За убийство в уголовном законодательстве всех стран предусмотрено весьма суровое наказание — за решеткой можно провести как десять лет, так и всю жизнь, а то и вовсе — закончить ее на электрическом стуле.
Но о какой бы стране речь ни шла, особняком стоит целостность и сохранность слуг народа — то есть деятелей государства и его главы.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва
Скрыть содержание
Еще в XVI веке была предусмотрена смертная казнь за покушение на царя, либо приближенных к нему чинов.
Понятие
Общественный деятель — лицо, принимающее активное участие в работе различных объединений. Какую должность это лицо там занимает, значения не имеет.
- К общественным деятелям относятся: руководители профсоюзов, ответственные представители науки, культуры, массовых движений, политических партий.
- Государственным деятелем называют человека, занимающего ответственную должность в органах власти.
- Это, к примеру: министры и ответственные работники министерств, губернаторы, работники администрации Президента РФ, депутаты.
Преступление в виде посягательства на жизнь чиновника или общественного деятеля описана в ст. 277 УК РФ.
Деяние это напрямую связано с активной профессиональной деятельностью «слуг народа».
Совершая попытку убить члена общественного объединения или чиновника, злоумышленник преследует цель:
- пресечь эту их активную деятельность;
- отомстить за нее или наступившие в результате нее последствия.
Уголовно-правовая характеристика
Состав преступления
- Объектом в данном случае является жизнь человека и политическая система Российской Федерации (конкретно принцип многопартийности, политического и идеологического многообразия).
- Субъектом считается человек, достигший шестнадцати лет — гражданин РФ, иностранец или же лицо без гражданства.
- Если покушается несовершеннолетний, он, как предписывает статья 20 УК, несет ответственность как за убийство (ст. 105 УК) или за покушение на убийство (статьи 30 и 105)
- .
Объективная сторона в данном случае есть сами действия, путем совершения которых преступник пытался убить. Причем неважно, удалось злоумышленнику исполнить задуманное или нет.
Допустим, детонатор бомбы не сработал или же стрелявший «промазал», квалификация все равно будет та же.
Субъективную сторону составляет умысел в действиях злоумышленника. Он осознает, что может серьезно навредить тому, на кого покушается ( и это не частное лицо, а представитель властей или общественник) или даже убить его и желает это сделать.
Последствиями для данного деяния являются наступившая смерть, также ущерб здоровью той или иной степени тяжести.
Они учитываются не при квалификации деяния, а при оценке его опасности и при вынесении меры наказания.
Квалифицирующие признаки
Чтобы преступление квалифицировалось именно по статье 277 УК РФ, важно чтобы потерпевший активно проявил себя на государственной службе или в общественной деятельности .
То есть, был не простым клерком, а стоял «у руля» власти ( например, это министры, их заместители, депутаты любого уровня) и прекращение его деятельности означает изменение в той или иной мере самой системы, политической обстановки в стране.
Может быть, эти изменения или реформы уже наступили и гибель будет означать месть за них. Или же этот человек был главой политической партии, а его убийство освободит дорогу сопернику в дележе сфер влияния или опять же будет актом мести.
- Отдельно стоят дипломаты, представители международной организации, находящиеся под международной защитой или же «слуги народа» другой страны (список таких определен Конвенцией ООН в 1973 году).
- Покушение на них будет квалифицироваться по-иному, в частности , как преступление против мира.
Если же лицо, на которое было совершено покушение — простой госслужащий, мелкий клерк, не занимает видных и активных постов, то его жизнь и здоровье «оценивает» уже другая статья Уголовного кодекса — 105 («Умышленное убийство).
- Или же — статьи 295 и 317, если речь идет о служителе Фемиды, следователе или работнике правоохранительных органов.
Какое наказание и ответственность предусмотрено?
За попытку убийства «слуги народа», неважно, удалось это или нет, грозит лишение свободы- от 12 до 20 лет . Либо — пожизненный срок или смертная казнь.
Даже в очевидном случае, когда потерпевший — именно «неугодный» государственник, не всегда квалифицируют деяние именно статьей 277. Значение имеет, как уже говорилось, субъект.
Так например, пятнадцатилетний Ильющенков, возомнивший себя народным мстителем, попытался застрелить из охотничьего ружья депутата Государственной Думы Федерального собрания. Депутата удалось спасти.
