователя, прокурора) по расследованию уголовного дела. В свою очередь уголовное преследование делится на виды: публичное, частно-публичное и частное (ч. 1 ст. 20 УПК РФ).

Уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего (частного обвинителя) и могут быть прекращены в связи его примирения с обвиняемым.

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются также только по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, когда обвиняемый не только примирился с потерпевшим, но и полностью загладил причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ).

Дела публичного обвинения возбуждаются от имени государства прокурором (органом дознания, следователем с согласия прокурора) и прекращению в связи с примирением сторон не подлежат (к данной категории относится большинство уголовных дел).

Вышеуказанные три вида уголовных дел делятся в зависимости от тех начал или принципов, которые действуют при их возбуждении и дальнейшем производстве, т.е.

публичные начала (государственные органы, осуществляющие уголовное преследование, обязаны, независимо от воли потерпевшего, возбудить уголовное дело и привлечь к уголовной ответственности виновное лицо, вплоть до назначения ему уголовного наказания) либо начала диспозитивные,[1] ставящие возбуждение уголовного дела и его дальнейшую судьбу в зависимость от волеизъявления потерпевшего.

  1. Таким образом, уголовно-процессуальные функции — основные направления деятельности участников уголовного процесса, осуществляемые ими в связи с возникающими правоотношениями в сфере уголовного судопроизводства.
  2. Уголовный процесс как наукаизучает закономерности возникновения, развития и прекращения уголовно-процессуальных правоотношений.
  3. Уголовный процесс как отрасль права– совокупность норм права, регулирующих деятельность, направленную на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела по существу и обеспечение неотвратимости ответственности виновных.
  4. Уголовный процесс как учебная дисциплина – совокупность знаний об основных институтах уголовного процесса.
  5. Уголовный процесс как вид социально-правовой деятельности.
  6. Уголовный процесс — это, осуществляемая в пределах и порядке установленных законом и иными правовыми актами и отвечающая своему назначению деятельность (система действий), наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.
  7. Чаще всего в определениях внимание привлекается к трем основным элементам:

1. Деятельности (системе упорядоченных действий) четко определенных в законе государственных органов, их должностных лиц и лиц, называемых участниками процесса.

2. Отношениям (правоотношениям), возникающим в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам).

3. Обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и возникающих на ее основе отношений.

Поскольку рассматриваемая деятельность возникает и протекает в связи с применением уголовного закона, ее принято именовать уголовным процессом.

Понятие уголовного процесса тождественно понятию уголовного судопроизводства (п.56 ст.5 УПК РФ).

  • Уголовное судопроизводство как особый вид социально-правовой деятельности преследует определенные цели,являющиеся егоназначением:
  • 1) защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений (а также, безусловно, интересов государства и общества в целом);
  • 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;
  • 3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;
  • 4) отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Защита прав и законных интересов пострадавших в результате преступления обеспечивается в результате выявления и уголовного преследования лиц, совершивших это преступление, их осуждения и справедливого наказания, выявления размеров причиненного преступлением вреда и принятия мер по обеспечению его возмещения, ограждения потерпевших от новых преступных посягательств и т. д.

В качестве специфических средств обеспечения этих целей выступают: процессуальное доказывание, привлечение в качестве обвиняемого, применение мер пресечения и других мер процессуального принуждения, а также иные предусмотренные УПК средства и способы.

Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свободобеспечивается детальной регламентацией оснований, условий и порядка применения мер, ограничивающих права и свободы, законодательным закреплением прав и обязанностей участников уголовно-процессуальных отношений и порядка их реализации, установлением в законе механизмов обжалования и проверки следственных и судебных решений.

Источник: https://cyberpedia.su/14×5731.html

Принцип публичности

Термин «публичный» употребляется и в значении «общественный, не частный»[1] [2]. Исходя из этого, в литературе по уголовному процессу раскрывается сущность принципа публичности.

Читайте также:  Ст 157 ук рф: уголовная ответственность за неуплату алиментов

Она заключается в том, что при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности соответствующие государственные органы и должностные лица в целях раскрытия преступлений, изобличения виновных и их справедливого наказания действуют независимо от усмотрения лиц, чьи интересы в той или иной мере затронуты преступлением.

