Определение 1
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом на всей территории Российской Федерации.
- Длительное время Верховный суд представлял интересы только судов общей юрисдикции, однако сравнительно недавно он был объединен с Высшим Арбитражным Судом, в результате его функции и полномочия несколько поменялись.
- В настоящее время Верховный Суд возглавляет все суды Российской Федерации, за исключением конституционных судов, которые имеют особую подсудность и специфические функции.
- Основные функции Верховного суда следующие:
- рассмотрение некоторых категорий дел по первой инстанции;
- пересмотр решений нижестоящих судов;
- анализ правоприменения действующего законодательства судами;
- дача рекомендаций по вопросам рассмотрения и расследования уголовных дел;
- анализ статистики рассмотрения дел, также наиболее часто допускаемых ошибок.
В настоящее время в Верховный суд занимает важное положение в системе судов, так как принимает основополагающие решения по многим вопросам. Выше данной судебной инстанции стоит только Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в который возможно обжалование решений Верховного суда. В рамках Российского государства Верховный Суд является последней инстанцией для обжалования судебных решений.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Решения Верховного Суда РФ
Верховный суд РФ принимает решения по различным категориям дел. Основополагающими решениями Верховного суда являются постановления. Интересным является тот факт, что постановление не разрешает дела по существу.
Оно анализируют имеющиеся положение в законодательстве, имеющиеся пробелы, которые возникают в ходе применения норм права, и содержит рекомендации по оптимальному применению конкретной нормы в сфере различных отраслей права.
Несмотря на то, что наша страна в основу правовой системы заложила романо-германское право, соответственно, прецедентная система у нас не действует, постановление Пленума Верховного суда являются обязательными для исполнения всеми судами, а также правоохранительными органами. Такая позиция весьма интересна, так как судебные источники не могут являться источниками права в странах, где отсутствует прецедентное право. Таким образом, наблюдается некое смешение правовых сфер.
Однако подобное положение Верховного Суда РФ говорит о его высокой роли в правовой системе в целом, а также о его неоспоримой главенствующей роли в системе судов Российской Федерации.
Верховный Суд является высшим судебным органом, он занимается разбирательством по таким категориям дел, как:
- гражданские;
- уголовные;
- административные;
- ряд экономических споров в соответствии со своей подсудностью, определенной действующим законодательством.
Кроме того, Верховный Суд в пределах своей компетенции осуществляет надзор за деятельностью судов, которые включены в состав судебной системы, а также может выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
Структура Верховного суда РФ
Руководство Верховным судом РФ осуществляет Председатель Верховного Суда. Он занимается организационными функциями, обобщением статистической информации, представляет интересы данного органа при взаимодействии с другими органами. На должность Председателя суда назначается высококвалифицированный судья, имеющий большой опыт работы.
Другим важным органом является Пленум Верховного Суда, который как раз и занимается разъяснительной и показательной работой. Именно Пленум Верховного суда пересматривает статистику, обобщает имеющиеся пробелы и проблемы в праве, издает постановление по наиболее спорным вопросам.
Кроме того, в состав структуры Верховного суда входит коллегия ВС РФ, а также аппарат суда.
В состав Верховного суда может входить Научно-консультативный совет при Верховном Суде, который занимается анализом действующего законодательства, выявляя пробелы и проблемы в праве, которые в последующем озвучиваются Верховным Судом при взаимодействии с законодательными органами, по наиболее спорным вопросам Пленум Верховного Суда может издать акт.
Полномочия Верховного суда определяется тем, что он выступает в качестве высшего судебного органа. Кроме вышеуказанных функций, Верховный Суд может пересматривать дела в случае, если открылись новые обстоятельства.
Замечание 1
Основные дела, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, касаются оспаривания нормативно-правовых актов, издаваемых такими субъектами, как Президент, Правительство, Генеральный прокурор, представители Следственного комитета, Центрального банка, ЦИК и так далее.
Кроме того, Верховный суд рассматривает вопрос о прекращении деятельности некоторых средств массовой информации, который действуют на территории двух и более субъектов России. Некоторые полномочия Верховный Суд имеет при проведении выборов и референдума в Российской Федерации.
