Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе рф

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе РФ

Аннотация. Статья посвящена вопросам назначения психиатрической экспертизы в отношении таких участников процесса, как подозреваемый и обвиняемый. Основное внимание сосредоточено на основаниях, по которым указанный вид экспертизы обязателен.

Ключевые слова: судебно-психиатрическая экспертиза, психиатрическая помощь, подозреваемый, обвиняемый, преступление, экспертное исследование.

   Уголовно-процессуальный закон в ч. 1 ст. 57 УПК РФ [1] регламентирует назначение судебной экспертизы: любая экспертиза назначается тогда, когда при расследовании уголовного дела возникает необходимость в специальных познаниях из различных областей – науки, техники, искусстве и т.д. Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Закона о судебно-экспертной деятельности.   Особенностью назначения судебно-психиатрической экспертизы является то, что она назначается строго в процессуальных рамках уголовного (гражданского) судопроизводства, а ее назначение производится строго определенными в законе должностными лицами, к числу которых относятся: следователь, дознаватель и судья, иными лицами судебно-психиатрическая экспертиза назначена быть не может. Для производства данного вида экспертизы привлекаются эксперты, обладающие специальными глубокими познаниями в области психиатрии. Отличие судебно-психиатрических экспертиз, которые были назначены разными должностными уполномоченными лицами лишь в порядке их назначения. Сущность и цели назначения такого вида экспертиз полностью идентичны.   Указанная экспертиза может назначаться по ходатайству любой из процессуальных сторон: обвиняемого, потерпевшего (либо его родственников), а с того момента, как в судебном заседании участвует прокурор – он также вправе подать ходатайство о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Если же речь идет о гражданском процессе, то такое ходатайство может быть подано со стороны истца, либо ответчика [3].   Выше нами уже упоминалось, что экспертиза назначается в случае необходимости специальных познаний по конкретному вопросу в ходе расследования. Таким образом, ч.1 ст. 195 УПК делает следователя абсолютно самостоятельной процессуальной фигурой в вопросе назначения судебно-психиатрической экспертизы – данный вопрос решается им самостоятельно. Необходимость в назначении данной экспертизы должна признаваться следователем в случае необходимости установления каких-либо фактов по уголовному делу, однако установить такие факты возможно лишь применив специальные знания.   Наиболее частые случаи назначения судебно-психиатрической экспертизы – это обоснованные сомнения в том, что подозреваемый, обвиняемый, а также лицо иного процессуального статуса (истец, ответчик и пр.), не является полноценным психически. Перечислим все основания для назначения рассматриваемой нами экспертизы, согласно закону:  1) лицо в прошлом получало психиатрическую или наркологическую помощь, и у уполномоченных лиц имеются все данные об этом. Под психиатрической помощью и основаниями для назначения экспертизы понимается диагностирование психического расстройства, оказание амбулаторной помощи со стороны психиатра, а также помещение в психиатрический стационар, признание невменяемым в рамках другого уголовного дела и пр.;  2) лицо в прошлом обучалось в специализированном учреждении, предназначенном для лиц с задержкой психического развития;  3) в прошлом имели место тяжелые инфекционные заболевания, либо черепно-мозговые травмы, а также иные заболевания, сопровождавшиеся расстройствами психики;  4) лицо проявляет некоторые странности в своих поступках, высказываниях, что может явно или неявно указывать на наличие расстройства психики, также основанием будут являться собственные показания лица о том, что у него имеются психопатологические переживания, расстройства и т.д.;  5) неадекватные проявления во время следственных действий (например, беспричинный отказ отвечать на вопросы следователя, необычная веселость, бессмысленные действия, рассеянность и т.п.;  6) если в свидетельских показаниях содержится информация о наличии у обвиняемого (подозреваемого) расстройств психики или проявлениях неадекватного поведения ранее, либо в значимой для экспертов ситуации свидетели, а также потерпевшие указали на странности в поведении лица;  7) проявление в поведении безмотивности, несоотносимости юридически значимых действий, наличие противоречий между совершаемыми действиями и личностью обвиняемого, проявление необычайной агрессии, жестокости [5].   Что касается странностей в поведении лица, то сведения подобного характера часто содержатся в показании иных участников судопроизводства, а также в ходатайствах о назначении экспертизы (в последнем случае это объясняется тем, что ходатайство должно быть обязательно мотивированным). Однако далеко не всем лицам дано право ходатайствовать о назначении судебно-психиатрической экспертизы, а лишь тем, кого в деле имеется самостоятельный процессуальный интерес. Так, например, не наделят закон указанным правом свидетеля, ограничивая его процессуальную функцию лишь дачей показаний по делу. В случае, если лицам (потерпевшему, обвиняемому, истцу, ответчику) отказано в удовлетворении их ходатайства, то такой отказ обязательно должен быть мотивированным.   Некоторыми следователями при проведении первого допроса допрашиваемому предлагается ответить на вопрос о том, страдает ли он психическими заболеваниями, состоял ли он когда-либо на учете в соответствующих учреждениях, не наблюдался ли у психиатра. Безусловно, данный вопрос при его правильной постановке способен принести пользу, однако не стоит забывать, что не всегда допрашиваемый воспринимает такой вопрос адекватно, что может повлечь жалобы на действия следователя, так как воспримется лицом как унижение чести и достоинства. Поэтому здесь следователя крайне важно соблюдать тактичность и осторожность, принимая во внимание ситуацию и личность допрашиваемого.   Стоит еще раз отметить про фактические основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы: ими могут быть только такие обстоятельства, которые ставят под сомнение психическую полноценность лица [4]. Данные обстоятельства устанавливаются в ходе производства по делу и являются объективно существующими фактами, на основании которых следователем или судом сделан вывод о том, что лицо, возможно, страдает психическим расстройством. Зачастую к ошибкам приводит неправильное понимание «объективных» и «субъективных» обстоятельств: так, фактические обстоятельства и просто сомнения в психической полноценности личности имеют существенные различия. Приведем примеры, возникающие в практике экспертов.   Так, в ряде случаев обвиняемого направляли на судебно-психиатрическую экспертизу лишь по той причине, что по другому делу он также обследовался у психиатра (проводилась соответствующая экспертиза). Однако здесь важно понимать значимость не самого факта такого обследования, а его результата: в случае ранее выявленного расстройства психики назначение повторной экспертизы (но уже в рамках другого дела) можно считать обоснованным, а вот если лицо является психически здоровым по ранее вынесенному заключению, то у следствия и суда отсутствуют основания для сомнений в его психической полноценности.   Также нередко встречается направление на экспертизу только по причине прошлой травмы головы у обследуемого. Между тем, обоснованным сомнение в том, что личность психически полноценна, допустимо лишь тогда, когда следствием полученной травмы стали нарушения психики. Такой подход и порождает множество необоснованно назначенных судебно-психиатрических экспертиз. Этого возможно было бы избежать, если уполномоченными субъектами уголовного судопроизводства основания назначения данной экспертизы понимались бы правильно.

