11 мая суд Екатеринбурга приговорил к трем с половиной годам условно блогера Руслана Соколовского за серию видеороликов, в одном из которых он «ловил покемонов» в храме. Суд признал его виновным, в частности, в публичном оскорблении чувств верующих. “Ъ” изучил теорию и практику применения этой статьи.
Как появилась уголовная ответственность
До 2013 года оскорбление чувств верующих квалифицировалось как административное правонарушение по ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Статья действует до сих пор. Она, в частности, предусматривает штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы до 120 часов за
умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порчу или уничтожение.
В июне 2013 года на волне скандала вокруг акции группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя были внесены поправки в ст. 148 УК РФ. Вместо «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» она стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и была дополнена двумя пунктами:
1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Верхняя планка наказания — три года лишения свободы. По данным судебного департамента Верховного суда, до настоящего времени судами вынесено только семь приговоров по этой статье.
Кого и за что судили
В феврале 2016 года в Ставрополе начался суд по делу блогера Виктора Краснова, который в споре в социальной сети «ВКонтакте» написал, что «Боха нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок». Экспертиза признала Краснова вменяемым. В феврале 2017 года дело было закрыто в связи с истечением срока давности.
В апреле 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга направил местного жителя Антона Симакова на принудительное лечение в психиатрическую клинику. В октябре 2014 года Симаков в своем офисе провел «обряд» с использованием куклы вуду, крови жертвенного животного, а также предметов христианского культа. Симаков вышел из больницы в январе 2017 года.
В апреле 2016 года Оренбургский суд оштрафовал на 35 тыс. руб. преподавателя Оренбургского медицинского университета Сергея Лазарова. В 2013 году в статье «Злой Христос», опубликованной на сайте Лазарова, в отношении Христа были приведены негативные эпитеты — «убийца» и «тиран».
В июле 2016 года Кировский областной суд признал виновными по ст. 148 УК РФ Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина. По версии следствия, они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка. Каждый получил по 230 часов исправительных работ.
В июле 2016 года Элистинский городской суд приговорил к двум годам условно спортсмена из Дагестана Саида Османова. Османов в буддийском храме ударил статую Будды и помочился на нее, а после выложил видео в интернет.
Что говорят юристы
Андрей Князев, председатель коллегии адвокатов «Князев и партнеры»: «Эта поправка в УК абсолютна излишняя. У нас есть уголовное наказание за хулиганство, вот ее и надо к подобным типам применять. Дерзость, неуважение к обществу — это все хулиганство. У нас почему-то начали разделять общество отдельно на верующих и неверующих, потом отдельно будут делить на коммунистов, на гомосексуалистов».
Петр Скобликов, доктор юридических наук: «Соколовский осужден не за то, что ловил в храме покемонов, а за то, что совершил противоправное действие. Он посетил храм, где скрыто вел видеосъемку ловли покемонов, после чего вернулся домой и соорудил ролик, в котором на отснятый видеоряд наложил аудиоряд с оскорбительной нецензурной бранью в адрес верующих, в адрес процедуры моления. А затем этот ролик он придал огласке, выложив в интернет для всеобщего просмотра… Эта статья защищает не только чувства верующих, она защищает право человека на что-то дорогое и святое».
Вадим Волков, научный руководитель Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге: «В данном случае судебный процесс является показательным. Соколовский — популярный видеоблогер, имеющий множество подписчиков. Уголовные репрессии против таких людей являются способом государственного устрашения».
Евгений Тонкий, управляющий партнер группы «Тонкий и партнеры»: «В большинстве случаев 148-ю статью притягивают за уши. Понятие оскорбления личности определено действующим УК РФ и не вызывает вопросов, а вот с оскорблением чувств — это новое понятие для российской правовой системы. Действующая редакция ст. 148 не отвечает правилам логики и юридической техники, поскольку состоит лишь из не поясненных законодателем оценочных категорий».
Мария Баст, председатель Ассоциации адвокатов за права человека: «Уже с XIX века у нас никого не сажали и сжигали на кострах за отрицание Бога — и вдруг такая статья. Полное ощущение, что нас в это дремучее Средневековье вновь пытаются затащить».
Евгений Козичев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко, группа «Прямая речь»
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3294094
Оскорбление чувств верующих
Оскорбление религиозных чувств верующих — правонарушение, которое существует почти столько же, сколько и сами религии. В различные времена и в разных странах оно каралось по разному — от небольшого штрафа и требования извинений до смертной казни. Наказание сильно зависит от государственной религии страны, общего менталитета населения и политики самой страны.