При необходимости, Верховный суд может разрешать экономические споры, которые возникли между государственными органами.
Верховный Суд в лице Пленума Верховного Суда занимается обеспечением единообразного применения законодательства, с этой целью им изучается и обобщается практика применения законодательства, на основании чего издаются постановления Пленума.
Кроме того, Верховный суд Может осуществлять полномочия, которые связаны с установлением международного сотрудничества и оговорены в международных договорах России. Федеральными законами и федеральными конституционными законами к полномочиям Верховного суда могут добавляться новые положения. Однако изменить полномочия возможно только путем внесения изменений в ФКЗ.
Таким образом, полномочия Верховного суда очень широки и распространяются на широкую сферу отношений.
Данный орган выступает в качестве контролирующего по отношению к нижестоящим судам, а также органам, которые реализуют сферу правоохранительной деятельности.
Основная цель деятельности суда — добиться единообразия правоприменительной практики, а также соблюдения прав и свобод субъектов права.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sud_kak_organ_sudebnoy_vlasti/verhovnyy_sud_rf/
Верховный суд рф
высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Источник: Большой юридический словарь
- высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции.
- Верховный Суд РФ: а) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; б) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции; в) является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск; г) дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Источник: Большой юридический словарь
высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, дает разъяснения по вопросам судебной практики (Конституция РФ, ст.
126; Закон «О судебной системе Российской Федерации », ст. 19). В.С. РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Осуществлению указанных полномочий подчинена структура В.С. РФ.
В нем действуют судебные коллегии по гражданским делам, по уголовным делам, кассационная коллегия, а по делам, рассмотренным судами присяжных, — кассационная палата, Военная коллегия, Президиум и Пленум.
Коллегии рассматривают узкий круг наиболее важных дел в качестве суда первой инстанции, а также в кассационном порядке (когда дело рассмотрено по первой инстанции судом субъекта Федерации), в надзорном порядке (когда приговоры или решения нижестоящих судов вступили в законную силу), ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Президиум В.С.
РФ состоит из 13 судей, которые утверждаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя В.С. РФ и заключении квалификационной коллегии судей этого суда. Президиум рассматривает организационные вопросы, а также действует в качестве суда надзорной инстанции по делам, рассмотренным по первой инстанции судебными коллегиями В.С.
РФ, поскольку их приговоры и решения вступают в законную силу немедленно и кассационной проверке не подлежат. Президиум проверяет в надзорном порядке вступившие в законную силу приговоры и решения любого суда общей юрисдикции. Пленум В.С. РФ включает всех судей.
Он выполняет ряд организационных полномочий: утверждает составы судебных коллегий и секретаря Пленума, утверждает состав Научно-консультативного совета при В.С. РФ, рассматривает вопросы об использовании права законодательной инициативы, а также о толковании законов, заслушивает сообщения о работе Президиума В.С. РФ и председателей судебных коллегий.
Важная функция Пленума — рассмотрение материалов судебной практики и судебной статистики и на этой основе дача разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума В.С. РФ имеют большое значение для единообразного исполнения законов; но они выполняют лишь ориентировочную роль, не являясь обязательными для судов и для др. органов, применяющих закон, по которому было дано разъяснение. В.М. Савицкий
Источник: Юридическая энциклопедия
созданный в 1922 г. высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Конституцией РФ на него возлагаются также осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью этих судов и дача разъяснении по вопросам судебной практики.
ВС РФ действует в качестве трех судебных инстанций: первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела) и второй (кассационной), а также инстанции, проверяющей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции ВС РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения (по собственной инициативе или инициативе Генерального прокурора РФ и при наличии ходатайства обвиняемого), а также о преступлениях, совершенных судьями (по требованию последних).
Из числа гражданских дел по закону (ст.
116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР) ВС РФ подсудны дела: об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ (за исключением решений, принимаемых этой комиссией по жалобам на решения и действия окружных избирательных комиссий); по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ. Он также может принять к своему производству любое гражданское дело, подсудное нижестоящему суду, если с этим согласны стороны.