Реализация данного принципа направлена на обеспечение неотвратимости наказания для любого лица, виновного в совершении преступления, а в конечном счете — на полную ликвидацию преступности в определенной стране.

Нельзя не отметить, на наш взгляд, тесную связь содержания этого принципа с высказанной еще в 1764 г. знаменитым итальянским юристом Ч.

Беккариа идеей: «Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступность…

Неизбежность наказания, даже умеренного, всегда производит более сильное впечатление, чем страх подвергнуться самому суровому наказанию, если при этом существует надежда на безнаказанность»1.

Принцип публичности господствовал в уголовном процессе России в досоветский период ее истории. Так, В. К. Случевский называл публичность основным принципом процесса.

Принцип этот, по его мнению, заключается в том, что «совершившееся преступное посягательство на охраняемую государством правовую норму создает право государства на применение уголовной кары, осуществляемое в установленном законами процессуальном порядке уполномоченными на то лицами, независимо от воли потерпевшего лица»[3] [4].

Ни в коей мере не потерял значения принцип публичности и в советский период истории России, получив, по мнению Т. Н. Добровольской, «прямое и по форме наиболее общее закрепление» в ст. 3 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 25 декабря 1958 г. (в ст. 3 УПК РСФСР 1960 г.

), установившей обязанность суда, прокурора, следователя и органа дознания «в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию»[5].

В гл. 2 «Принципы уголовного судопроизводства» УПК принцип публичности не указан, однако он нашел закрепление как в нормах УПК, так и в Конституции РФ и не утратил ведущей роли в уголовном процессе.

Прежде всего отметим, что хотя в новом УПК нет статьи, дословно повторяющей содержание ст. 3 УПК РСФСР, в нем существенно изменена роль суда в уголовном судопроизводстве, однако и в УПК немало норм, закрепляющих рассматриваемый принцип.

Так, в ч. 2 ст.

21 УПК говорится: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления».

Часть 1 ст. 144 УПК устанавливает обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах их компетенции принять в установленный законом срок соответствующее решение.

Статья 157 УПК обязывает орган дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбудить уголовное дело в порядке, определенном законом, и произвести неотложные следственные действия.

Статьей 73 УПК предписывается по каждому уголовному делу устанавливать: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форму его вины и мотивы; характер и размер вреда, причиненного преступлением; другие обстоятельства.

К содержанию принципа публичности относятся и отдельные положения ст. 14 УПК. Так, ч. 2 этой статьи бремя доказывания обвинения возлагает на сторону обвинения, а в ч. 2 и 3 говорится о том, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, все сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу.

Обязанность раскрывать преступления, изобличать лиц, виновных в их совершении, принимать меры к их наказанию возлагается на соответствующие государственные органы и должностных лиц для защиты прав и законных интересов граждан, для защиты общества и государства. Положения, на которые опирается принцип публичности, содержатся и в Конституции РФ. Например, ст.

2 Конституции РФ установлена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В сфере уголовного судопроизводства эта обязанность в полной мере возлагается на органы дознания, дознавателей, следователей, прокуроров и на суд. Положения, относящиеся к принципу публичности, содержатся также в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст.

45 Конституции РФ.

Характеристику современного уголовного процесса России как по своей природе в основном публичного подтверждает то обстоятельство, что по подавляющему большинству преступлений уголовное преследование осуществляется в публичном порядке. Лишь по незначительному количеству преступлений уголовное преследование осуществляется в частном и частно-публичном порядке.

К уголовным делам частного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 1281 УК. Такие дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК).

К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях (в основном экономических), предусмотренных в УК и названных в ч. 3 ст. 20 УПК. Дела по таким преступлениям возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК.

Однако по делам и частного, и частно-публичного обвинения в установленных законом случаях следователь, а также с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя.

К этим случаям относятся: если преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или беспомощном состоянии либо по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20 УТТК).

В подобных случаях следователь и дознаватель, защищая права указанных лиц, несомненно, действуют и в публичных, общественных интересах.

Закрепление принципа публичности в соответствующих нормах Конституции РФ и УПК, признание наличия данного принципа в уголовном процессе России многими учеными-процессуалистами, в том числе в учебниках по уголовному процессу, не может устранить такого недостатка УПК, как отсутствие рассматриваемого принципа в его гл. 2. Данный недостаток законодателю необходимо устранить.