В России оскорбление чувств верующих до недавнего времени было не самым серьезным нарушением и приравнивалось к простому публичному оскорблению. Однако с 2013 года оскорбление чувств верующих стало преступлением уголовным и значительно более серьезным.
Не стоит так же забывать, что всегда существовала такая статья, как «разжигание ненависти на религиозной почве», которая карается весьма строго и имеет серьезные последствия.
Когда был принят закон?
Впервые определение «оскорбление чувств верующих» появилась в УК РСФСР еще в 1993 году и просуществовала до 1996 года. В ней было подробно рассмотрено оскорбление религиозных групп посредством использования СМИ. Статья имела номер 143 и была отменена с принятием УК РФ.
Самое последнее изменение произошло в 2013 году. Именно тогда статья 148 УК РФ была дополнена до своего современного состояния. Ранее она предусматривала уголовную ответственность только в случае организованного срыва религиозного обряда, и больше напоминала собой статью УК РФ «Хулиганство».
Принятие статьи 148 УК РФ в 2013 году вызвало массу споров. Связано это с тем, что существует целый ряд подобных статей:
- Статья 213 УК РФ — хулиганство. Под неё можно подвести большую часть случаев оскорбления религиозных чувств верующих;
- Статья 214 УК РФ — вандализм. В ней так же имеется ссылка на порчу религиозного имущества или его осквернение;
- Статья 282 УК РФ — возбуждение вражды. В ней есть отдельная приписка о возбуждении вражды по религиозным мотивам.
Таким образом статья 148 многим кажется попросту ненужной. Она является одной из самых спорных статей УК РФ на данный момент.
Чем оно отличается от простого оскорбления
Для начала напомним, что является обычным оскорблением с точки зрения закона. Оскорбление личности — грубое унижение чести и достоинства гражданина другим лицом. При этом оскорбление может быть как личным, так и публичным, что значительно влияет на тяжесть преступления.
Оскорбление чувств верующих в этом плане значительно отличается от обычного оскорбления. Оно должно обладать следующими признаками:
- Оскорбление чувств верующих должно иметь публичный характер, то есть содержаться в публичном выступлении или обращении, показываться в СМИ или содержаться в произведениях культуры;
- Само обращение должно четко и не двусмысленно унижать религиозное сообщество в целом, а не одного его представителя в частности. Таким образом должно оскорбляться не честь и достоинство, а принципы и идеалы религиозной группы;
- Оскорбление должно быть именно религиозным, его целью должно быть именно целенаправленное унижение веры группы людей.
Что такое «религиозные чувства»?
На этот вопрос ответить точно практически невозможно. Каждый судья сам определяет понятие «религиозные чувства» и использует его в судебном разбирательстве. И только от его взглядов будет зависеть, можно ли считать оскорбление религиозным или нет. Однако есть несколько определений «религиозных чувств», которыми суды чаще сего пользуются:
- Религиозные чувства — сильная психологическая привязанность группы граждан к объекту поклонения их религии;
- Религиозные чувства — эмоции, которые группа граждан испытывает к своей религии и её канонам в целом;
- Религиозные чувства — привязанность к религиозным обрядам и их важность в повседневной жизни группы верующих.
Уголовное наказание
Такое правонарушение, как оскорбление верующих, подробно описано в статье 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Она состоит из четырех частей и достаточно подробно описывает все возможные варианты этого правонарушения.
Часть первая
Дает определение публичному оскорблению чувств верующих, определяет наказание за оскорбление религиозных чувств без отягчающих обстоятельств.
Виды наказания:
- Штраф до 300000 рублей;
- Штраф в размере заработка осужденного за 2 года;
- Обязательные работы на 240 часов;
- Принудительные работы на 1 год;
- Лишение свободы на 1 год.
Часть вторая
Рассматривает оскорбление религиозных чувств в местах, имеющих особое значение для оскорбленной религии или предназначенных для проведения обрядов, ритуалов и иных церемоний.
Виды наказания:
- Штраф до 500000 рублей;
- Штраф в размере заработка осужденного за 3 года;
- Обязательные работы на 480 часов;
- Принудительные работы на 3 года;
- Лишение свободы на 3 года с последующим ограничением свободы сроком в 1 год.
Часть третья
Рассматривает оскорбление чувств верующих путем прерывания религиозных обрядов, их целенаправленного срыва.