В соответствии со ст. 93 Конституции РФ на ВС РФ возложена дача заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления в случае, если Государственная Дума выдвинет против него обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В качестве кассационной (второй) инстанции ВС РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена, а также своих судебных коллегий.
Осуществляемая им проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции (см.: Надзорное производство.
Производство по вновь открывшимся обстоятельствам ).
Важным полномочием ВС РФ является дача разъяснении по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума ВС РФ.
Они обязательны не только для судов общей юрисдикции, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
Постановления Пленума и иные решения ВС РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».
ВС РФ принадлежит право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др.
Основные структурные подразделения ВС РФ — Пленум, Президиум, Кассационная коллегия и судебные коллегии. Значительную роль призван играть его аппарат, выполняющий ответственные вспомогательные функции. При ВС РФ действуют также Судебный департамент и Научно-консультативный совет.
В составе ВС РФ функционирует квалификационная коллегия судей.
Общее руководство работой ВС РФ возложено на его Председателя. Председатель ВС РФ, его заместители, все судьи этого суда назначаются бессрочно Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Источник: Энциклопедический словарь конституционного права
высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных
ФЗ процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов. ВС РФ дает также разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).
- ВС РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой ее высшее звено; осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории РФ; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства обладает правом законодательной инициативы, выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
- Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, ВС РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан.
- Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, ВС РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.
В состав ВС РФ входят судьи и народные заседатели. Председатель ВС РФ назначается на должность СФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.
Заместители Председателя ВС РФ и другие судьи назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ. основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон не ограничивает срок полномочий судей ВС РФ.
Они могут быть лишены своих полномочий только квалификационной коллегией судей ВС в предусмотренных законом случаях.
Судьями ВС РФ могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшие возраста 30 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должности судей должны отвечать высоким нравственным требованиям.
Как правило, члены ВС РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателей и членов судов субъектов Федерации, т.е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй, первый или высший квалификационные классы.
ВС РФ действует в составе: Пленума ВС РФ; Президиума ВС РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии. Кассационной коллегии (рассматривает в кассационном порядке жалобы и протесты на приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями ВС РФ по первой инстанции).
Источник: https://determiner.ru/termin/verhovnyi-sud-rf.html
Верховный суд РФ на портале Право.ру
Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде».
В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов.
Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний».
Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»
В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры.
В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»
11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов).
Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов.
Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.
23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы.
В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.
- Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
- В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:
- 1) народный суд:
- — в составе постоянного народного судьи;
- — в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;
- 2) губернский суд;
- 3) Верховный Суд РСФСР.
4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».
К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.
- Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.
- Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
- а) Президиума;
- б) пленарного заседания;
- в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
- г) судебной коллегии;
- д) военной коллегии;
- е) военно-транспортной коллегии;
- ж) дисциплинарной коллегии.
- Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.
- В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.
- Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.
- В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.
По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР.
Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам.
Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.
Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.
К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.
30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.
С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.
Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров.
Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование.
Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.
25 сентября 1948 года
Источник: https://pravo.ru/arbitr_practice/courts/119/
Военные суды
Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских формированиях (в том числе Росгвардии, ФСБ, МЧС и других федеральных органах власти). Они имеют свою систему и структуру, и напрямую подчиняются Верховному суду РФ.
Что такое военный суд
Военный суд (ВС) входит в систему общей юрисдикции, но сосредоточен только на делах с участием военнослужащих. Здесь рассматриваются дела первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Их участниками могут быть офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты, старшины, солдаты и матросы, начальники колоний, тюрем и других исправительных учреждений и многие другие лица. При рассмотрении дел используется те же нормативные акты и кодексы, что и в случае с обычными судебными процессами.
В роли председателей, их замов, судей могут выступать лица, которые состоят на военной службе (офицеры, генералы ВС РФ). Военнослужащие, назначенные судьями, вправе уволиться с военной службы или приостановить ее после вступления в должность.