На наш взгляд, особо актуальным вопросом является определение наличия расстройства психики тогда, когда оно явно себя не проявляет, т.е. имеет латентный (скрытый) характер [6], либо процесс протекания болезни непродолжителен. И если  на данном этапе следователь или судья допускает ошибку, выявляя признаки данного вида расстройства, то их последствия могут быть плачевными.

   Выше нами были рассмотрены фактические основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Но уголовно-процессуальный закон выделяет также и юридические основания: это постановление следователя (дознавателя), прокурора, либо определение суда (судьи). Важно принимать во внимание и руководствоваться общим требованием закона о назначении указанного выше вида экспертизы во всех случаях необходимости специальных исследований для верного разрешения дела, когда решается вопрос о том, стоит ли назначать судебно-психиатрическую экспертизу.   Ранее мы назвали общие основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы. Однако статья 196 УПК РФ закрепляет ряд специальных оснований:1) если лицом умышленно причинен тяжкий вред здоровью, вследствие чего  него было установлено психическое расстройство;2) у следователя, прокурора или суда имеются сомнения в том, что подозреваемый, обвиняемый является дееспособным, т.е. имеет возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе;3) у следствия или суда имеются сомнения в личности потерпевшего: способно ли лицо адекватно воспринимать обстоятельства, значимые для уголовного дела, а также давать показания;4) если гражданин признан судом недееспособным в порядке ст. 283 Гражданско-процессуального кодекса РФ [2].