Суд квалифицировал преступление не по 277 статье УК, где убийца может быть, что называется, от шестнадцати и старше, а «всего лишь», по статье 105 (ч. 2, пункт «б»).
- Здесь многое зависит от общественной опасности и масштабов совершенного деяния.
- Даже активное сотрудничество со следствием не всегда поможет.
- Так , арестованного в 2010 году террориста Али Тазиева, которому вменили, среди прочего в том числе и покушение на жизнь государственного деятеля, осудили по верхней границе статьи 277 — пожизненное заключение.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва
Источник: https://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-konstitutsionnogo-stroya-i-bezopasnosti/posyagatelstvo-na-zhizn-deyatelya.html
4 основных к ст. 277 УК РФ
Статья УК РФ 277 говорит о посягательстве на жизнь людей, занимающих определённые должности и обособленное направление работы ( общественная или государственная деятельность). Среди общей направленности преступлений, угрожающих жизни и здоровью, в отдельную категорию выделено посягательство на жизнь деятеля. Подобное деяние имеет свои нюансы, которые влияют на избираемую судом меру наказания.
Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13
Статья 277 УК
Законодатель делает акцент на том, что целью совершения такого деяния является оказание влияния на профессиональную деятельность. Целью подобного посягательства может быть месть за деятельность, которую человек ведёт, его решения и распоряжения.
Государственные деятели согласно Конституции России пользуются дополнительными гарантиями, расширенными правами по защите жизни. Законом предполагается, что подобный вид работы может не нравиться некоторым гражданам, которые решаются реально посягнуть на сотрудников госаппарата.
Именно поэтому в рассматриваемой статье отсутствует разделение, в чём заключалось посягательство: убийство или покушение.
Норма закона предусматривает в данном случае одно наказание — «лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь».
Непосредственный сотрудник политического ведомства или связанной с ним общественной организации должен работать спокойно, без опасения за свою жизнь.
Хотя в судебной системе давно введён мораторий на применение смертной казни, Уголовный кодекс по-прежнему его содержит.
Отличительные черты этого наказуемого действия:
Посягательство не разделено на покушение и убийство.
- Преступное действие распространяется исключительно на деятеля.
- Суровое наказание, предполагающее лишение свободы пожизненно или смертную казнь. Сегодня высшей мерой наказания может считаться пожизненное тюремное заключение.
Такие факторы говорят только о том, что преступление признано одним из наиболее тяжких и опасных не только для общества, но и для государства.
Комментарий ст. 277 УК РФ содержит в себе правовые разъяснения по основным моментам и терминам:
- Объект преступного деяния — это сам деятель. Государственным деятелем, который может стать потерпевшим, по данной норме признаются должностные лица руководящего состава высших должностных ведомств. Причём это относится ко всем ветвям власти: законодательной, судебной и исполнительной. Сюда же включены руководители органов Прокуратуры не только головных подразделений, но и муниципальных. Главным, отличительным фактором является то, что их работа и деятельность должна носить политический характер. Под общественным деятелем понимается человек, который возглавляет орган или подразделение общественной организации, связанной с политической партией, фондом или профессиональным союзом. В этом случае также отсутствует разделение на федеральный или региональный уровень организации, на руководителя которой может быть совершено посягательство.
- Объективный аспект преступления — это те действия, которые совершаются с целью посягнуть на государственных или общественных лиц. Преступные действия в этом составе преступления характеризуются словом «посягательство». Здесь неважно, в чём суть посягательства: преступник мог окончить свои действия (фактическое убийство) или не успеть (ограничиться только покушением). В этом случае Уголовный кодекс демонстрирует исключение из правил о разделении преступления на оконченное и неоконченное. Само посягательство признаётся оконченным уже тогда, когда завершатся действия по лишению жизни человека.
Субъектом выступают лица, достигшие 16 лет (возраста привлечения к уголовной ответственности). Примечательно то, что если деяние этой категории совершит подросток от 14 до 16 лет, его поступок будет расценён по п. б ч. 2 статьи 105 УК как убийство лица, связанного с осуществлением им служебной деятельности.
- Субъективная сторона — это умысел, прямой и направленный на причинение физического вреда. Главной целью умысла должно являться прекращение той деятельности, которую ведёт потерпевший. Вызывать подобный умысел также должна деятельность лица. Даже в качестве мотива рассматривается месть за совершённые поступки и принятые решения в ходе государственной или общественной деятельности.