В этом особенность такого рода судебных инстанций, а также в более узкой специализации, чем у обычных судов. В военных судах служат около 900 судей, в то время как судейский корпус общей юрисдикции составляет более 23 тыс. человек. Надзор за всеми описанными органами осуществляет Верховный суд РФ.
Структура
ВС образуют единую трехуровневую систему, в которую входят гарнизонные (ГВС) и окружные судебные инстанции (ОВС), а также высшее звено — Верховный Суд РФ, который регулирует количество судов и численность судей. В состав высшей инстанции входит Военная коллегия, которая занимается делами, связанными с толкованием нормативных документов и уголовными делами против военных судей.
Судебная коллегия по уголовным делам и коллегия по делам военнослужащих Верховного суда утверждаются Пленумом. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению ко всем остальным ВС. Председатель Военной коллегии одновременно является замом председателя Верховного суда РФ.
Дела в судах рассматриваются как коллегиально, так и единолично. В состав коллегии входит председатель, его зам и судьи. Дела в ВС рассматривают не только председатель и судьи, назначаемые Президентом, но и избираемые самими военнослужащими народные и присяжные заседатели.
К 1 июля 2019 года планируется провести реформу структуры ВС в РФ, в частности объединить ряд судов, сократив их общее количество. В планах ликвидировать ряд судов, объединить их с другими и переименовать (например, появятся Второй Восточный и другие ОВС).
ВАЖНО! Военные суды входят в систему общей юрисдикции и Верховного суда РФ. Они формируются по месту нахождения российских флотов и войск.
Полномочия
ВС рассматривают большой объем дел с участием военнослужащих или лиц к ним приравненных.
Участником процесса может стать и лицо, не имеющее отношение к военным формированиям или проходящим военные сборы, но только если им было совершено преступление совместно с военнослужащим или при обвинениях в шпионаже. Если ГВС расположен за границей, то ему подсудны все дела федеральных судов общей юрисдикции.
Основные полномочия ВС:
- рассмотрение гражданских и административных дел;
- жалобы на применение заключения под стражу, на действия военных прокуроров;
- уголовные дела военнослужащих, в том числе лиц уволенных со службы.
На первом месте по распространенности находятся дела об уклонении от военной службы, хищении, краже, о преступлениях против порядка. Гражданские дела могут быть связаны с нарушениями при распределении квартир, военной ипотеки, спорами о порядке выплаты денежного довольствия, дополнительных выплат.
В подсудность ВС входят также дела о преступлениях, совершенных сотрудниками многих федеральных органов власти. Военнослужащими также считаются лица, которые проходят службу в Железнодорожных войсках РФ, ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях.
Задачи
Задача ВС защитить права всех граждан военнослужащих и лиц к ним приравненных, а также интересы местного самоуправления, субъектов РФ, федеральных и других органов государственной власти.
Справедливое рассмотрение сложных вопросов укрепляет позитивное отношение военнослужащих к судебной системе и способствует уменьшению числа дисциплинарных проступков, а также уголовных преступлений в армии.
Виды военных судов РФ
В РФ действуют двенадцать окружных и более сотни гарнизонных ВС (в том числе пять — за пределами РФ).
Однако со второго полугодия 2019 года, как уже было сказано выше, количество судов будет уменьшено в связи с реформой.
Главное нововведение, которое ожидается — выделение кассационной и апелляционной инстанции в отдельную структуру. После реформы должны появиться кассационный и апелляционный военный суд (вышестоящие инстанции для ОВС). На ОВС планируют возложить также дела по РВСН и особо режимным военным объектам.
Окружные инстанции занимаются делами по разглашению государственной тайны, а также серьезными уголовными процессами (с наказанием более 15 лет). Более массовые гарнизонные инстанции (ГВС) рассматривает случаи дисциплинарных нарушений со стороны военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, а также многие другие дела.
Окружные
ОВС, как можно догадаться из названия, действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. Дела здесь рассматриваются в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. Кассации можно подавать по жалобам и протестам на решения ГВС, а также определения самих ОВС.
Примеры дел, которые рассматривают такие суды:
- обжалование приговора в связи с превышением должностных полномочий военнослужащих;
- апелляция на решение гарнизонного военного суда по гражданским и другим делам;
- жалобы на действия следователя, военного прокурора и пр.