Виды наказания:
- Штраф до 300000 рублей;
- Штраф в размере заработка осужденного за 2 года;
- Обязательные работы на 360 часов;
- Принудительные работы на 1 год;
- Арест на 3 месяца.
Часть четвертая
Рассматривает унижение религиозных чувств с помощью своего служебного положения либо с угрозами применения насилия (или его применением)
Виды наказания:
- Штраф до 200000 рублей;
- Штраф в размере заработка осужденного за 1 год;
- Обязательные работы на 480 часов;
- Исправительные работы на 2 года;
- 1 год лишения свободы.
Внимание
При этом должностное лицо теряет возможность занимать подобные его должности на срок, установленный судом.
Об авторе
Загрузка…
Источник: https://ugolovnoe-pravo.ru/oskorblenie-chuvstv-veruyushhih.html
Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
- 1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —
- наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
- 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —
- наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
- 3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —
- наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
- 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
- а) лицом с использованием своего служебного положения;
- б) с применением насилия или с угрозой его применения, —
- наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
Комментарий к Ст. 148 УК РФ
1. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Ответственность за нарушение этого конституционного права установлена ст. 148 УК. Однако здесь следует отметить, что уголовно-правовой охране подлежат лишь объединения и обряды, не запрещенные законом.
2. Объективная сторона преступления заключается в незаконном воспрепятствовании: 1) деятельности религиозной организации или 2) совершению религиозного обряда. Способ воспрепятствования не конкретизирован. Он может зависеть от того, кому — организации или лицам оказывается воспрепятствование.
Это может быть применение насилия или угрозы насилием, ограничение свободы, повреждение (уничтожение) вещей и др.
с целью заставить человека отказаться от совершения религиозного обряда либо участвовать в работе религиозной организации, отказ в регистрации религиозной организации, умышленное уничтожение или повреждение ее имущества и т.п.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Не образует рассматриваемого состава преступления воспрепятствование деятельности официально не зарегистрированных религиозных организаций, тоталитарных сект, совершению псевдорелигиозных обрядов, посягающих на личность и права граждан.
Понуждение лица к участию в религиозном обряде, деятельности религиозной организации также не может быть квалифицировано по комментируемой статье. Такое деяние образует состав преступления в зависимости от способа преступного поведения и (или) наступивших общественно опасных последствий.
К религиозным обрядам относятся, например: богослужения, крещение, венчание, причастие, исповедание, участие в молитве, отпевание, религиозные шествия, паломничества и т.п.
Богослужения и другие религиозные обряды и церемонии могут совершаться в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.
В зависимости от способа воспрепятствования и наступивших общественно опасных последствий деяние может квалифицироваться по совокупности составов преступлений, например, как причинение вреда здоровью и воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания.
3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли воспрепятствовать деятельности религиозной организации или совершению религиозного обряда.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
5. Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Источник: http://stYKRF.ru/148
«Оскорбление чувств верующих» — опасная формулировка
Обсуждение проекта нового закона «О культуре» заставило общество вновь вспомнить о спорной 148 статье УК РФ — статье, карающей за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».
Авторы проекта предлагают вывести из-под действия этого закона демонстрацию произведений искусства: выставки, концерты, театральные постановки, кинофильмы и т.п. Однако представители РПЦ выступили против такого решения.
«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих.
Мы, конечно, будем добиваться, будем вести работу об исключении из законопроекта вот таких норм», — заявила руководительница правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения (Чернега).
Этот спор побуждает вновь задуматься о явлении, все сильнее входящем в нашу повседневную жизнь, но по-прежнему очень неоднозначном: ограничении свободы слова и самовыражения ради того, чтобы не оскорбить чьи-либо чувства.
В частной жизни конфликт между свободой слова и уважением к чувствам ближнего решается при помощи такта, деликатности, хорошего воспитания.
«В доме повешенного не говорят о веревке», «О мертвых либо хорошо, либо ничего»: эти и другие подобные изречения учат нас, что правду-матку, рвущуюся с языка, иногда стоит придержать.
Но все осложняется, когда мы выходим в публичную сферу, где наши высказывания обращены к неопределенному кругу лиц и касаются не чьей-то личной жизни, а отвлеченных вопросов. Где «оскорбление лица» — понятие четкое и ясное, у которого есть определение в уголовном кодексе — сменяется расплывчатым «оскорблением чувств».
В самом деле, не совсем понятно, почему произведения искусства нужно резко отделять от обычных публичных высказываний, да и есть ли между ними четкая граница.