Статья 277 УК РФ в своём составе преступления чётко показывает особенности данного преступления и его квалификации.
Если деятель будет убит на почве личных неприязненных отношений или из намерения грабежа, то приговор будет выноситься по стандартным статьям данных деяний. В случае когда желание убить деятеля вызвали его поступки, совершённые в рамках работы, принятых решений или отказе удовлетворить чью-то просьбу, 277 статья УК РФ присутствует в полном соответствии с характеризующими признаками.
Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/277-statya
Статья 277 УК РФ — Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Общественные и государственные деятели возглавляют партии, министерства, города, регионы, общественные организации, принимают законы и регулируют их работу.
Из-за своей известности и особенностей профессиональной деятельности госдеятели и общественники нередко подвергаются опасности. Они представляют интересы, которые могут противоречить интересам других людей.
Кроме того, их деятельность нередко критикуется обществом и оппозицией.
По этой причине законодательство Российской Федерации обеспечивает должную безопасность общественным и госдеятелям, что зафиксировано в Конституции, Федеральных нормативных актах и постановлениях Правительства РФ.
Рассмотрим статью Уголовного кодекса РФ, согласно которой посягательство на жизнь государственных деятелей и общественников признается уголовным преступлением, изучим состав преступления, судебную практику и другие аспекты.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Суть статьи 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»
Согласно статье 277 УК РФ, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – это уголовное преступление, которое наказывается тюремным заключением на срок от 12 лет до пожизненного.
Целью выступает убийство госдеятеля для того, чтобы прекратить государственную или другую политическую деятельность. Мотивом может быть месть, личная неприязнь, ограбление и прочее.
Кто считается государственным и общественным деятелем
Объект преступления – обеспечение беспрепятственного осуществления профессиональных полномочий государственным и общественным деятелем. Дополнительный объект – жизнь человека.
Под государственным деятелем понимается лицо, чья деятельность носит политический характер.
Общественный деятель – это лицо, которое занимается политической или общественной деятельностью. Такой человек может быть руководителем, членом или активным участником политических партий, общественных движений, общественных фондов, профессиональных союзов.
Комментарий к ст. 277 УК РФ говорит о том, что потерпевшими по этой статье могут выступать государственные деятели, в ряду которых:
- Президент РФ;
- члены Правительства РФ;
- судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
- члены Совета Безопасности;
- советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители;
- уполномоченные при Президенте РФ;
- депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней;
- руководители министерств, служб, агентств и их заместители;
- другие государственные служащие, которые реализуют функции власти на федеральном и региональных уровнях.
В число государственных деятелей также включены официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избиркомов и т. п.
Уголовная ответственность
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за попытку убийства государственного или общественного деятеля с целью прекращения его общественной или политической деятельности. Выражено это в статье 277 УК РФ (Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).
Важно!
Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost-za-posyagatelstvo-na-zhizn-gosudarstvennogo-ili-obschestvennogo-deyatelya.html
Статья 277 УК РФ. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Полный текст ст. 277 УК РФ с ми. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 277 УК РФ.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность , —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Комментарий к статье 277 УК РФ
1.
Состав преступления:
1) объект: основной — основы конституционного строя и безопасности Российской Федерации, а также общественные отношения, связанные с государственной или политической деятельностью потерпевшего, являющегося государственным или общественным деятелем, дополнительный — закрепленное Конституцией Российской Федерации право на жизнь, неприкосновенность личности государственного или общественного деятеля;
2) объективная сторона: действие, направленное на лишение жизни, представляющее собой покушение на убийство или убийство потерпевшего. Покушение на убийство представляется собой умышленные действия лица, непосредственно направленные на его совершение, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Преступление по комментируемой статье считается оконченным вне зависимости от того, совершено ли умышленное причинение смерти государственному или общественному деятелю, или нет;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины с прямым умыслом.
Лицо осознает, что в результате покушения на убийство или убийства произойдет прекращение государственной или иной политической деятельности лица, либо будет осуществлена месть за такую деятельность, предвидит возможность или неизбежность умышленного причинения смерти, и желает наступления последствий в виде прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего.
Совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц отнесено УК РФ к обстоятельствам, отягчающим наказание (см. ст. 63 УК РФ с ми). Месть является мотивом совершения преступления и находится в непосредственной причинной связи с государственной или иной политической деятельностью потерпевшего.
Преступное деяние относится к категории особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. В связи с этим за совершение настоящего преступления может быть предусмотрено пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь как исключительная мера наказания (см. ст. 57, ст. 59 УК РФ).
2. Применимое законодательство:
1) Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом;
2) ФЗ «Об общественных объединениях»;
3) ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
4) ФЗ «О политических партиях»;
5) Методические рекомендации от 28.12.2001 N 2510/13132-01-34 «Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ».
Источник: http://oukrf.ru/st277
277 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
К
государственным деятелям относятся
руководители государственных органов
федерального уровня и субъектов РФ и
другие государственные служащие, которые
своей деятельностью активно проводят
в жизнь политику государства. К
государственным деятелям также относятся
депутаты, официально зарегистрированные
кандидаты для избрания в органы власти,
их доверенные лица, члены избирательных
комиссий и т.п.
Общественные
деятели —
это лица, активно участвующие в работе
общественных объединений, политических
партий, профессиональных и иных
общественных объединений.
2.
Террористический акт совершается с
прямым умыслом, его целью является
прекращение политической деятельности
государственных или общественных
деятелей или месть за такую деятельность,
независимо от характера и направленности
этой деятельности.
Месть
в данном случае можно рассматривать и
как мотив, и как цель преступления,
важно, что она осуществляется за
политическую деятельность потерпевшего.
3.
Под посягательством на жизнь
государственного или общественного
деятеля следует понимать либо убийство,
либо покушение на убийство указанных
лиц.
4.
Посягательство на жизнь государственного
или общественного деятеля считается
оконченным с момента причинения смерти
или же с момента совершения действий,
непосредственно направленных на лишение
жизни потерпевшего.
5.
Субъектом террористического акта может
быть любое лицо, достигшее 16-летнего
возраста.
Если
посягательство совершается наемным
убийцей, вопрос об ответственности
должен решаться следующим образом: если
наемный убийца не знал и не мог знать
подлинных целей заказчика убийства, он
будет нести ответственность за умышленное
убийство; если наемный убийца знал о
целях убийства, он будет отвечать за
террористический акт как его исполнитель,
а заказчик — за подстрекательство или
организацию террористического акта.
6.
В отличие от первых двух составов
преступлений (государственная измена
— ст. 275 УК, шпионаж — ст. 276 УК) посягательство
на жизнь государственного или общественного
деятеля наряду с лишением свободы на
срок от двенадцати до двадцати лет
предусматривает наказание в виде
пожизненного лишения свободы либо
смертную казнь. Это преступление также
особо тяжкое.
Основным
объектом посягательства на жизнь
государственного или общественного
деятеля являются общественные отношения,
складывающиеся во внутриполитической
сфере реализации государственного
суверенитета. В качестве дополнительного
объекта выступают общественные отношения,
обеспечивающие безопасность жизни
потерпевшего.
Потерпевшим
от преступления является государственный
или общественный деятель.
Нормативного
определения данных понятий не существует;
признаки государственного или
общественного деятеля справедливо
рассматривать в качестве оценочных,
поскольку определяющим в характеристике
потерпевшего является не столько его
должностное или общественное положение,
сколько характер его служебных функций,
масштабность и активность их осуществления,
значимость деятельности потерпевшего
для реализации тех или иных направлений
внутренней или внешней политики
государства.
К
государственным деятелям относятся
Президент РФ, члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы, члены
Правительства РФ, судьи Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ, Генеральный
прокурор РФ, руководители органов власти
субъектов РФ и другие высокопоставленные
лица, в частности занимающие государственные
должности категории «А». К
государственным деятелям следует
относить также депутатов, официально
зарегистрированных кандидатов для
избрания в органы власти, их доверенных
лиц, членов избирательных комиссий и
т.п.
Не
могут выступать потерпевшими от
анализируемого преступления представители
власти (сотрудники органов внутренних
дел, прокуратуры и др.), которые не
являются государственными деятелями.
Посягательство на жизнь указанных лиц
предусмотрено в самостоятельных статьях
уголовного закона (ст. 317, 318 УК РФ).
Общественные
деятели — это руководители и видные
функционеры политических партий, других
общественных объединений, массовых
движений, профессиональных, религиозных
организаций, иных общественных объединений
федерального или регионального значения.