Уголовные и гражданские дела рассматриваются одним судьей или коллегией из трех человек либо судьей и коллегией присяжных, народных заседателей.
Руководство ОВС осуществляет председатель. В его полномочия входит контроль за работой аппарата, созыв заседания президиума и другие организационные вопросы, а также протесты на приговоры ГВС. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.
ВАЖНО! Окружной ВС это фактически три инстанции: первая, апелляционная и кассационная. Судьи в них разные, но председатель суда — один и тот же. После реформы эту систему планируется полностью изменить.
Гарнизонные
ГВС действуют на территории одного или двух гарнизонов. Он рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Военной коллегии и ОВС.
Примеры дел, которые рассматривают ГВС:
- управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения;
- совершение кражи военнослужащим;
- дача заведомо ложных показаний рядовым или другим военнослужащим;
- превышение должностных полномочий;
- решение об аресте;
- неявка в срок на службу и пр.
Чаще всего ГВС имеют дела с дисциплинарными проступками, которые допускают военнослужащие. Материалы о совершении таких деяний подаются представителем командира воинской части через приемную военного суда либо направляются по почте. На момент подачи документов должен быть составлен Протокол о совершении проступка, который подписывается самим военнослужащим.
Но случаются и более серьезные преступления, например, дела о взятках главнокомандующим, офицерам и другим начальникам, процессы, связанные с убийством военнослужащих, избиением («дедовщиной») и другими преступлениями.
Образуются гарнизонные судебные инстанции в составе председателя, его замов и других судей. Судьи назначаются Президентом РФ бессрочно.
В процессе могут участвовать народные заседатели, но они должны быть выбраны предварительно на собрании военнослужащих. Присяжным может быть лицо в возрасте от 25 лет, не имеющие непогашенную или неснятую судимость.
Они не должны страдать от алкогольной и другой зависимости, а также быть вменяемыми.
Рассмотрение дел может проводиться коллегиально либо одним судьей (например, если рассматриваются уголовные дела, по которым срок наказания не более 5 лет лишения свободы). Председатель гарнизонного суда участвует в рассмотрении дел, занимается организацией работы суда, распределением полномочий между судьями, представлений интересов суда в других инстанциях.
В составе ГВС с недавнего времени также начали создавать обособленное подразделение — постоянное судебное присутствие. Цель создания таких органов: приближенность правосудия к месту дислокации воинских частей и формирований.
Для того, чтобы стать военным судьей нужно сдать квалификационный экзамен и получить заключение квалификационной коллегии c рекомендацией. Естественно нужно при этом соответствовать общим требованиям к судьям, установленным российским законодательством (гражданство РФ, возраст, высшее образование, опыт работы и пр.).
Перечень ОВС по округам
ОВС расположены в разных городах РФ от Хабаровска и Владивостока до Москвы.
Для удобства они подразделены на округа (Западный, Южный, Цетральный, Восточный). В состав входит и Третий окружной суд, расположенный в ГО Власиха (Московская область).
Этот суд планируется реформировать в будущем в Апелляционный военный суд.
Западный военный округ
ОВС:
- Балтийский
- 1-й Западный
- 2-й Западный
- Северный.
Южный
В состав ЮО входит Северо-Кавказский окружной военный суд (недавно был переименован в Южный ОВС соответствующим федеральным законом). Расположен он в городе Ростов-на-Дону.
Центральный
В состав ОСК «Центр» входит Западно-Сибирский ОВС, который планируется преобразовать в 2019 году в Кассационный военный суд г. Новосибирск (после проведения реформы). Уральский и Приволжский ОВС уже объединились в Центральный окружной военный суд г. Екатеринбурга. В Самаре и Новосибирске будет создано судебное присутствие.
ОВС:
Восточный округ
ОВС:
- 2-й Восточный
- 1-й Восточный
- Тихоокеанский.
Полный список
- ОСК «Запад»
- ОСК «Юг»
- ОСК «Центр»
- ОСК «Восток»
- 3-й окружной военный суд.
