Прокурор в уголовном процессе: участие и полномочия в рассмотрении уголовных дел

Строительная компания Инроско» предлагает полный цикл работ

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст.

5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст.

54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст.

29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст.

30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами».

Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими.

Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно.

Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете — невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем.

Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе.

Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны.

Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

На этом этапе прокурор уполномочен проверять исполнение предписаний закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

На стадии предварительного расследования прокуроры имеют следующие полномочия:

  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вываленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст.

151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для предоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.
  • По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    Прокурор, обязан следовать назначению уголовного судопроизводства и принципу охраны прав и свобод человека и гражданина.

    В этой связи он не только вправе, но и обязан отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему мер пресечения, прекращать необоснованное уголовное преследование, принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца и других физических и юридических лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор уполномочен рассматривать и разрешать ходатайства и жалобы, что само по себе выступает важным процессуальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса.

    В судебном производстве по уголовному делу формы участия прокурора разнообразны: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов, не вступивших, а также вступивших в законную силу, участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

    В судебном разбирательстве по уголовным делам функция уголовного преследования, выполняемая прокурором, проявляется в форме поддержания государственного обвинения перед судом.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, но при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело.

    Прокурор не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты, поскольку, как указано в ч. 4 ст. 15 УПК, «стороны равноправны перед судом».

    Усиление состязательных и диспозитивных начал в уголовном процессе, освобождение суда от обвинительных полномочий возлагают всю ответственность за доказывание обвинения на прокурора. В этой связи ч. 1 ст. 246 УПК устанавливает, что участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного частно-публичного обвинения обязательно.

    Помимо этого участие прокуроров представляется необходимым в рассмотрении дел частного обвинения.

    Проведение судебного разбирательств по указанным категориям дел в отсутствие государственного обвинителя невозможно, поскольку в силу принципов состязательности и презумпции невиновности именно обвинитель обязан представить и убедительно обосновать перед судом выдвинутое подсудимому обвинение, опровергнуть все доводы стороны защиты путем активного участия в судебно-следственных действиях. Государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, заявляет ходатайства, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    Читайте также:  Ст 156 ук рф: неисполнение обязанностей по воспитанию детей

    Это интересно:  Источники уголовного права Российской Федерации

    Прокурор, являясь государственным обвинителем, действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений.

    Поддержание государственного обвинения есть по существу продолжение правозащитной функции прокуратуры, одна из форм ее реализации. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

    Поэтому прокурор должен поддерживать обвинение не во что бы то ни стало, а лишь в меру его доказанности, не упуская из виду и факты, говорящие в пользу подсудимого.

    В соответствии со ст. 17 УПК прокурор, как и другие профессиональные участники судопроизводства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

    Как указано в ч. 7 ст.

    246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа».

    Велика роль прокурора и в контрольных стадиях уголовного процесса. Он может обжаловать приговор, определение или постановление суда по уголовному делу во второй и надзорной инстанциях. При принесении представления он действует как равноправная сторона в процессе.

    Поэтому к принесению прокурором представления закон применяет понятие «обжалование», а не «опротестование».

    При рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций прокурор поддерживает принесенное представление, высказывает свою позицию по поводу законности и обоснованности обжалованных судебных решений и обоснованности жалоб, принесенных другими участниками процесса.

    Прокурор принимает активное участие в такой форме пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, как возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

    Ему принадлежат весьма обширные дискреционные полномочия: принятие решения о возбуждении такого производства, проверка или расследование указанных обстоятельств, при наличии оснований для возобновления производства по делу — передача материалов в соответствующий суд, а при их отсутствии — прекращение возбужденного производства. Вопрос о возобновлении дела рассматривается в судебном заседании с участием прокурора.

    В стадии и исполнения приговора прокурор также имеет значительные полномочия:

    • принимает меры, направленные на своевременное обращение приговора к исполнению;
    • вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении их судом.

    Прокурорский работник — федеральный государственный служащий, исполняющий обязанности по должности государственной службы с учетом требований Федерального закона.

    Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются:

      1. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
      2. законодательством Российской Федерации о труде;

      Источник: https://active-region.ru/drugoe/prokuror-v-ugolovnom-processe-uchastie-i-polnomochija-v-rassmotrenii-ugolovnyh-del.html

      Полномочия прокурора при рассмотрении дел судами первой инстанции (стр. 1 из 2)

      • Российская Академия Правосудия Центральный филиал
      • государственного образовательного учреждения
      • высшего профессионального образования
      • г. Воронеж
      • Кафедра уголовно-правовых дисциплин
      • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
      • по дисциплине «Прокурорский надзор»
      • вариант № 8
      • Выполнила:
      • студентка 4 курса
      • группы ЦЗЮ 1-03

      Тукаленкова Ю.В.

      Полномочия прокурора при рассмотрении дел судами первой инстанции

      Прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции.

      Во-первых, он принимает непосредственное уча­стие в рассмотрении судом конкретных уголов­ных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел. Таким образом, исполняется принцип состязательности судебного процесса. В этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участ­ника, стороны уголовного, гражданского или арби­тражного судопроизводства.

      В уголовном процессе особенно важна роль про­курора как государственного обвинителя, само­стоятельного участника процесса. При участии в про­цессе прокурор представляет интересы государства.

      В гражданском процессе он может представлять интересы группы лиц или интересы особо нуждаю­щихся в защите групп населения, таких как несовер­шеннолетние.

      Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в прокурорском надзоре за законностью решений, приговоров, определений или постанов­лений суда. Реализация функции предполагает пра­во и обязанность прокурора опротестовать в установ­ленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности.

      1. Выделяют задачи:
      2. — защита прав и свобод человека и гражданина;
      3. — защита охраняемых законом интересов общества и государства;
      4. — обеспечение верховенства закона;
      5. — обеспечение единства и укрепления законности.
      6. Решение поставленных задач в процессе участияпрокурора в рассмотрении конкретных дел или осу­ществлении надзора за законностью издаваемых су­дом правовых актов осуществляется путем примене­ния предоставленных прокурору законом полномочий. Прокурор имеет право:
      7. 1) участвовать в рассмотрении дел судами;
      8. 2) осуществлять уголовное преследование в суде;
      9. 3) выступать в качестве государственного обвини­теля в суде;
      10. 4) обратиться в суд с заявлением о признании пра­вовых актов должностных лиц незаконными и, следо­вательно, недействующими с исковыми заявлениями с целью защиты материальных и иных интересов от­дельных граждан, групп населения или юридических лиц;
      11. 5) вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых за­конных интересов общества или государства.
      12. Широкими полномочиями обладает Генераль­ный прокурор:
      13. 1) Генеральный прокурор РФ имеет право участво­вать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Ар­битражного Суда РФ;
      14. 2) за Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конститу­ционных прав и свобод граждан примененным или под­лежащим применению каким-либо законом;
      15. 3) опротестовать или обжаловать в вышестоящий суд не вступившие в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда;
      16. 4) опротестовать вступившие в законную силу ре­шение, приговор, определение или постановление су­да по любому делу;
      17. 5) Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленумы Верховного Суда РФ и Вы­сшего Арбитражного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арби­тражным, уголовным и административным делам.

      В Законе о прокуратуре перечислены лишь основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом дел и осуществлении надзора за законностью судебных решении, приговоров, определе­ний и постановлений. Участвуя в судопроизводстве по конкретным делам, прокурор реализует ряд организа­ционных полномочий, полномочий по ведению судебного следствия, участию в кассационной, апелляционной и надзорной инстанции и ряд других.

      • Прокурор является должностным лицом, уполно­моченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за про­цессуальной деятельностью органов дознания и орга­нов предварительного следствия.
      • Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
      • При осуществлении уголовного преследования прокурором при рассмотрении уголовных дел судом речь идет об уголовном преследовании обвиняемого.
      • Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняе­мых законом интересов общества или государства.

      При обращении прокурора в суд такие обращения не облагаются госпошлиной. Вопрос о том, требуется ли защита со стороны прокурора в такой форме, ре­шается прокурором.