В наше время — время любительских фильмов и музыкальных групп, уличных танцев, фанфиков, перформансов и стенд-апов — все больше размывается грань между искусством профессиональным и любительским.
Творчество давно перестало быть особым видом деятельности, которым занимаются в величественных «храмах искусства» специально обученные «жрецы»: оно вышло на улицу и в интернет, для множества людей превратилось в обычное хобби, в часть их повседневной жизни.
Между картиной «актуального художника» и мемом из интернета зачастую нет разницы ни по содержанию, ни по художественному уровню — разница лишь в том, что одна висит на выставке, а другой собирает лайки, путешествуя по соцсетям. Почему же отношение к ним должно быть разным?
Уместнее задать другой вопрос: насколько оправдано вообще существование уголовной статьи, грозящей судом и тюрьмой за «оскорбление чувств»?
Статья 148, ч. 1 существует в УК РФ с 2013-го года, активно применяться начала с 2015-го.
Закон предусматривает штраф до 300 тысяч рублей, исправительные работы или тюремное заключение сроком до одного года (впрочем, реальных тюремных сроков за оскорбление чувств пока еще никто не получал).
Новый закон с самого начала был спорным и вызвал серьезное общественное неприятие; каждый случай его применения рассматривается под микроскопом и бурно обсуждается — возможно, поэтому число «пострадавших» по 148 статье пока невелико: за 2014-2017 год всего тринадцать человек.
Самый известный из попавших под статью — видеоблогер Руслан Соколовский (Сайбабтаев), знаменитый «ловец покемонов в церкви». Для полноты картины надо сказать, что он не просто покемонов в церкви ловил и процесс на видео снимал, но и происходящее там богослужение матерно комментировал.
Другие случаи: преподаватель Оренбургского медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал у себя на сайте статью под заглавием «Злой Христос» — без неприличных выражений, но антихристианскую, в которой христианский Бог именовался «убийцей и тираном». Получил штраф в 35 тысяч рублей. Блогер из Калининграда Виктор Краснов, поспорив в соцсети с каким-то верующим о праздновании Хэллоуина, написал: «Бога нет, а Библия — сборник еврейских сказок». Дело тянулось три года и было закрыто за истечением срока давности. Бывают и экзотические случаи: «магистр вуду» Антон Симаков из Екатеринбурга попал под суд за то, что с помощью обезглавленного петуха, деревянного креста и церковной атрибутики наводил порчу на президента Украины. Впрочем, при ближайшем рассмотрении уральского вудуиста признали невменяемым.
Предметами преследования становятся мемы, карикатуры, реплики в соцсетях.
Бросается в глаза, прежде всего, случайность и произвольность этих преследований: для любого, кто много общается в интернете, не секрет, что резких высказываний о религии или карикатур на церковь и священников там можно найти в сотни, даже в тысячи раз больше. А уж если вспомнить, что верующие бывают не только христианами, и обратить внимание на то, что неравнодушные граждане пишут порой об иудаизме или об исламе…
Словом, не только по расплывчатым формулировкам, но и по правоприменению уже хорошо видно, что перед нами «клон» печально известной статьи 282. Той, что, возможно, задумывалась как инструмент борьбы с национальной нетерпимостью; но быстро превратилась в «статью за лайки и репосты», источник бесконечных высосанных из пальца дел, курьезов и насмешек над правоохранительными органами, которые, мол, предпочитают ловить не настоящих террористов и экстремистов, а школоту в интернете. В конце концов, к общему облегчению, она была декриминализирована.
Статья «за оскорбление чувств» пока не применяется массово — видимо, правоохранители еще не очень понимают, как с ней работать, и опасаются общественного резонанса. Но и статья 282 не за один год обрела свою дурную славу.
Для того, чтобы сделаться «второй 282», у статьи 148 есть главное: крайняя расплывчатость формулировок. Фактически, все определение «преступления» состоит из оценочных суждений. Под «публичными действиями», как мы уже видели, законодатель здесь понимает и высказывания, и изображения.
«Явное неуважение к обществу» — что имеется в виду, и как оно проявляется в статье на сайте или в реплике, вырванной из интернет-холивара? Наконец, само «оскорбление религиозных чувств верующих»: как узнать, что является оскорблением, а что нет? Должно ли преступное деяние оскорблять всех верующих без исключения, или только некоторых? И как определить, правомерно ли верующий оскорбился?