Принцип публичности закреплен в законодательстве ряда зарубежных стран. Например, первым из принципов уголовного процесса ФРГ в книге «Уголовно-процессуальное право ФРГ» В. Бойльке назвал «принцип официальности расследования».

В соответствии с данным принципом, закрепленным в § 152 Уголовно-процессуального кодекса ФРГ, прокуратура обязана предъявлять обвинение. Возбуждение и дальнейшее развитие процесса — это обязанность государства, а не отдельных граждан, например потерпевшего.

Уголовное преследование как реализация материального (исходящего от государства) уголовного права должно осуществляться официально, т. е. государство обладает монополией на расследование уголовных дел.

Принцип официальности расследования иногда в ФРГ называют принципом осуществления уголовного преследования по долгу службы[6].

Отмечая публичное начало российского уголовного судопроизводства, раскрывая действие и значение в нем принципа публичности, одновременно необходимо указать и на наличие в нем диспозитивного начала. М. С.

Строгович, считая диспозитивность принципом гражданского процесса, в то же время полагал, что в смысле свободы распоряжения процессуальными средствами для отстаивания своих интересов и защиты прав диспозитивность в уголовном процессе применяется довольно широко.

Так, от стороны зависит, возбудить или не возбудить определенное ходатайство, обжаловать или нет определенные следственные либо судебные действия, как и приговор1.

При освещении соотношения публичности и диспозитивности в уголовном процессе следует назвать правильную, на наш взгляд, точку зрения И. Л. Петрухина.

Он отметил, что в учебниках по уголовному процессу в качестве одного из основных принципов уголовного судопроизводства фигурирует публичность, а диспозитивность рассматривается лишь как некоторое исключение из этого принципа.

Советский взгляд на соотношение этих принципов, считает он, необходимо пересмотреть, поскольку тенденцией развития является возрастание диспозитивности как в уголовном процессе, так и во всех сферах взаимоотношений человека с властью, где ценность человеческой личности возрастает[7] [8].

В настоящем учебнике диспозитивность рассматривается как принцип уголовного процесса.

Источник: https://studref.com/363593/pravo/printsip_publichnosti

3. Принципы уголовного процесса

  Понятие, значение и система принципов уголовного процесса  Принципы уголовного процесса — это основополагающие идеи, взгляды, положения, закрепленные в правовых нормах, определяющие структуру и содержание стадий уголовного процесса, его форм и институтов, направленные на выполнение уголовнопроцессуальных задач.  Значение принципов уголовного процесса состоит в том, что они являются своеобразным фундаментом всей системы уголовного правосудия. На их основе принимаются и функционируют все прочие правовые нормы, регламентирующие уголовнопроцессуальную деятельность. Причем все принципы взаимосвязаны между собой и нарушение одного автоматически влечет за собой нарушение других принципов. Другими словами, здание правосудия выстроено таким образом, что попытка извлечь из него любой из элементов фундамента приведет к его полному разрушению. Все принципы уголовного процесса равнозначны и относительно самостоятельны, но в целом образуют единую систему, состоящую в следующем:  1. Международно-правовые принципы (закреплены в международно-правовых документах и договорах). К ним относят: соблюдение общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; оказание взаимной помощи по уголовным делам и т. п.  2. Конституционные принципы (закреплены в Конституции и конституционных законах РФ). Они в свою очередь делятся на:  — общеправовые принципы, призванные охранять права и свободы человека и гражданина (гл. 1 и 2 Конституции РФ): неприкосновенности личности, жилища, частной жизни и т. д.;  — принципы построения судебной власти в РФ (гл.5 Конституции РФ): осуществления правосудия только судом, независимости судей и подчинения их только закону и т. д.

  3. Собственно уголовно-процессуальные принципы (закреплены в УПК). К ним относят: принципы непосредственности, устности, оценки доказательств по внутреннему убеждению и т. д.