Закон не случайно закрепляет данные обстоятельства как обязательные для назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы, поскольку указанные обстоятельства будут являться недоказанными без ее производства.

   Особым этапом при производстве судебно-психиатрической экспертизы является подготовка материалов к ее проведению. На данной стадии следственным органом должны быть проведены действия:  — по сбору необходимых сведений о том, находился ли обследуемый под наблюдением психиатра по месту жительства;  — по допросу лиц, лично знакомых с обследуемым, выявлению на основе их показаний особенностей его поведения;  — сбор необходимой медицинской документации, которой располагают психиатрические или наркологические медицинские учреждения, при наличии сведений о нахождении в них в определенный период обследуемого лица [7].   Собирая объективные материалы об условиях жизни и здоровье обследуемого, не стоит упускать такой важный момент, как его поведение в тот момент, когда им было совершено преступление (либо юридически значимо действие, если речь идет о гражданском процессе). Таким образом, за вышеуказанный период важно собрать как можно более точную и полную информацию в виде показаний относительно личности подэкспертного. Если в момент проведения следственного действия в поведении субъекта наблюдаются некие странности, то данный факт обязательно должен быть зафиксирован в протоколе и в постановлении о назначении экспертизы.   Получение указанных сведений возможно путем проведения опросов тех лиц, которые знакомы с личностью подэкспертного. Наибольшую важность для дела опрос имеет в тех случаях, когда подозреваемый (обвиняемый) никогда ранее не обращался за психиатрической (да и любой медицинской) помощью. Однако даже при факте обращения за медицинской помощью в соответствующие учреждения допросы знакомых и родственников подэкспертного не будут лишними, поскольку на основании их данных удастся получить информацию о поведении лица в домашней обстановке, вне психиатрического стационара.   Ценнейшим источником информации о личности подэкспертного будут являться медицинские документы, запрошенные по месту его прошлого и настоящего жительства (пребывания). Если лицо наблюдалось в стационаре (или получало помощь амбулаторно), то наиболее полные сведения о госпитализациях в психиатрические больницы, обращениях за психиатрической помощью на протяжении всей его жизни будут содержаться в медицинской карте. В случае, если лицо обращалось за помощью в частные клиники, то необходимая документация запрашивается следователем в данных учреждениях [8]. Более того, следователь должен в интересах уголовного дела привлечь к участию в процессе частнопрактикующего врача в качестве свидетеля. Не исключены ситуации, когда для наиболее полной картины исследования при производстве судебно-психиатрической экспертизы необходимы данные из медицинских учреждений общего профиля. Эксперт-психиатр в своем исследовании может опираться на имеющиеся в документах сведения, чтобы определить динамику и специфику психического расстройства пациента.   По общему правилу, истребованию подлежат все медицинские документы вместе с их копиями, однако при наличии некоторых объективных обстоятельств допустимо предоставить эксперту отдельные выписки из медицинских документов, кроме того, исключением будут являться те судебно-психиатрические документы, в отношении которых достаточным является предоставление лишь копий экспертного заключения.   После того, как подготовка к производству экспертизы завершена, необходимо решить вопрос о том, кто из экспертов будет ее проводить, а также в каком учреждении. Как правило, поручают производство данного вида экспертизы региональному судебно-психиатрическому учреждению. Уже затем следует определиться с видом экспертизы, чтобы по ее результатам получить ответы на все поставленные перед экспертом вопросы. Часто на практике возникновение сложностей наблюдается на этапе выбора между стационарной и амбулаторной экспертизами, однако, чаще всего, наибольшую эффективность показывает первичная экспертиза, производимая амбулаторно. Такая эффективность обусловлена высоким процентом качественных экспертиз (90 из 100 случаев), при которых полученных данных оказывается достаточно для ответов на все интересующие следователя и судью вопросы. Но если экспертные вопросы невозможно решить в рамках амбулаторной экспертизы, то тогда назначается стационарная. Ее проведение возможно также и в виде первичной, но для этого важно наличие мотивированного постановления или определения соответствующего должностного лица.   В заключение отметим, что процедура назначения, подготовки и производства судебно-психиатрической экспертизы является необходимым и крайне сложным моментом, как с законодательной, так и с практической позиции. Ведь от того, насколько качественно будет выполнена работа по ее подготовке, зависит напрямую полнота и всесторонность экспертного исследования, и обоснованность выводов эксперта.