В ходе реформы Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Ленинградский, Московский и Северо-Кавказский ОВС будут переименованы. Вместо них появится 2-й Восточный, 1-й Восточный, 1-й Западный, 2-й Западный и Южный ОВС.
Перечень ГВС по округам
Гарнизонных военных судов в РФ гораздо больше, чем окружных. Из 107 судебных инстанций — пять находятся за границей.
Московский
ГВС:
- 80-й
- 235-й
- Брянский
- Владимирский
- Воронежский
- Ивановский
- Калужский
- Курский
- Московский
- Наро-Фоминский
- Нижегородский
- Одинцовский
- Реутовский
- Рязанский
- Смоленский
- Солнечногорский
- Тамбовский
- Тверской
- Тульский
- Ярославский
Западно-сибирский
ГВС:
- Абаканский
- Барнаульский
- Красноярский
- Новосибирский
- Омский
- Томский.
Дальневосточный
ГВС:
- Белогорский
- Биробиджанский
- Благовещенский
- Комсомольский-на-Амуре
- Краснореченский
- Курильский
- Свободненский
- Советско-Гаванский
- Хабаровский
- Южно-Сахалинский
- Якутский
Ленинградский
ГВС:
- 224-й
- Великоновгородский
- Вологодский
- Воркутинский
- Выборгский
- Петрозаводский
- Псковский
- Санкт-Петербургский
Приволжский
ГВС:
- Казанский
- Оренбургский
- Пензенский
- Пермский
- Самарский
- Саратовский
- Ульяновский
- Уфимский
Подробный перечень
- 26-й
- 40-й
- Знаменский
- Мирненский
- Борзинский
- Иркутский
- Кяхтинский
- Улан-Удэнский
- Читинский
- Белогорский
- Биробиджанский
- Благовещенский и многие другие.
В составе Реутовского ГВС уже образовано постоянное судебное присутствие в городе Балашихе, а в Одинцовском ГВС присутствие в городе Краснознаменске.
Объединить планируется Владимирский и 95 ГВС, Балашихинский и Реутовский суды, 94 и 235 ГВС, Краснознаменский и Одинцовский, 101 и Оренбургский, Омский и 61 ГВС, а также другие структуры Это делается для уменьшения расходов на поддержание правосудия, а также для создания более эффективной судебной системы. Изменения в системе военных судов ВС связаны также с общей реформой судов общей юрисдикции.
Трибуналы
Трибунал это синоним военного суда. Вернее так назывались военные суды в России до начала 90-х годов прошлого века.
Период существования трибуналов был очень длительный — впервые они появились сразу после Октябрьской Революции.
Сейчас этот термин практически не используется в судебной практике. В проекте реформы военных судов данные инстанции также не предусмотрены.
ВАЖНО! Во втором полугодии 2019 года система военных судов в РФ может существенно измениться. В частности суды могут изменить свои названия и объединиться.
Военные суды — структуры, которые осуществляют правосудие по делам, в которых участвуют военнослужащие либо сотрудники силовых и других органов (ФСБ, МВД и пр.). В 2019 году планируется проведение масштабной реформы военных судебных органов, вследствие чего должны появиться отдельные апелляционные и кассационные ВС, а также сокращено общее количество инстанций.
Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут
Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/voennye-sudy-5c8a27c77951ff00b405b297
Верховный суд РФ
Верховный суд Российской Федерации – согласно ст. 126 Конституции России – это единственный высший судебный орган по экономическим, гражданским, уголовным, административным и прочим делам. В 2013 году Верховный и Высший Арбитражный суд России были объединены в Верховный суд РФ.
Находится в Москве в здании Верховного суда СССР, но согласно закону должен переехать в Санкт-Петербург. Председатель – Лебедев Вячеслав Михайлович (с 1989 года).
Непосредственным «предком» Верховного суда Российской Федерации можно считать Верховный суд СССР, образованный в 1924 году.
Распад Советского союза повлиял на всю современную судебную систему нашей страны – были уточнены функции, полномочия и порядок формирования судебных органов.