Обычно на такие вопросы отвечают: «Все очевидно, чего тут мудрить! Вот человек берет икону и начинает топтать ее ногами — разумеется, он этим оскорбляет чувства православных!»
Да, когда икону и ногами — тут все очевидно. И на эту тему, кстати, давным-давно есть административная статья — 5.26.
3 КоАП, «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».
Штраф до 50 тысяч либо обязательные работы. Обратим внимание, как точно и ясно описано здесь то, за что полагается наказание.
Но за пределами таких очевидных случаев начинается обширная «серая зона».
Оскорбляет ли чувства верующих рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»? Ведь история Иисуса показана и истолкована в ней совсем не канонично. А образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»? От одних верующих можно услышать, что роман сатанинский, и Иешуа — злая карикатура на Иисуса; от других — что в свое время эта книга привела их самих или кого-то из их знакомых к христианству. Оскорбительна ли пушкинская «Гавриилиада»? (Вообще говоря, да; более того, ее автор явно ставил себе цель оскорбить и поглумиться. И что теперь с этим делать?) Оскорбительны ли для верующих яркие и злые антихристианские пассажи Ницше? А что, если те же мысли выскажет безвестный блогер Пупкин — без немецких литературных красот, простым русским языком?
Сойдем с высот мировой классики, вспомним околорелигиозные «холивары» последних лет: картина окажется столь же пестрой.
В 2014 году православные активисты добились отмены гастрольного тура в России польской блэк-металлической группы «Behemoth». Основание: в текстах и в визуальных образах группы пропагандируется сатанизм.
Действительно, музыканты носят перевернутые кресты, а тексты их полны «темных» и антихристианских мотивов. И это не причуда четверых поляков, а характерные составляющие музыкального стиля блэк-метал, в котором работает и немало российских музыкантов.
Обращение к «темным» темам, эстетическое тяготение к язычеству и/или антихристианству, устрашающий вид и эпатирующие высказывания, пентаграммы и перевернутые кресты на груди — почти неотъемлемые черты этого направления.
Запрещаем его целиком? И почему ограничиваемся музыкой — если уж на то пошло, не следует ли в принципе запретить антихристианство в России?
Другой пример. Год назад — тоже в Великий Пост — православный и околоправославный интернет внезапно взорвал рассказ Лоры Белоиван «Как Бог сову делал». Непритязательный юмористический скетч на страничку о том, как Бог творил сову, а потом Адам придумывал этой несуразной птице имя. Ненависти в рассказе определенно нет — но нет и никакого благоговения перед «священными темами»: Господь и Адам наперебой прикалываются и валяют дурака, да еще и матерными выражениями не брезгуют. Оскорбляет чувства или нет? Мнения самих верующих разделились: одни писали жалобы в Роскомнадзор и в прокуратуру, слали автору угрозы и требовали удалить рассказ — другие отвечали, что юмор, быть может, низкопробный и не особенно смешной, но их не обижает и не задевает.
Что ж, мат в устах Господа Бога действительно звучит странно и многих может шокировать. Но вот следующий пример, также из прошлого года. В арт-парке в деревне Никола-Ленивец под Калугой существует традиция: уже 16 лет на Масленицу там возводят, а затем сжигают различные деревянные постройки. Горели уже и зиккурат, и акведук, и триумфальная арка. И в прошлом году художник Николай Полисский создал «Пламенеющую готику»: построил, а затем сжег, запечатлев костер на камеру, деревянный «готический собор». Ни крестов, ни еще каких-либо религиозных символов на этом «соборе» не было, он не был копией какого-либо реального католического собора, да и вообще на реальное здание походил довольно отдаленно. Тем не менее эта акция вызвала не только массовое возмущение в соцсетях, но и протест от официального представителя РПЦ.
Пожалуй, самый яркий пример такого рода — фильм 2017 года «Матильда», вызвавший в образованном обществе невиданную ранее поляризацию мнений. Для светских людей — проходная историческая «мылодрама».
Для православных — особенно консервативно настроенных, тех, среди которых Николай Второй пользуется особым почитанием — страшное кощунство: чтимого ими святого изобразили обычным слабым человеком, запутавшимся в отношениях с женщинами! Анекдотический, казалось бы, холивар вокруг проходного фильма поднял вдруг серьезный вопрос: последний российский царь — святой мученик, которого можно только смиренно почитать, или один из земных персонажей нашей истории, которого можно и обсуждать, и по-разному к нему относиться… и, например, сочинять про него, как и про других царей и цариц, «мыльные оперы»? И следующий, еще более важный вопрос: что вообще «можно» и что «нельзя» в художественном переосмыслении нашего прошлого?