Читайте также:  Совращение малолетних: 134 статья уголовного кодекса рф

  Список литературы

Источник: https://legalbook.ru/kriminalistika/117-osnovanija-dlja-naznachenija-sudebno-psihiatricheskoj-jekspertizy.html

Судебно-психологическая экспертиза. Основания назначения

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) — один из видов судебных экспертиз и, следовательно, — одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств.

Предметом психологической экспертизы является выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.

СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

К компетенции эксперта-психолога относятся:

    1. определение аффек­тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей­ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи­кацию отдельных составов преступлений;
    2. ис­следование других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления (к их числу, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, силь­ного страха, большого горя, депрессии и т. п.).

Отличие от судебно-психиатрической экспертизы:

    • СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими.

Возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом — принципом научной объективности, она может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.

СПЭ не компетентна решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.

СПЭ должна осуществляться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследования должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.

Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диагностика (от греч. «diagnos» — распознавать) непатологических правозначимых психологических аномалий.

Используемые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность (от лат. «valid» — пригодный, имеющий силу) — это пригодность теста для измерения выявляемой психической характеристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Невозможность получения необходимой информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ не возможен, то он может быть и вероятностным.

Заключение СПЭ может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, которые могут ходатайствовать о проведении повторной экспертизы.

Экспертом-психологом может быть назначен только специалист, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Отказ от проведения экспертизы должен быть принят, если поставленные перед СПЭ вопросы не соответствуют профессиональной специализации данного лица.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены законом (например, ст. 57 УПК РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

Основания назначения СПЭ

К поводам обязательного назначения судебно-психологической экспертизы относятся (ст. 196 УПК РФ):

    1. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
    2. если необходимо установить психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
    3. если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
    4. если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
    5. если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

СПЭ, связанная с выявлением способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

СПЭ может установить индивидуальные особенности психики, уровень абсолютной и разностной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д.

Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности личности как внушаемость, склонность к фантазированию.

Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию СПЭ не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела. Такими вопросами могут быть, например:

    • имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений,
    • обладает ли лицо повышенной внушаемостью,
    • может ли слабое умственное развитие данного лица быть причиной искажений передаваемой им информации и т.п.

Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям).

СПЭ не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующими психологическими знаниями).

Спэ при расследовании половых преступлений

При расследовании половых преступлений эксперту-психологу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей. Это является квалифицирующим признаком данного состава преступления.

Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общая физическая слабость, болезнь, алкогольное опьянение, отсутствие возможности свободного волеизъявления, малолетний возраст, неспособность правильно оценивать ситуацию и др.

Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два вопроса:

    1. находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности;
    2. могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с ней действий.

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этим обстоятельствами, их принятия.

Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможость сопротивления.

Непонимание характера совершаемых действий является одним из проявлений беспомощности. Оно может быть обусловлено рядом обстоятельств:

    1. хроническим психическим заболеванием;
    2. временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта (в связи с соматическим заболеванием, состояние фрустрации, аффекта, стресса);
    3. отставанием психического развития;
    4. возрастными и личностными особенностями потерпевшей.

Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой. Обстоятельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой или медико-психологической экспертизой. Обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой.

СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о наличии задержания в психическом развитии обвиняемого, о возможных акцентуациях его характера.

Спэ в связи с аффектом

Поводом для проведения Спэ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возникшего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего.

Взрывная импульсивность, конфликтность, неподчиненность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.

Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковременное состояние крайнего психического перевозбуждения, характеризующегося сужением сознания.

Аффект возникает в результате воздействия сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на эти воздействия.

Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, и при этом происходит дезинтеграция, распад сознания.