К общественным деятелям по
функционально-политическому признаку
могут быть отнесены широко известные,
влиятельные в обществе представители
средств массовой информации, культуры,
науки, образования.
Государственный
или общественный деятель в смысле ст.
277 УК РФ не должен являться представителем
иностранного государства или сотрудником
международной организации, пользующимся
международной защитой (их перечень
определен Конвенцией ООН о предотвращении
и наказании преступлений против лиц,
пользующихся международной защитой, в
том числе дипломатических агентов, от
14 декабря 1973 г.). Посягательства на жизнь
указанных лиц рассматриваются УК РФ в
качестве преступлений против мира (ст.
360 УК РФ).
Посягательство
на жизнь близких государственному или
общественному деятелю лиц, совершенное
в целях прекращения его политической
деятельности, не может быть согласно
закону квалифицировано по ст. 277 УК РФ.
Такое деяние заслуживает правовой
оценки по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Обязательным
признаком состава рассматриваемого
преступления является связь посягательства
именно с государственной или иной
политической деятельностью потерпевшего.
В связи с этим, например, посягательство
на жизнь общественного деятеля из числа
представителей средств массовой
информации или науки, совершенное в
связи с их профессиональной (журналистской,
научной) деятельностью, не образует
признаков состава преступления,
предусмотренного ст. 277 УК РФ.
Характер
деятельности потерпевшего является
одним из основных признаков, позволяющих
отграничивать анализируемое преступление
от убийства, совершенного в связи с
выполнением потерпевшим служебной
деятельности или общественного долга
(п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Государственная
или общественная деятельность — более
широкое по своему объему и содержанию
понятие, нежели понятие служебной
деятельности и общественного долга, и
присуще только узкой группе лиц —
государственным или общественным
деятелям.
С
объективной стороны посягательство на
жизнь государственного или общественного
деятеля может быть выражено в убийстве
или покушении на убийство; покушение
на убийство образует оконченный состав
посягательства на жизнь. Преступление
имеет усеченный состав и признается
оконченным с момента начала действий,
непосредственно направленных на лишение
жизни государственного или общественного
деятеля, независимо от наступившего
результата.
В
силу этого причиненный в процессе
посягательства на жизнь государственного
или общественного деятеля вред его
здоровью (в ситуации, когда посягательство
не привело к наступлению смерти) не
требует дополнительной квалификации
по статьям УК РФ, предусматривающим
ответственность за преступления против
здоровья, он полностью охватывается
диспозицией ст. 277 УК РФ.
Отсутствие
фактического вреда здоровью государственного
или общественного деятеля (например, в
ситуации, когда виновный, совершая
выстрел, промахнулся) не исключает
квалификации содеянного при наличии
иных требуемых законом признаков по
ст. 277 УК РФ.
Вместе с тех характер и объем
реально наступивших последствий может
учитываться судом при назначении
уголовного наказания.
Посягательство
на жизнь государственного или общественного
деятеля может образовывать совокупность
с иными преступлениями.
Например, если
посягательство совершается гражданином
РФ по заданию иностранной разведки,
содеянное может быть дополнительно
квалифицировано как государственная
измена; если посягательство на жизнь
главы государства сопровождалось
захватом власти — по совокупности с
преступлением, предусмотренным ст.
278
УК РФ; если посягательство совершено
путем взрыва и преследует, помимо
прочего, цель оказания воздействия на
принятие решения органами власти — по
совокупности со ст. 205 УК РФ.
Субъективная
сторона посягательства на жизнь
государственного или общественного
деятеля характеризуется виной в виде
прямого умысла. Субъект, совершая
посягательство, всегда осознает
общественную опасность лишения жизни
государственного или общественного
деятеля, предвидит наступление его
смерти и желает этого*(748).
Данное
преступление не может быть совершено
с косвенным умыслом, поскольку ст. 277 УК
РФ в качестве обязательных признаков
субъективной стороны состава преступления
предусматривает специальную цель —
прекращение деятельности потерпевшего
или мотив — месть за указанную деятельность.
При
квалификации посягательства на жизнь
государственного или общественного
деятеля важно установить, что умысел
виновного был направлен именно на
лишение жизни потерпевшего.