  Принципы гласности, законности и публичности  Принцип гласности означает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В зал судебного заседания доступ свободен для всех желающих лиц, не участвующих в производстве по делу и достигших 16-летнего возраста (ст. 23 Конституции, ст. 18 и ч. 4 ст. 262 УПК). Присутствующие в зале суда вправе вести фиксацию процесса, записывать все происходящее в судебном заседании.

Председательствующий может ограничить только технические способы фиксации (видео-, фото-, звукозапись и т. п.) и только в случаях, когда это может затруднить ведение процесса или нарушить права и интересы сторон.  Приговор всегда провозглашается публично.

Читайте также:  Постановление о прекращении уголовного дела и преследования

  Принцип законности — это требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов органами и должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, прокуратурой, судом и всеми лицами, участвующими в деле.

  Принцип законности обязывает суд, прокурора, следователя, лицо, производящее дознание:  — неукоснительно следовать установленному законом порядку производства дел на всех стадиях процесса;  — совершать процессуальные действия на законных основаниях и в предусмотренных законом процессуальных формах;  — основывать свои решения на соответствующих нормах материального и процессуального права;  — не нарушать закона, при применении к лицам мер процессуального принуждения, в том числе по соображениям целесообразности;  — строго блюсти правила собирания и закрепления доказательств, имея в виду, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции);  — органы и должностные лица государства должны действовать в рамках установленной для них законом компетенции, охранять права и свободы человека и гражданина.  В уголовном процессе законность стоит на постулате: дозволено то, что прямо разрешено законом.  Законность — универсальный, всеохватывающий принцип, проходящий красной нитью через все прочие принципы уголовного процесса.

  Принцип публичности — это обязанность действовать по должности. Принцип выражается в том, что орган дознания, следователь, прокурор и суд при наличии повода и основания обязаны возбудить, расследовать, рассмотреть и разрешить уголовное дело независимо от воли или желания каких либо граждан, учреждений, организаций (исключение составляют лишь дела частного обвинения, ст.

27 УПК), а также предотвратить или прекратить незаконное уголовное преследование, не дожидаясь жалоб со стороны репрессированного.

В силу данного принципа только прямо указанные в законе государственные органы и должностные лица вправе применять уголовно-процессуальные нормы и меры процессуального принуждения, а также принимать решения о начале, движении и способе окончания уголовного производства.

  Принцип презумпции невиновности  Данный принцип основан на трех основных постулатах, закрепленных в ст. 49 Конституции РФ:  1.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.  2.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

  Значение данного принципа заключается в том, что он призван обеспечить решение одной из главнейших задач уголовного процесса: чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

  Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту  Данный принцип включает в себя совокупность прав подозреваемого и обвиняемого, осуществление которых дает возможность оспаривать выдвинутое против него обвинение или подозрение в полном или частичном объеме.

  Защита может осуществляться двумя способами:  1. Самостоятельно — «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ст. 45 Конституции РФ).

  Данный способ защиты обвиняемый или подозреваемый могут реализовывать путем предоставления доказательств, заявления ходатайств, обжалования действий и решений органов и должностных лиц, в производстве которых находится уголовное дело.  2.

С помощью защитника — «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

  Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» (ст. 48 Конституции РФ).

  Органы дознания, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленным законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ч. 2 ст. 19, ст. 58 УПК). Эти же органы обязаны выявлять по каждому делу, наряду с обличающими подозреваемого и обвиняемого обстоятельствами, оправдывающие и смягчающие их вину обстоятельства, независимо от того, выявлены ли они защитой (ст. 20 УПК).

  Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право избрать себе желаемого защитника, а если защитник не был избран, то заявить просьбу о его назначении, которую соответствующие органы и должностные лица государства обязаны удовлетворить.

  Принцип состязательности  Принцип состязательности означает, что функции обвинения, защиты и разрешения дела по существу разграничены между собой.

Обвинение и защита пользуются равными правами в отстаивании своих интересов, суд же руководит процессом, а также выполняет роль независимого арбитра, следя за соблюдением правил, и выносит решение по делу.  Таким образом, данный принцип состоит из трех элементов:  1. Отделения правосудия от функций обвинения и защиты.  2.

Равноправия сторон (обвинения и защиты).  3. Руководящей и главенствующей роли суда при рассмотрении и разрешении уголовного дела (только он может принять решение по делу).