И знаете что? Очень хорошо, что происходят такие «холивары».
Носители оскорбленных чувств, склонные Страшно Обижаться и впадать в моральную панику по любому поводу (а то и старательно выискивать поводы для обид), агрессивно требующие прекратить и запретить все, что им не по вкусу, выглядят не слишком симпатично. Но то, что они делают — проявление гражданского общества. И если вспомнить, что в иных местах гражданское общество начиналось с линчевания и вываливания в перьях, то у нас, русских, все еще очень цивилизованно.
Нынешнее общество очень разнородно. В нем нет ни единой системы ценностей, ни единых этических, эстетических, культурных норм.
У людей очень разные представления о том, что допустимо, а что нет, и как правильно вести себя в публичном пространстве — настолько разные, что порой ужасаешься культурной пропасти между жителями одного города и даже одного дома.
И единственный способ выработать единые правила или хотя бы прийти к какому-то компромиссу — разговаривать об этом и договариваться.
Это и происходит. «Оскорбленные» заявляют, что возмущены, и объясняют свои резоны. Им приходится отстаивать свою позицию внятно и рационально, приводя аргументы. Окружающие их поддерживают или не поддерживают.
В таких дискуссиях и проясняется, «что такое хорошо и что такое плохо» в пространстве общественных высказываний и символических жестов.
Что можно говорить и делать свободно, что — лучше в специально отведенных местах и «для своих», а что и вовсе не стоит выносить за пределы собственной кухни, если не хочешь, чтобы тебе «напихали в панамку».
Но все это чисто гражданская история. Ключевой ее признак тот, что общественная дискуссия идет свободно. Государство в нее не вмешивается. И самому «оскорбителю», при всех пламенных обличениях в его адрес, не грозит ничего страшнее громкого общественного осуждения.
В самом худшем случае, выставка закроется раньше времени, фильм снимут с проката, а с чересчур раскованным артистом разорвут контракт. Да и то это уже случаи экстремальные, «на грани».
Речь идет именно о моральном осуждении, о коллективном «не надо так!» — которое «большое общество» поддержит или не поддержит, а сам объект этого коллективного распекания будет свободен согласиться с ним или не согласиться.
И это нормально. Не все «плохое», «безвкусное», «оскорбительное» следует законодательно запрещать, не за каждым «нехорошим человеком» — бегать с полицией.
В здоровом обществе существует ценностная иерархия, и явления не делятся только на однозначно хорошие и уголовно наказуемые: между этими крайностями — еще множество ступенек.
Такт, вежливость, умение спорить, не задевая друг друга — все это навыки, которым полиция не учит: этому мы можем научиться только сами.
Когда за «оскорбление чувств» начинает грозить суд и тюрьма; когда решение о том, оскорблены ли верующие, принимают не сами верующие, а безличная государственная машина — это подрывает и обессмысливает саму идею общественного диалога. И неважно, обрушивается ли кара на маститого режиссера или на безвестного блогера Пупкина.
Источник: https://news.rambler.ru/other/41987930-oskorblenie-chuvstv-veruyuschih-opasnaya-formulirovka/
Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности
В России и во всем мире распространено понятие об оскорблении чувств верующих и предусматривается свое уголовное наказание. Что входит в это понятие и какое наказание грозит виновному лицу?
Что понимать под чувствами верующих
Законом об оскорблении чувств верующих не идет речь обо всех чувствах. Там говорится только о тех, которые относятся к вероисповеданию и религиозной принадлежности. Общим определением чувств верующих может служить благоговение перед религиозными предметами, храмами и действиями, а также устоями религии.
Оскорблением считается проявление неуважения или высмеивание канонов или догм религии, а также проявление негативного отношения или высмеивание религиозного человека, приверженца какого-либо религиозного течения.
Важно! Оно может быть выражено в устном или письменном виде, а также в виде интервью или заметки в СМИ. Кроме того, к оскорблению причисляется прилюдно намеренное уничтожение религиозного атрибута.
Оскорбление чувства верующих
Какие действия считаются оскорблением чувств верующих
Действия, направленные на оскорбление чувств верующих статья 148 ук рф, попадают под понятие преступление. Данные действия могут быть совершены в публичном месте или в храме, во время совершения таинств или богослужения.
После внесения изменений в закон от 2013 года список признаков, по которым можно обозначить действия как преступления, был расширен. Теперь публичность совершения злодеяния — один из главных признаков.