Сужение сознания при аффекте связано с резким понижением способности человека сознательно руководить своими действиями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волнение обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления.

Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос:

    • находилось ли лицо в момент совершения определенных действий (описание этих действий) в состоянии физиологического аффекта?
Читайте также:  138 статья ук рф: нарушение тайны переписки, переговоры

Поскольку физиологический аффект (как, впрочем, и другие психические состояния) нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом и анализом остаточных, следовых явлений.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sudebno-psichologicheskaya-ekspertiza-osnovaniya-naznacheniya

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве. — Ответы на билеты по юридической психологии

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспертиза есть профессиональное психологическое исследование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).

В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обладающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.

По сравнению с гражданским судопроизводством психологическая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно выполнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятельность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу.

Разновидностью оказания помощи следствию может стать и такой вид деятельности, как составление «психологического портрета разыскиваемого преступника» по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

В зависимости от характера вопросов и юридического значения экспертных заключений в уголовном процессе можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е.

Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст.

113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3.

Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уголовной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному.

Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ).

Беспомощным признается состояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физического или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квалификация ст.

110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и самоубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в результате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Данная классификация имеет важный практический смысл и направлена в первую очередь на определение групп вопросов, которые необходимо ставить перед экспертом при производстве экспертизы. В связи с этим приводим основные вопросы, предлагаемые для постановки на разрешение эксперта при производстве судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

  • В теории судебной экспертизы выделяются три группы вопросов, которые могут быть поставлены эксперту при производстве экспертизы:
  • 1) вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями личности;
  • 2) вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояниям человека в момент расследуемого события;
  • 3) вопросы, связанные с особенностями протекания психических процессов у данной личности.

Источник: https://students-library.com/library/read/32694-sudebno-psihologiceskaa-ekspertiza-v-ugolovnom-sudoproizvodstve

Государственная судебная психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – одна из форм практического применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессе.

Общим предметом СПЭ являются особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации. СПЭ проводится в отношении психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших.

Ниже приведены предмет и задачи отдельных видов СПЭ:

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей;
со спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления
Выявление индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей; выявление особенностей детско-родительских отношений и отношений ребенка с другими фигурантами (братья, сестры, бабушки, дедушки, опекуны, новые супруги родителей); изучение системы смысложизненных и ценностных ориентаций родителей.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда Установить наличие /отсутствие причинно-следственной связи между действиями обвиняемого (причинителя вреда) и негативными изменениями в психическом состоянии потерпевшего.
Судебно-психологическая экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли Установление способности дееспособного лица в период заключения сделки понимать значение своих действий и руководить ими.

Наиболее распространенные вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта-психолога:

Судебно-психологическая экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детейсо спорами, связанными с лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, усыновлением, отменой усыновления.

  • Каковы уровень и особенности психического развития ребёнка?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?
  • Каково психологическое отношение ребёнка к своим родителям, другим участникам семейного конфликта (бабушкам, дедушкам, новым членам семьи)?
  • Выявляет ли ребёнок признаки негативного эмоционального состояния, обусловленного затяжным семейным конфликтом?
  • Каковы индивидуально-психологические и личностные особенности отца и матери?
  • Каковы система ценностей, родительских установок, психологическое отношение отца и матери к ребёнку?
  • Могут ли индивидуально-психологические и личностные особенности отца, матери, другого фактического воспитателя оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического и личностного развития ребёнка?

Судебно-психологическая экспертиза по делам о компенсации морального вреда

  • Имеются ли у (ФИО) негативные изменения психической деятельности? Если да, то в чём они выражаются?
  • Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (ФИО) и действием (бездействием) (ФИО)?
  • Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
  • Имеются ли у (ФИО) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменение его психической деятельности в исследуемой ситуации?