При решении
вопроса о направленности умысла виновного
следует исходить из совокупности всех
обстоятельств содеянного и учитывать,
в частности, способ и орудие преступления,
количество, характер и локализацию
телесных повреждений (например, ранения
жизненно важных органов человека), а
также предшествующее преступлению и
последующее поведение виновного и
потерпевшего, их взаимоотношения (см.
постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной
практике по делам об убийстве (ст. 105 УК
РФ)»). Если будет установлено, что
умысел виновного был направлен не на
убийство потерпевшего, а на причинение
вреда его здоровью, содеянное должно
быть квалифицировано по соответствующим
статьям закона об ответственности за
преступления против здоровья личности.
В
содержание умысла входит также осознание
того, что совершаемое деяние направлено
именно против государственного или
общественного деятеля.
Если лицо, имея
умысел на лишение жизни частного лица,
по ошибке причиняет смерть государственному
или общественному деятелю, содеянное
квалифицируется в соответствии с
направленностью умысла как преступление
против личности.
В иной ситуации, когда,
имея умысел на убийство государственного
или общественного деятеля, виновный
причиняет смерть частному лицу, содеянное
должно квалифицироваться по правилам
совокупности преступлений как преступления
против безопасности государства и
против личности.
Субъектом посягательства
на жизнь государственного или общественного
деятеля является физическое вменяемое
лицо, достигшее шестнадцатилетнего
возраста.
Лица, достигшие четырнадцатилетнего,
но не достигшие шестнадцатилетнего
возраста, в случае совершения анализируемого
преступления несут ответственность по
соответствующим статьям об ответственности
за преступления против жизни и здоровья
личности (ст. 105, 111 и др. УК РФ).
Если такие
подростки действовали в соучастии с
лицами, достигшими шестнадцатилетнего
возраста, то квалификация их действий
как преступления против личности не
исключает ответственности иных
соучастников по ст. 277 УК РФ.
Посягательство
на жизнь государственного или общественного
деятеля является преступлением против
основ конституционного строя и
безопасности государства.
Источник: https://studfile.net/preview/4283205/page:31/
Уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)
- Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, представляет угрозу основам конституционного строя и политической стабильности, так как создает обстановку, при которой обостряются противоречия в политической сфере, подрывается авторитет государства на международной арене.
- Особенности:
- 1) УК РФ содержит 3 статьи, в которых содержится терминологическое сочетание « посягательство на жизнь»: 277, 295, 317 УК.
- Под посягательством на жизнь понимается убийство и покушение на убийство государственного или общественного деятеля.
- Состав усеченный при покушении.
- Основным непосредственным объектом преступления являются конституционный строй и политическая система России, а дополнительным — жизнь государственного или общественного деятеля.
2) наличие специального потерпевшего является особенностью состава. Им является государственный или общественный деятель. Для квалификации не имеет значения широта влияния того или иного деятеля на политические процессы в государстве. Государственный деятель должен занимать соответствующую должность в иерархии государственной власти соответствующего государства. Общественный деятель должен иметь статус члена общественного объединения.
Государственным деятелем признается лицо, занимающее высокий пост в органах государственной власти Российской Федерации: Президент, председатель и члены правительства, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, а также иные лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, к которым в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
Общественные деятели — это руководители или активные члены политических партий и общественных объединений, занимающихся политической деятельностью. Общественными деятелями следует считать также официально зарегистрированных кандидатов в депутаты Федерального Собрания на период проведения избирательной кампании.
Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т.е. в убийстве или в покушении на убийство.
Преступление считается оконченным в момент покушения, т.е. действий, непосредственно направленных на лишение жизни, независимо от фактически причиненного вреда жизни или здоровью потерпевшего.
Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга охватывается составом квалифицированного убийства (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив — месть за указанную деятельность.
Если преступление совершено по личным мотивам, то деяние нужно квалифицировать не по ст. 277, а по ст. о преступлениях против личности.
Уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ).
Конституционно-правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности являются положения ч. 5 ст. 13, ст. ст.
14, 29 Конституции, в том числе о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства во взаимосвязи с международными нормативно-правовыми актами, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г.
, Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.
о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др. .
Конституция, гарантируя каждому свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. ч. 1 и 2 ст. 29).
В развитие данного конституционного положения, а также иных положений Конституции и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, УК устанавливает запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, предусматривая уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются публично, с обращением к неопределенному кругу лиц. Поэтому положения комментируемой статьи не могут рассматриваться как несовместимые с конституционным правом на свободу выражения мнения .