      1. Законодательство РФ устанавливает случаи, когда участие прокурора в уголовном процессе невозможно.
      2. Так, прокурор не может участвовать в произ­водстве по уголовному делу, если он:
      3. 1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ответчиком по данному делу;
      4. 2) участвовал в качестве присяжного заседателя; эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секре­таря судебного заседания, защитника, законного представителя потерпевшего, гражданского истца или ответчика;
      5. 3) является близким родственником или родствен­ником любого из участников производства по данному уголовному делу.
      6. Прокурор также не вправе участвовать в уголовном деле, если имеются иные основания полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.

      Во всех таких случаях прокурор обязан заявить сам­оотвод. Если он не сделал этого, отвод вправе заявить обвиняемый, его законный представитель, защитник, потерпевший, гражданский истец или ответчик или их представители.

      Решение об отводе прокурора принимает суд, рассматривающий дело. Участие прокурора в произ­водстве предварительного расследования и его уча­стие в судебном разбирательстве не являются пре­пятствиями для дальнейшего участия прокурора в производстве по данному уголовному делу.

      Государственное обвинение — это специальная деятельность прокурора как представителя государ­ства, направленная на поддержания обвинения в суде. В процессе этой деятельности прокурор осуществляет полномочия, предоставленные ему законом.

      Поддержа­ние обвинения в суде выражается в представлении су­ду всех доказательств, обосновывающих выводы орга­нов следствия относительно события преступления и виновности лица, полученных на основании закона в хо­де предварительного следствия.

      Прокурор утверждает обвинительное заключе­ние или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государ­ства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов.

      Прокурор обеспечивает законность и обоснован­ность государственного обвинения.

      В судебном разбирательстве прокурор, осуществ­ляя уголовное преследование, пользуется равными правами с другими участниками судебного разбира­тельства. Эта функция выполняется им в течение все­го разбирательства дела независимо от занятой пози­ции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.

      Если в ходе судебного разбирательств представ­ленные доказательства не подтверждают предъяв­ленное подсудимому обвинение, прокурор отказыва­ется от обвинения.

      Прокурор вправе отказаться от осуществления уго­ловного преследования, если имеются достаточные основания для этого.

      В целом прокурорские функции в суде с уча­стием присяжных заседателей аналогичны его функ­циям в обычном суде. Однако здесь1 есть своя специ­фика. В ряде случаев прокурор наделяется рядом дополнительных обязанностей.

      Особенности участия прокурора в суде присяжных определяются своеобразием процессуального поряд­ка, установленного УПК РФ для назначения судебного заседания и разбирательства дел в этом суде.

      Необходимость участия прокурора в предваритель­ном слушании дела объясняется тем, что в этой стадии окончательно решается вопрос о форме судопроизвод­ства по делу.

      Судья, проводящий судебное заседание с обязательным участием прокурора, обвиняемого, за­явившего ходатайство о рассмотрении дела в суде при­сяжных, его защитника, выясняет, подтверждает ли об­виняемый свое ходатайство либо ходатайствует о рассмотрении дела судьей единолично.

      Роль прокурора на стадии предварительного слуша­ния дела сводится к тому, что он должен проследить, имеются ли в суде указанные выше ходатайства, есть ли ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела на предварительном слушании в его отсутствие либо если он сам отказывается от участия в заседании.

      Без указанных документов дело в предварительном слушании рассмотрено быть не может. Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает свое мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях хода­тайство.

      Важное значение при этом имеет оценка прокуро­ром допустимости доказательств, если этот вопрос возникает на предварительном слушании. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или ча­стично. В этом случае судья прекращает дело полно­стью или в соответствующей части.

      Источник: https://mirznanii.com/a/29908/polnomochiya-prokurora-pri-rassmotrenii-del-sudami-pervoy-instantsii

      Проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе

      

      Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор, прокурорский надзор, уголовное преследование, уголовный процесс

      Одной из основных функций органов прокуратуры является участие прокурора в уголовном процессе. Она регулируется, прежде всего, ст. 35 Закона о прокуратуре, приказом Генпрокурора РФ от 25 декабря 2012 № 465 «Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства». Однако п. 1 ст.