СПЭ по делам о признании недействительными сделок с пороками воли

  • Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения,  а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
  • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжёлых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
  • Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, в полной мере свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Вид Предмет Задачи
Судебно-психологическая экспертиза  несовершеннолетних обвиняемых 1. Способность несовершеннолетнего осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими. 1) Выявление у несовершеннолетнего подэкспертного признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (личностной незрелости) (проведение данного вида экспертизы в ФБУ Уральском РЦСЭ возможно только при наличии заключения судебно-психиатрической экспертизы в отношении подэкспертного)
2) Оценка вероятности (риска) совершения повторных правонарушений несовершеннолетним (для решения судом вопроса о том,  целесообразно ли и возможно ли исправление подростка в условиях отбывания наказания в обществе).
Судебно-психологическая экспертиза свидетелей Способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них правильные показания и актуальная возможность ее реализации в конкретный юридически значимый момент. Выявление обстоятельств и особенностей ситуации, препятствовавших правильному восприятию происходивших событий; определение у подэкспертного уровня психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, склонности к фантазированию и т.п.) и эмоционального состояния,  способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность давать о них показания.
Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по фактам нарушения права половой неприкосновенности и свободы личности[1] Способность потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление. Выявление уровня психического развития и степени осведомленности о характере и значении сексуальных действий; выявление индивидуально-психологических особенностей личности (повышенной внушаемости, подчиняемости и т.п.) и эмоционального состояния,  способствовавших неправильному восприятию обстоятельств, имеющих значение для дела и ограничивающих способность оказывать сопротивление.
Судебно-психологическая экспертиза психических (эмоциональных) состояний Цель-диагностика состояния аффекта Отграничить аффективную реакцию от иных эмоциональных состояний, не имеющих характера аффекта.
Судебно-психологическая экспертиза по фактам смерти человека в условиях неочевидности (суицида) Установление суицидоопасного характера состояния, предшествовавшего факту смерти, оценка связанного с ним риска суицидального поведения и его причинных зависимостей. Выявление наличия/отсутствия психического состояния, предрасполагающего к самоубийству; раскрытие причинных связей, способствующих суициду, провоцирующих его.
  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством?
  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и (или) эмоциональное состояние подэкспертного, а также конкретные условия ситуации правонарушения, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и может ли давать о них показания?
  • Учитывая уровень психического развития свидетеля или потер­певшего   и   его   индивидуально-психологические   особенности, мог ли он понимать внутреннее содержание (какое именно) со­бытий (каких именно)?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?
  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемо­сти?
  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей и особенностей исследуемой ситуации, могла ли она понимать характер и значение совершаемых с ней действий?
  • С учётом психического состояния, индивидуально-психологических особенностей потерпевшей, могла ли она оказывать сопротивление действиям обвиняемого?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта?
  • Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в экстремальном психическом состоянии (психической напряженности, фрустрации, растерянности), которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
  • Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, мог ли он точно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
  • Какие индивидуально-психологические особенности обвиняемого могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
  • Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
  • Если да, то чем это состояние могло быть вызвано?
Читайте также:  Процесс доказывания в уголовном процессе: понятие, элементы, цели

Список вопросов не является полным: они могут быть конкретизированы и дополнены в соответствии с решаемыми задачами

При назначении судебной психологической экспертизы необходима консультация с экспертом для:

  • уточнения перечня предоставляемых на исследование материалов дела (помимо материалов уголовного или гражданского дела, необходимо предоставлять любые сведения, дающие информацию об обследуемом: медицинская карта, телефонные и записные книжки, видеозаписи, аудиозаписи испытуемого, продукты его творчества,  характеристики с места учебы и т.п.);
  • формулирования и уточнения вопросов;
  • согласования сроков и места проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного.

По вопросам организации и производства судебных психологических экспертиз можно обращаться по телефону +7(343)350-47-01 

[1] При назначении данного вида СПЭ целесообразно также ставить вопросы о способности потерпевшей (потерпевшего) детского и подросткового возраста давать правильные показания.