Верховный суд имеет полные полномочия по ведению уголовных и гражданских дел в качестве суда второй инстанции, а также в порядке контрольного органа и по вновь открывшимся обстоятельствам.
В некоторых случаях, установленных законодательством, может выступать в качестве суда первой инстанции. Также, в его задачи входит надзор за нижестоящими судами общей юрисдикции (в том числе военными судами). Помимо всего прочего, Верховный суд РФ может заниматься вопросами по международным договорам СССР, РСФСР и России.
- Сейчас в структуру Верховного суда входят:
- — Пленум Верховного суда РФ (общее собрание около 120 судей – численность устанавливается ежегодно в зависимости от бюджета);
- — Президиум Верховного суда РФ (13 судей);
- — Апелляционная и Дисциплинарная коллегии ВС РФ;
- — Судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и по делам военнослужащих.
Судьи назначаются только по представлению Президента и утверждаются Советом Федерации.
Председатель осуществляет общее руководство и организацию деятельности Верховного суда. Лебедев В.М. в 1970 году стал народным судьей Ленинградского районного народного суда (город Москва). После нескольких смен работы и повышений по карьерной лестнице с июля 1989 он становится бессменным председателем Верховного суда РСФСР, а после 1991 года и Российской Федерации.
Имеет степень доктора и профессора в некоторых иностранных университетах (Санто-Томас, Филиппины; Софийский университет, Болгария; Иберо-Американский университет и др.). Неоднократно был представлен к правительственным наградам – орден «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, Почетная грамота Президента Российской Федерации, медалью Столыпина П.А. I степени.
Источник: https://versia.ru/verxovnyj-sud-rf
Верховный суд РФ
Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом, специализирующимся на гражданских делах, разрешении экономических споров, уголовных и административных делах, подсудных судам согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» и федеральным законам.
ВС России был основан 4 января 1923 года. Состав судей определяется Советом Федерации, кандидатуры представляет Президент Российской Федерации. С 1989 года Верховный суд возглавляет Вячеслав Лебедев.
Верховный суд Российской Федерации осуществляет надзор и контроль деятельности судов общей юрисдикции. Как апелляционная инстанция ВС РФ занимается рассмотрением дел по вновь открытым обстоятельствам.
По отношению к судам республик, городским, областным и краевым судам Верховный суд РФ выполняет функции вышестоящей судебной инстанции.
Кроме перечисленного, ВС РФ занимается разрешением споров и дел, вытекающих из международных договоров России.
Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации — http://www.vsrf.ru/ — содержит общую информацию о структуре, деятельности, руководстве Верховного суда. Кроме того, портал располагает обширной электронной базой нормативно-правовых актов.
Взаимоотношения с органами государственной власти и управления, иными социальными институтами Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб выстраивала на протяжении всего периода своего существования.
Учитывая значительный социально-политический вес АРПОиС РФ, огромный потенциал ее руководителей и большую деловую активность за эти годы подписано большое количество соглашений о сотрудничестве с различными министерствами, ведомствами, общественными организациями, союзами, ассоциациями и другими формами организаций.
Больше двадцати лет Ассоциация реализует целевые проекты в тесном сотрудничестве и продуктивной совместной работе с ВС Российской Федерации.
Соглашения с профильными министерствами и ведомствами заключены с учетом стратегии и тактики развития Ассоциации, уточняют взаимные интересы и прописывают конкретную программу действий.
Эти соглашения действительно работают, удовлетворяя взаимную необходимость в сотрудничестве. За каждым большим субъектом отношений (министерство, ведомство и т.д.
) закреплен конкретный куратор из числа руководства Ассоциации, ее вице-президентов, членов Президиума.
Служащие Верховного суда, имеют право быть членами АРПОиС РФ, получать юридическую, социальную и профессиональную поддержку со стороны Ассоциации, пользоваться всеми правами, предусмотренными ее уставом. Также члены АРПОиС РФ из числа сотрудников ВС России имеют уникальную возможность напрямую обратиться к главе Верховного суда с вопросами, касающимися их профессиональных интересов и трудоустройства.
Источник: http://arpo.ru/structures/verhovnyj-sud-rf