Источник: https://studopedia.net/16_3136_ugolovnaya-otvetstvennost-za-posyagatelstvo-na-zhizn-gosudarstvennogo-ili-obshchestvennogo-deyatelya-st—uk-rf.html
Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)
В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.
Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.
Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.
К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.
Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.
Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).
Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.
Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.
Обязательные признаки состава террористического акта — цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.
Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего подчеркивает политической характер посягательства.
Государственную или общественную деятельность потерпевшего террорист стремится прекратить именно ввиду ее политического характера (содержания, направленности общественно-политической значимости).
Подобное социальное содержание имеет и мотив мести за такую же прошлую деятельность.
Если расправа с потерпевшим учиняется в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, а равно по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, а также на почве сведения личных счетов, из ревности, корысти и т.п., то такое посягательство квалифицируется как преступление против личности (по ст. 105 или другим статьям УК в зависимости от направленности умысла).
Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.
Опасность таких преступлений определяется тем, что посягательства на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность, могут привести к дестабилизации политической обстановки в стране, обострить противоречия в политической сфере, негативно отразиться на международном положении страны и пр.
К лицам, осуществляющим государственную деятельность, относятся лица, наделенные законодательными, исполнительными, судебными или иными властными функциями в государственном аппарате, проводящие в жизнь политику государства. Это представители высшего руководства, члены правительства, руководители различных ведомств, депутаты и др. как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Их принято называть государственными деятелями.
К числу лиц, осуществляющих общественную деятельность (общественные деятели), относятся руководители различных общественных организаций (например, профессиональных, религиозных), политических партий, массовых движений и иных общественных объединений.
Представляется, что к таким лицам можно отнести и наиболее активных участников таких организаций и объединений.
Сомнение вызывает предложение относить к таким лицам по функциональному признаку представителей средств массовой информации, культуры, науки, образования*(56).
Как нам кажется, специально выделять лиц этих категорий вряд ли целесообразно, так как они могут подпадать под понятие «государственный деятель» либо «общественный деятель» в зависимости от осуществляемых функций в государственных органах либо общественных органах и объединениях.
В Уголовном кодексе 1960 г. предусматривалась ответственность за посягательство не только на государственного или общественного деятеля, но и на представителя власти (ст. 66), а также представителя иностранного государства (ст. 67).
Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст.
277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст.
317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).
Что же касается посягательства на представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст. 67 УК 1960 г.), то такие действия подпадают под признаки ст.
360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), в которой в качестве обязательного признака состава преступления предусмотрена цель — провокация войны или осложнение международных отношений.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) осуществляется с целью прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).
Объектом рассматриваемого преступления является прежде всего*(57) установленная конституцией РФ политическая система России. Однако это преступление посягает и на второй дополнительный, но обязательный объект — на жизнь государственного или общественного деятеля.
Потерпевшим в этих случаях является государственный или общественный деятель. Члены его семьи потерпевшими не признаются. посягательство на их жизнь, даже если оно связано с деятельностью указанных выше лиц, квалифицируются не по ст. 277 УК, а по иным статьям в зависимости от характера действия, последствий и других обстоятельств дела.
В социально-политическом смысле террористический акт представляет собой насильственный метод подавления политических противников и зачастую может являться составной частью более общего явления — терроризма (ст. 205 УК). Статья 277 УК по отношению к ст. 205 УК является специальной нормой, подлежащей преимущественному применению и предусматривающей ответственность за более опасное, нежели терроризм, преступление.
С объективной стороны террористический акт осуществляется путем посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, что предполагает как убийство, так и покушение на него. При покушении на указанного деятеля последнему может и не быть причинен вред, например, преступник стрелял и промахнулся.
Лишение жизни, причинение вреда здоровью или непричинение по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, на квалификацию не влияет, но может учитываться при индивидуализации наказания. Таким образом, последствие не является обязательным признаком рассматриваемого преступления.
Однако при лишении жизни или причинении вреда здоровью необходимо установить причинно-следственную связь между действиями виновного и смертью или причинением вреда здоровью.