      35 Закона о прокуратуре указывает, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, когда случаи предусмотрены процессуальным законодательством РФ.

      Поэтому основной нормативной базой данного участия прокуроров в уголовном процессе является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ).

      Данный вопрос является дискуссионным, т. к. хотя на законодательном уровне полномочия прокурора в ходе судебного разбирательства определены, однако, на практике, а также в науке и с точки зрения законодателя проблемные вопросы участия прокурора в уголовном процессе остаются актуальными.

      Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве отражены в ст. ст. 37 и 246 УПК РФ. Так как суды стали независимы и подчиняются только закону, прокурор выступает лишь со стороны обвинения, а не осуществляет надзор за судом, как это было раньше [11, c. 83–85].

      В связи с изменениями в законодательстве, а именно, в соответствии с Федеральным законом № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор был лишен права возбуждать уголовное дело.

      Но законодатель наделил его правом выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования (следствие и дознание) для решения вопроса об уголовном преследовании. Оно является лишь поводом к возбуждению уголовного дела.

      В уголовном процессе прокурора принято называть государственным обвинителем, более того, данное понятие прямо закреплено в п. 6 ст. 5 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 37 прокурор в ходе уголовного судопроизводства осуществляет уголовное преследование. Пункт 55 ст.

      5 УПК РФ определяет уголовное преследование как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

      Из этого следует, что прокурор в рамках данного процесса осуществляет активные действия, направленные на поиск подозреваемого (обвиняемого) и установление его вины.

      А так ли это на самом деле? Прокурор не может проводить следственные действия, собирать доказательства по делу, потому что он не наделен правом возбуждать уголовное дело или ведения предварительного следствия. Таким образом, прокурор, являясь должностным лицом, осуществляющим надзор, участвует в рассмотрении уголовного дела, а не обвиняет.

      С момента принятия действующего УПК РФ не утихают споры по поводу права государственного обвинителя, закрепленного в ч. 7 ст. 246 УПК РФ, отказаться от обвинения с изложением мотивов своего отказа.

      Предполагается, есть несколько причин: необоснованное возбуждение уголовного преследования; признание основных обвинительных доказательств недопустимыми; изменение обвинительных доказательств в судебном процессе; доказательства, представленные защитой, ставят под сомнение доказанность обвинения.

      Данные обстоятельства могут свидетельствовать о том, что в ходе осуществления уголовного преследования может меняться фактическая база, на которой было основано субъективное отношение прокурора к обвинению, а также оценка уже известных событий. В этом случае у государственного обвинителя могут возникнуть сомнения или даже убеждение в невиновности подсудимого [9, с. 171–182]. Сам отказ от обвинения ведет к прекращению уголовного преследования или уголовного дела.

      Также прослеживаются противоречия по поводу последствий отказа прокурора от обвинения конкретно для потерпевшего.

      Одни авторы считают, что без согласия потерпевшего отказ прокурора от обвинения нарушает права первого, потому что государственный обвинитель оценивает доказательства с точки зрения своего внутреннего убеждения, а убеждения данных участников процесса далеко не всегда совпадают. В случае отказа прокурора потерпевший лишается права изложить суду основания своих убеждений в том, что вина подсудимого не доказана.

      Другие же авторы считают, что отказ прокурора от обвинения не влечет за собой нарушения прав потерпевшего, потому что бремя доказывания лежит исключительно на прокуроре, а несогласие потерпевшего с отказом государственного обвинителя не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее осуществлению прокурором своих полномочий.

      Если же отказ прокурора от обвинения потерпевший поддерживает, то следует говорить о постановлении оправдательного приговора, так как в нем содержится вывод о невиновности подсудимого, в то время как прекращение дела указывает на недоказанность вины.

      Возникает вопрос и о последствиях для подсудимого в случае отказа прокурора от обвинения. Например, в извлечении из Определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г.

      № 11–011–83 сказано, что в случае отказа государственного обвинителя от обвинения уголовное дело прекращается даже при наличии несогласия с этим подсудимого. Сами обвиняемые, проходившие по делу, от обвинения которого отказался прокурор, посчитали, что отказ нарушает их права на защиту.