Сделать запрос информационного письма

Источник: https://ural-sud-expert.ru/jekspertizy-i-issledovanija/psixologicheskaja/

Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………..4

1 Понятие судебно-психологической экспертизы…………………………4

2 Компетенция судебно-психологической экспертизы……………………6

3 Основные направления судебно-психологической экспертизы…………8

4 Проведение судебно-психологической экспертизы и ее значение

е в уголовном процессе……………………………………………………..10

  • Заключение…………………………………………………………………13
  • Список использованной литературы……………………………………14
  • Введение

Изучение следственной и судебной практики показывает, что в результате своевременного и обоснованного применения специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяющих объективно устанавливать причины и внутренние механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, существенно расширяются возможности доказывания многих фактов, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Основная форма использования психологических познаний в современном уголовном процессе – это судебно- психологическая экспертиза. Она способна оказывать значительную помощь в решении вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности.

  1. Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу в российском уголовном процессе с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
  2. ▬ исследовать понятие судебно-психологической экспертизы;
  3. ▬ изучить компетенцию судебно-психологической экспертизы;
  4. ▬ рассмотреть основные направления данной экспертизы;
  5. ▬ сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Объектом исследования данной работы является судебно- психологическая экспертиза. Предмет исследования – основные аспекты проведения судебно-психологической экспертизы в современном уголовном процессе.

Теоретической основой работы выступили научные работы российских авторов, рассматривающих теоретические и практические аспекты судебно-психологической экспертизы в современном уголовном процессе.

Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 14 страницах, для написания использовано 10 научных источников.

  • СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
  • 1 Понятие судебно-психологической экспертизы

Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.

В предмет судебно-психологической экспертизы входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону совершенного деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

Объектами судебно-психологической экспертизы служат источники информации о психической деятельности человека — результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в т.ч. протоколы допросов, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.[1]

Методы судебно-психологической экспертизы в большинстве случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы.

Характерным является использование в рамках конкретной судебно-психологической экспертизы комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос.

Именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности подэкспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления судебно-психологической экспертизы.

Методологическую основу судебно-психологической экспертизы составляют общепсихологические научные принципы: детерминизма, развития психики человека в единстве его сознания и деятельности, системности, что предполагает изучение его психической деятельности как единого целого.

Такой подход исключает изолированное исследование отдельных проявлений психики вне их связи с другими психическими особенностями, свойствами личности. При этом любое психическое явление, свойство психики изучаются с учетом воздействия на них, на сознание человека социальной среды.

  1. Методика проведения судебно-психологической экспертизы в каждом конкретном случае с учетом задач, выдвигаемых правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования:[2]
  2. ▬изучение материалов дела и документов, имеющих к нему отношение;
  3. ▬ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) происшедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
  4. ▬знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
  5. ▬беседа с ним и другими участниками уголовного процесса;
  6. ▬экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Методика судебно-психологической экспертизы должна содержать также методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого (о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы). С пониманием этого важного положения следует подходить представителям правоохранительных органов к оценке любого заключения судебно-психологической экспертизы. В противном случае следователь, суд не в состоянии будут отличить рассуждения, основанные на здравом смысле специалиста в области житейской, но не научной психологии.

2 Компетенция судебно-психологической экспертизы

В целом компетенция судебно-психологической экспертизы определяется содержанием психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.).

Поэтому в компетенцию судебно-психологической экспертизы входят любые вопросы психологического содержания, значимые для доказывания или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения которых необходимы специальные профессиональные познания в области научной психологии.

Это, прежде всего, исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т.д.

), участвующих в уголовном судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда. При этом необходимо иметь в виду, что жестко зафиксировать все психологические вопросы, которые могут возникать в связи с расследованием конкретного уголовного дела, практически невозможно.[3]

Также в компетенцию экспертизы также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов».

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции судебно-психологической экспертизы следует отнести:[4]

— установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

— диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;

  • — исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к данной деятельности;
  • — выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
  • — установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение для уголовного, процесса.

Безусловно, очерченные выше границы компетенции судебно-психологической экспертизы имеют весьма подвижный характер, поскольку с развитием психологической науки расширяются и возможности судебно-психологической экспертизы. Кроме того, постоянно совершенствуется российское законодательство, а, следовательно, растут и потребности судебной практики в решении новых проблем психолого-правового характера.

Источник: https://mirznanii.com/a/32943/sudebno-psikhologicheskaya-ekspertiza-v-ugolovnom-protsesse

Ссылка на основную публикацию