Факультативные признаки объективной стороны преступления (способ, место, обстановка и пр.) в качестве обязательных признаков в ст. 277 УК не указаны. Однако наличие таких признаков может повлечь ответственность виновного по совокупности. Например, осуществление террористического акта в отношении определенного лица путем взрыва в месте скопления людей (митинги, собрания и пр.).
Террористический акт признается оконченным с момента либо причинения смерти, либо совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.
С субъективной стороны террористический акт совершается только с прямым умыслом.
Виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность лишения такого лица жизни и желает совершить такие действия, надеясь на наступление такого последствия, как смерть потерпевшего.
Обязательным признаком объективной стороны является цель — либо прекращение государственной или иной политической деятельности, либо месть за такую деятельность. Наличие этих целей исключает возможности совершения преступления с косвенным умыслом.
Мотивы террористического акта различны (например, враждебное отношение к существующему строю, власти, к деятельности, осуществляемой государственным или общественным деятелем, националистические, религиозные). Они на квалификацию рассматриваемого преступления не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.
В тех случаях, когда указанная в ст.
277 УК цель отсутствует и виновный посягает на жизнь государственного или общественного деятеля из корыстных, личных и тому подобных побуждений, содеянное должно квалифицироваться по иным статьям Кодекса в зависимости от направленности умысла, например, убийство или покушение на убийство в связи с осуществлением потерпевшим своего общественного долга (ч. 2. ст. 105 УК).
Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица от 14 до 16 лет, принимавшие участие в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, могут быть привлечены к ответственности по ст. 105 УК.
В случаях фактической ошибки, когда субъект убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо (например, охранника, водителя), ответственность наступает по совокупности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство иного лица.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует отличать от состава терроризма (ст. 205 УК).
Разграничение этих преступлений должно проводиться по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта — основы конституционного строя), объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт — путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт — с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).
Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Ответственность за преступление, аналогичное рассмотренному, предусмотрена уголовным законодательством ряда зарубежных стран.
Так, весьма детально регламентирована ответственность за террористические акты в Уголовном кодексе Франции. В разд. II «О терроризме» в гл. 1. «О террористических актах» и гл. 2 «Особые положения» наказание дифференцируется в зависимости от характера действий.
Под террористическим актом понимаются «умышленное посягательство на жизнь, умышленные посягательства на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении» (ст. 421-1) и иные действия.
состав террористического акта не ограничивается характером осуществляемой потерпевшим деятельности. Цель же этого деяния определяется как цель «серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора».
В целом же это преступление отнесено законодателем Франции к числу преступлений против нации, государства и общественного порядка.
В законодательстве некоторых стран хотя и не говорится о террористических актах, однако предусмотрена ответственность за посягательства на лиц, осуществляющих верховную власть. Например, в Испании предусмотрена ответственность за убийство Короля, Регента и других лиц (ст.
485 УК), в Польше — за посягательство на жизнь Президента Республики (ст. 134 УК), в Швеции — за нападение на Короля или члена Королевской семьи или Регента, правящего на месте Короля (ст. 2 гл. 18 УК).
Преступления в этих случаях не ограничиваются указанием на какую-то специальную цель.
Ответственность за посягательство на жизнь Президента предусмотрена и в Уголовном кодексе Узбекистана (ст. 158). В этой же статье установлена ответственность за умышленное причинение телесного повреждения Президенту (ч. 2) и за публичное оскорбление или клевету в отношении Президента Республики (ч. 3).
В Уголовном кодексе Казахстана ч. 1 ст. 167 текстуально совпадает со ст. 277 Кодекса РФ, однако в ч. 2 говорится о тех же действиях, совершенных в отношении Президента Республики Казахстан.
В ст. 359 УК Белоруссии, предусматривающей ответственность за террористический акт, данный состав дополнен указанием на цель дестабилизации общественного порядка либо воздействия на принятие решений государственными органами.
Дополнительное указание на цель ослабления основ конституционного строя и безопасности государства содержится в ст. 310 УК Таджикистана.
Со ст. 277 УК РФ текстуально совпадает ст. 294 УК Кыргызстана.
В других странах террористический акт чаще всего предполагает применение того или иного насилия в отношении лиц, не облеченных специальными полномочиями, и относится к числу преступлений, посягающих на общественный порядок.
.
Источник: https://studbooks.net/1036296/pravo/ugolovno_pravovaya_harakteristika_posyagatelstva_gosudarstvennogo_obschestvennogo_deyatelya