      Однако судебная коллегия кассационные жалобы оставила без удовлетворения, сославшись на ч. 2 ст. 133 УПК РФ [12].

      По нашему мнению, заслуживает особого внимания такое последствие отказа прокурора от обвинения, как немедленное прекращение уголовного дела. Здесь видятся явные противоречия Конституции РФ.

      Статья 120 гласит о независимости судей, то есть при осуществлении правосудия они принимают решения самостоятельно, руководствуясь лишь Конституцией РФ и другими федеральными законами. Поэтому отказ государственного обвинителя, думается, должен рассматриваться как ходатайство о прекращении уголовного дела.

      Суд, в свою очередь, должен принимать самостоятельное решение с учетом выслушанного ходатайства и мнений всех участников процесса.

      В соответствии с ч. 7 ст. 246 УПК РФ возможен частичный или полный отказ от обвинения. Однако бывают такие ситуации, когда с частичным отказом государственное обвинение из публичного переходит в частное. В связи с этим прокурор должен отказаться от поддержания частного обвинения, потому что это частное обвинение поддерживает сам потерпевший [10, с. 137–140].

      Часть 5 ст. 37 УПК РФ указывает, что полномочия прокурора осуществляют районные прокуроры, прокуроры городов и их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Споры возникают по поводу поддержания государственного обвинения помощниками прокуроров.

      Одни ученые считают, что они имеют право поддерживать обвинение в суде, т. к. обладают всеми полномочиями прокурора. Другие — в силу того, что помощники прокурора не обладают всеми полномочиями прокурора, не могут поддерживать государственное обвинение.

      Данный вопрос заслуживает внимания и детального рассмотрения с целью разграничения полномочий данных участников процесса.

      В самом УПК РФ можно выявить руководящее положение прокурора среди участников уголовного судопроизводства. Это отчетливо прослеживается в ч. 1 ст. 21, в п. 47 ст. 5, а также в гл. 6 УПК РФ.

      Во всех случаях первым участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения назван прокурор, а уже затем следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель.

      Необходимо рассмотрение функции надзора и функции уголовного преследования как взаимно дополняющие друг друга и находящиеся в гармоничном сочетании друг с другом.

      Стремление законодателя ограничить «всевластие» прокурора в уголовном процессе оказалось чрезмерным. Сокращение его полномочий слишком превысило максимально допустимые пределы и обернулось снижением эффективности не только уголовного преследования, но и уголовно-процессуальной деятельности в целом.

      Вместе с тем, автор согласен с мнением ученых [5, 6, 7, 8, 13], что прокуратура не только выступает как карательный государственный орган, осуществляя уголовное преследование, но и является эффективным правозащитным органом, занимаясь правотворчеством, предупреждением преступности и правовым просвещением населения.

      Таким образом, проведенный анализ позволил выявить некоторые недочеты в законодательстве по вопросу участия прокурора в уголовном процессе. Это требует, по мнению автора, пересмотра и необходимости выработки законодателем четкой и ясной позиции, а также регламентации вышеуказанных проблем.

      Литература:

      1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ: [в ред. от 30 марта 2016 г. № 78-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.
      2. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1 // Собрание законодательства РФ. -1995. — № 47. — Ст. 4472.
      3. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»: федер. закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 24. — Ст. 2830.
      4. Об участии прокуроров в стадиях уголовного судопроизводства [Электронный ресурс]: приказ Генерального прокурора Рос. Федерации от 25 дек. 2012 г. № 465. — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (08.09.2016).
      5. Агапов П. В., Антонов-Романовский Г. В., Артеменков В. К., Бажанов С. В., Боголюбова Т. А., Борисов С. В., Васькина И. А., Винокуров С. И., Воеводина Т. Г., Воронцов А. А., Диканова Т. А., Евдокимов К. Н., Евланова О. А., Ережипалиев Д. И., Жидких А. А., Жубрин Р. В., Илий С. К., Капинус О. С., Коимшиди Г. Ф., Красникова Е. В. и др. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества. Москва, 2016. 656 с.
      6. Евдокимов К. Н. Актуальные вопросы совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с компьютерными преступлениями // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2 (24). С. 62–66.
      7. Евдокимов К. Н. ФК вопросу о совершенствовании уголовно-правового механизма противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации // Криминалистические чтения на Байкале — 2015 материалы Международной научно-практической конференции. ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Восточно-Сибирский филиал; отв. ред. Д. А. Степаненко. 2015. С. 158–163.
      8. Капинус О. С., Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Меркурьев В. В., Ображиев К. В., Павлинов А. В., Расторопов С. В., Скляров С. В., Андреев Б. В., Бажанов С. В., Евдокимов К. Н., Жубрин Р. В., Ларьков А. Н., Раскина Т. В., Соколов Д. А., Степанов О. А. Криминология. Особенная часть в 2 Т. Том 2. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 311 с.
      9. Куликов Д. А. Отказ прокурора от государственного обвинения и обязанность суда его удовлетворения /Д. А. Куликов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 45. — С. 171–182.
      10. Мухин А. М. Последствия отказа прокурора от обвинения / А. М. Мухин // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 31. — С. 137–140.
      11. Пойда Е. С. Тенденции и перспективы правового регулирования прокурорского надзора в РФ / Е. С. Пойда // Основы экономики, управления и права. — 2014. — № 3 (15). — С. 83–85.
      12. Верховный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. — Москва, 2010. — URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=7911 (2.09.2016).
      13. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.

      Основные термины (генерируются автоматически): РФ, уголовное преследование, государственный обвинитель, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, Российская Федерация, прокурор, обвинение, полномочие прокурора, государственное обвинение.

      Источник: https://moluch.ru/archive/122/33647/

      О прокуроре в упк рф: участие в уголовном судопроизводстве, роль в процессе

      Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст.

       37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания.

      Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

      Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

      Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

      Полномочия

      Круг полномочий составляет правовой статус должностного лица, то есть его процессуальные права и обязанности.

      Прокурор в уголовном процессе

      Прежде всего, расскажем об основных правах прокурора:

      • выступать на стороне обвинения во всех инстанциях;
      • участвовать в допросе различных участников судебного разбирательства (в том числе того, которое проходит с присяжными заседателями);
      • высказывать особое частное мнение по ходатайствам адвоката и других лиц уголовного процесса;
      • отказаться от обвинения в полной мере, в какой-то его части или просить суд о смягчении приговора;
      • ходатайствовать о переносе заседания;
      • обжаловать решения, как вступившие в законную силу, так и не вступившие в нее.

      В целом компетенция и обязанности прокурора связаны с реализацией функций по уголовному преследованию или контролю над деятельностью органов дознания и следствия. Подробнее рассмотрим ниже.

      Обязанности прокурора, какие функции выполняет

      В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

      Ознакомление с материалами дела

      Апелляция в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)

      Многие юристы и специалисты в области права склонны считать, что доминирующей функцией, выполняемой прокурором, до проведения судебного разбирательства является надзорно-контрольная. Так, он следит за тем, чтобы:

      • были обеспечены права подозреваемых и потерпевших в полном объеме;
      • все решения и расследование в целом не вышло за рамки установленных законом сроков;
      • прекращение дела подкреплялось достаточными и законными основаниями.

      Однако при этом ошибочно считать, что на досудебной стадии прокурор занимается исключительно контролем. Рассмотрим пример из практики. Дознаватель прекратил уголовное производство по делу, не допросив лиц, которые, по мнению жертвы, были причастны к нанесению ей увечий.

      Прокурор после проверки отменил решение об остановке рассмотрения дела и вернул его на доследствие. Из примера видно, что реализуется не только лишь надзорная функция.

      Он также демонстрирует активное участие прокурора в уголовном преследовании, даже когда судебное разбирательство еще не началось.

      На заметку! Таким образом, прокурор выступает как гарант соблюдения законности в производстве по уголовному делу. А его первостепенной обязанностью считается защита прав, свобод и интересов граждан и общества. Именно так сказал Генпрокурор в своем приказе № 137 в 2007 году.

      Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

      Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе.

      Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы.

      По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

      • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
      • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
      • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
      • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

      Участие прокурора в уголовном процессе

      Участие прокурора в гражданском процессе

      Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном.