Лица, которые насмехаются над религией и проявляют свое девиантное поведение ко всему, что связано с ней, в узком кругу друзей, которые имеют схожие мнения, не могут стать обвиняемыми по данному закону.
Обратите внимание! Обвиняемым в совершении правонарушения можно стать за оскорбления и вандализм в храме или в любом публичном месте, в частности в интернете и СМИ.
Действия, оскорбляющие чувства верующих
Особенности статьи 148 УК РФ
Штраф за оскорбление личности
По статье 28 Конституции Российской Федерации каждый человек свободен выбирать религию, а также свободно следовать ей. За его неотъемлемый выбор его не имеют права оскорблять.
Ответственность за нарушение этих привилегий гражданина предусматривается нормой 148 УК РФ и ми к ней.
Но тут стоит ввести в оборот то, что охране по закону подлежит лишь организации и действия, которые не запрещены законом.
Обратите внимание!Объективной стороной правонарушения является противоправное вмешательство в работу церковного объединения или совершения им обряда.
При этом способ этого воспрепятствования не уточняется.
Это может быть вмешательство в работу исповедующего человека или всей церкви в виде применения насилия, надругательства либо угрозы его совершения, ограничения прав и свобод, истребление или нанесение вреда церковной утвари для отказа исповедующего лица от исполнения церковных обрядов или участия в службе, отказа регистрироваться в церкви или для умышленного уничтожения имущества церкви.
По составу правонарушение относят к формальному. Оно оканчивается тогда, когда совершается само деяние, вне зависимости от достижения вмешательства в работу церкви или совершения обряда.
Субъективной стороной правонарушения является вина и прямой умысел. Субъектом его является человек без психических отклонений, которому исполнилось 16 лет.
Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/oskorblenie-cuvstv-veruusih-stata-148-uk-rf.html
Федеральный закон о защите религиозных убеждений и чувств граждан
- Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года
- Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года
- Статья 1
Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362) изложить в следующей редакции:
- «Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
- 1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —
- наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
- 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —
- наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
- З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —
- наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
- 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
- а) лицом с использованием своего служебного положения;
- б) с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.».
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13,40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N45, ст. 4641; N 50, ст.
5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, .N 14, ст. 1666; N 19, ст.
2323) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5 .26, частью 2 статьи 6.21»;
2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:
«Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
- 1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- 2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение-
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.».
Статья 3
В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21».
Статья 4
Источник: https://rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok.html
Оскорбление чувств верующих: какая ответственность предусмотрена по статье 148 УК РФ?
В 2013 году в российский Уголовный кодекс были внесены изменения, в результате которых оскорбление чувств верующих стало уголовно наказуемым деянием. До этого данное правонарушение преследовалось исключительно по нормам административного права.
Данные поправки вызвали немало споров среди населения, но, хотя и ограничивали права граждан на свободное волеизъявление, были направлены, в первую очередь, на защиту религиозных чувств и свободу вероисповедания.
Согласно Конституции за россиянами закреплено право на свободу исповедания, свободного выбора религиозных убеждений, их распространения и пр.
Если указанные конституционные права нарушаются, то предусмотрена ответственность по нормам 148 ст. УК РФ.
Оскорбление чувств верующих: определение
Оскорбление чувств верующих заключается в неуважении к определенной группе верующих граждан (конфессии), имеющее целью нанесение им оскорбления.
Оно может проявляться в высказывании неуважительного отношения к религиозным нормам и канонам, их высмеивание или же оскорбление в адрес конкретного человека, которое связано с его приверженностью к определенной религии. Т.е.
от действий правонарушителя может пострадать определенная конфессия в целом или конкретный индивид.
Объектом правонарушения являются религиозные мировоззрения. Под оскорблением может пониматься устное высказывание, статус или комментарий на страничке в соцсетях, интервью по телевизору или заметка в СМИ. Чувствами верующих можно считать благоговение перед определенными предметами, местами, религиозными канонами.
Принадлежность пострадавшего к лица к той или иной конфессии не важна. Но религиозное сообщество, против которого совершено деяние, должно быть зарегистрировано по российским законам и не входить в перечень запрещенных организаций и тоталитарных сект. Не распространяет данная уголовная норма своего действия на псевдорелигиозные обряды, которые посягают на права граждан.
Умысел совершения преступления может быть только прямым: то есть именно нанесение оскорбления должно быть ключевой целью. Ответственность за деяние наступает не ранее возраста 16 лет и применяется только к дееспособным гражданам.