  Значение данного принципа состоит в том, что он позволяет гарантировать объективность и беспристрастность принимаемого по делу решения и оградить судебную деятельность от субъективизма и односторонности, а также гарантирует соблюдение прав и законных интересов сторон.

  Принцип единоначалия и коллегиальности в уголовном процессе  Данный принцип означает, что правосудие может осуществляться как единолично, так и коллегиально.

  Так, судья единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы (ч. 2. ст. 35 УПК). При санкции от пяти до пятнадцати лет лишения свободы дело рассматривается коллегиально (судья и два народных заседателя).

Аналогичным составом суда рассматриваются и дела о преступлениях несовершеннолетних.  Уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, рассматривает коллегия в составе трех профессиональных судей (ч.

2 ст. 15 УПК). Однако нужно учитывать, что действие данного положения приостановлено на основании ФЗ от 9 июля 1998 г. № 95-ФЗ до введения в действие нового Уголовнопроцессуального кодекса РФ.  Кроме того, в отдельных регионах России, по ходатайству обвиняемого дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст.

15 УПК, рассматриваются судьей и двенадцатью присяжными заседателями.  Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе трех членов суда, а в порядке надзора — в составе не менее трех членов суда.

  Значение данного принципа заключается в том, что, с одной стороны, он обеспечивает демократизм процесса (участие народных заседателей и присяжных в отправлении правосудия), а с другой — позволяет экономить средства и время по делам о преступлениях не представляющих большой общественной опасности, без ущемления интересов сторон. Кроме того, в кассационном и надзорном производстве принцип коллегиальности (на основе состава суда из трех профессиональных судей) сводит к минимуму риск возможной судебной ошибки.

  Принципы неприкосновенности личности, жилища, охраны личной жизни и тайны переписки и их реализация в нормах уголовно-процессуального права  Конституция РФ определяет:  «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.  Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов» (ст. 22 Конституции РФ).  Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.

Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.  Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение (ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Эти положения развиваются и конкретизируются в ст. 11 УПК.  В настоящее время и до принятия нового УПК санкция на арест дается прокурором, а кратковременное задержание подозреваемого составляет 72 часа.  В свете данного принципа в УПК внесены две новые ст. ст.

2201 и 2202 которые позволяют подозреваемому и обвиняемому обжаловать в суд законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей.  Гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

  Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.  Обыск, выемка, осмотр помещения у граждан, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных УПК (ст. 12 УПК).

  Система этих принципов и процессуальных положений и их реализация обеспечивают соблюдение общепринятых гражданских прав и свобод.

  Принцип независимости судей и их подчинения только закону  При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

  Судьи и народные заседатели разрешают уголовные дела на основе закона, в соответствии с правосознанием, в условиях, исключающих постороннее воздействие на них (ст. 16 УПК).  Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.

  При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае при принятии решения, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.  Независимость судей обеспечивается:  1.

Наличием особой процедуры осуществления правосудия.  2. Установлением запрета на вмешательство со стороны любых субъектов в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой ответственности.  3. Установление особого порядка приостановления и прекращения полномочий судьи.  4. Правом судьи на отставку.  5.

Неприкосновенностью судей.  6. Системой органов судебного сообщества.  7. Повышенным материальным обеспечением.  8. Особым порядком защиты судьи и членов его семьи.  9. Специальным порядком назначения и несменяемостью судей.

  Данный принцип позволяет вывести суд в самостоятельную ветвь власти и тем самым обеспечить его независимость в принятии решений.

  Принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела  Суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства (ст. 20 УПК).  Всесторонность означает, что должны быть выявлены и проверены все возможные версии, юридически значимые обстоятельства и доказательства, с учетом их взаимосвязей и взаимозависимостей. Другими словами, они должны сводится к установлению объективной истины по уголовному делу.  Полнота выражается в обязанности установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 68 УПК).  Объективность включает в себя обязанность учитывать как обвинительные, так и оправдательные фактические данные, иными словами: непредвзятость, отсутствие «обвинительного» или «оправдательного» уклона и т. п.

  Нарушение ст. 20 УПК влечет за собой признание вынесенных решений незаконными, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Источник: https://txtb.ru/30/3.html

Ссылка на основную публикацию