      После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях.

      Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

      Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и ми по делу.

      На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

      • вступление;
      • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
      • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
      • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
      • правовое обоснование квалификации преступления;
      • предложение о виде и размере наказания.

      Разумеется, реальная финальная речь не всегда содержит все приведенные элементы, однако при ее подготовке стоит уделить внимание каждому из них.

      Кроме того, среди полномочий прокурора есть и необходимость участвовать в производстве в судах второй инстанции.

      Может ли прокурор возбуждать уголовные дела

      Первым этапом уголовного судопроизводства считается возбуждение дела. С 2007 года в нормативно-правовые акты РФ были внесены поправки и изменения, связанные с тем, что представителей прокуратуры лишили нескольких важнейших полномочий. В том числе права возбудить уголовное дело.

      Причиной этого, прежде всего, является стремление оградить самостоятельность следственных органов от внешнего вмешательства.

      Однако в результате данная новация ослабляет и полномочия по прокурорскому надзору, а также усиливает его зависимость от результатов проведенного следователем или дознавателем разбирательства.

      Таким образом, прокурор в УПК РФ не указан в числе лиц, которым поручается осуществление проверки поступивших сообщений о преступлениях, а также принятие решений по ним.

      Он может лишь направить постановление об отправлении ставших известными ему материалов о совершении противозаконного деяния в уполномоченные органы (например, Следственный Комитет).

      Они, в свою очередь, обязаны рассмотреть поступившую информацию и определить, есть ли в ней признаки состава преступления. А затем осуществить вынесение решения о начале расследования.

      Несмотря на то, что ответ на вопрос: может ли теперь прокурор возбуждать уголовные дела, — отрицательный, в круг его полномочий входит отмена незаконных отказов в возбуждении дела, а также проверка легальности и обоснованности решений следователя.

      Важно! Полномочия и функции, которые выполняет прокурор, УПК в последней редакции значительно ограничил, однако эти нововведения не представляются действительно продуманными и обоснованными.

      Подводя итоги, можно сказать, что положению прокурора в уголовном процессе посвящено множество дипломных работ, диссертаций, книг и монографий. Они предлагают возможные пути улучшения его компетенции, совершенствования его правового статуса.

      На данный момент некоторые его функции ограничены и не могут в полной мере способствовать выполнению обязанностей и реализации прав с целью защиты законных интересов общества и государства. Прежде всего, это связано с тем, что прокурор не вправе возбуждать уголовное дело.

      Это положение является спорным и требующим дополнительных размышлений.

      Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/prokuror-upk.html

      Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. Формы участия

      Принятый в 1992 г.

      Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации», который сохранил в качестве главной функции, определяющей предназначениепрокуратуры в государстве, надзор за исполнением законов, уже не рассматривает участие прокуроров в рассмотрении дел судами как осуществление надзора, относя его к иным функциям прокуратуры. В ч. 3 ст. 1 Закона указывается: «Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами,обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов».

      Конкретные задачи, формы, порядок участия прокуроров в различных стадиях судебного производства по уголовным делам установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

      Произошедшее изменение представлений о взаимоотношениях суда и прокуратуры ни в коей мере не означает ослабления роли прокуроров в уголовном судопроизводстве. Их активное, профессионально грамотное участие в судебном разбирательстве — важное условие, одна из гарантий законности и эффективности осуществления правосудия.

      • Принимая участие в рассмотрении дела, прокурор способствует всестороннему, полному исследованию доказательств, установлению обстоятельств дела в том виде, в котором они имели место в действительности, правильному применению уголовного и уголовно-процессуального закона, постановлению законного и обоснованного приговора.
      • Формы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел определены Уголовно-процессуальным кодексом. Это:
      • участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции;
      • обжалование приговоров, определений и постановлений судов (судей), не вступивших, а также вступивших в законную силу;
      • участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства — апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;
      • участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

      Уголовно-процессуальный закон и приказ Генерального прокурора РФ указывает на обеспечение обязательного участия прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем.

      Источник: https://infopedia.su/6×843.html

    Ссылка на основную публикацию