Для того чтобы оскорбление чувств верующих попало под действие уголовного законодательства, требуется соблюдение одного из основных условий:
- Деяние в виде нанесения оскорбления должно иметь признаки публичности. Особое внимание уделяется лицам, которые совершили правонарушение в храме или церкви.
- Воспрепятствование. Это действия, направленные на создание помех в работе религиозных организаций или в совершении определенного обряда. Отягчающими обстоятельствами являются использование своего служебного положения или насильственных методов.
Способ воспрепятствования в нормах закона не конкретизирован. Например, это может быть применение насилия, угроз его применения, ограничение свободы и повреждение вещей и др. с конкретной целью – принуждение человека отказаться от обряда, участия в религиозной организации, умышленного уничтожения или повреждения имущества и пр.
Принуждение лица к совершению религиозного обряда в состав преступления не попадает.
Преступление относится к правонарушениям с формальным составом. Оно считается оконченным с момента совершения деяния. Причем неважно, достиг ли правонарушитель своей цели: смог ли он воспрепятствовать совершению обряда или нет.
В мире уголовные преследования за оскорбления чувств верующих не очень распространены.
Например, в США и Великобритании считается, что ответственность за оскорбление чувств противоречит свободе слова, поэтому такое деяние не преследуется. В некоторых мусульманских странах действует даже казнь за оскорбление религиозных чувств верующих, так как основные законы базируются на религии.
Таким образом, в мире наказание варьируется от смертной казни до отрицания состава преступления.
Ответственность за оскорбление чувств верующих
Ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих наступает по нормам ст.148 УК РФ. Она предполагает наказание в виде:
- штрафа;
- обязательных работ;
- принудительных работ;
- лишения свободы.
Согласно ч.1 ст.148 УК РФ наказание за публичные действия, которые выражают явное неуважение к обществу и совершаемые для оскорбления религиозных чувств, грозят:
- штрафом до 300 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 2 лет;
- обязательными работами до 240 часов;
- принудительными работами до года или лишением свободы до года.
Квалифицирующим признаком преступления является совершение его в специальных местах, которые предназначены для богослужений и других обрядов и церемоний (то есть в церквях, храмах).
При наличии таких отягчающих обстоятельств наказание будет более строгим:
- штраф в размере до 500 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 3 лет;
- обязательные работы до 480 часов;
- принудительные работы до 3 лет;
- лишение свободы до 3 лет с ограничением свободы до года или без него.
Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений (обрядов, церемоний) преследуется по ч.3 ст.148 УК РФ. Если лицо препятствует деятельности религиозных организаций, то ему грозит:
- штраф до 300 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до 2 лет;
- обязательные работы до 360 часов;
- исправительные работы до года;
- арест до 3 месяцев.
Под религиозными обрядами понимаются, например, богослужения, участие в молитвах, венчание, крещение, отпевание, паломничество и пр. Они могут совершаться в культовых зданиях, жилых помещениях, на кладбищах и крематориях и пр.
Наиболее суровое наказание предусмотрено за деяние, совершенное лицом с использованием служебного положения, либо сопряженное с применением насилия (угрозой его применения). При наличии таких отягчающих факторов преступнику грозит по ч.4 ст.148 Ук РФ:
- штраф до 200 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного до года;
- обязательные работы до 480 часов;
- исправительные работы до 2 лет;
- принудительные работы до года;
- лишение свободы до года с запретом на право занятия определенных должностей или на срок до 2 лет.
Несмотря на то что указанная уголовная норма относительно новая, она уже не один раз использовалась в судебной практике. Дела об оскорблении чувств верующих всегда имеют большой общественный резонанс.
В зависимости от совершенного преступления, оно может квалифицироваться по нескольким основаниям. Например, при применении насилия по ч.4 ст.148 и по статье за причинение вреда здоровью.
Таким образом, за оскорбление религиозных чувств в России предусмотрена уголовная ответственность по ст.148 УК РФ. Это относительно новая правовая норма, которая была введена в 2013 году.
Она предполагает ответственность за публичное оскорбление чувств верующих в религиозных местах или за их пределами, препятствование совершению обрядов и церемоний, с применением насилия или без такового. На правонарушителя может быть наложен штраф до 200-500 тыс.
р., а при наличии отягчающих обстоятельств – лишение свободы до 2 лет.
Загрузка…
Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/ugolovnyj-kodeks/oskorblenie-veruusih.html