Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, принципы, методы

Право

Доктрина права

Основные отрасли права

Комплексные отрасли права

Подотрасли и институты права

Юридические дисциплины

Международное право

Юриспруденция

Другое

  • Теория государства и права
  • История государства и права
  • История политических и правовых учений
  • Философия права
  • Социология права
  • Антропология права
  • Энциклопедия права
  • Римское право
  • Конституционное
  • Административное
  • Административно-процессуальное
  • Гражданское
  • Гражданское процессуальное
  • Арбитражное процессуальное
  • Семейное
  • Жилищное
  • Уголовное
  • Уголовно-процессуальное
  • Уголовно-исполнительное
  • Земельное
  • Трудовое
  • Финансовое
  • Предпринимательское
  • Таможенное
  • Муниципальное
  • Военное
  • Социального обеспечения
  • Экологическое
  • Конкурсное
  • Коммерческое
  • Налоговое
  • Бюджетное
  • Банковское
  • Валютное
  • Корпоративное
  • Транспортное
  • Антимонопольное
  • Вещное
  • Обязательственное
  • Наследственное
  • Авторское
  • Патентное
  • Смежное
  • Изобретательское
  • Информационное
  • Миграционное
  • Избирательное
  • Парламентское
  • Образовательное
  • Лесное
  • Энергетическое
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Судебная медицина
  • Судебная психиатрия
  • Судебная бухгалтерия
  • Судебная экспертиза
  • Оперативно-разыскная деятельность
  • Юридическая этика
  • Юридическая психология
  • Правовая статистика
  • Правовая информатика
  • Международное публичное
  • Международное частное
  • Европейское
  • Сравнительное правоведение
  • Правосудие
  • Правоотношение
  • Правоприменение
  • Судоустройство
  • Прокурорский надзор
  • Правоохранительные органы
  • Адвокатура
  • Нотариат
  • Правозащитная деятельность
  • Законодательство
  • Юридическая профессия
  • Известные юристы
  • Юридическое образование

Категория

Эта страница в последний раз была отредактирована 16 января 2017 в 13:58.

Принципы УИП

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, принципы, методы

Впервые в российском законодательстве, принципы уголовно исполнительного права нашли отображение в 8 статье УИК РФ. Данное законодательство основывается на принципах гуманизма, демократизма, равенства перед законом и индивидуализации исполнения наказаний

Рассматривая принципы уголовно исполнительного законодательства, в первую очередь нужно обращать внимание на следующие из них:

  • принцип приоритетности цели исправления. В УИП в качестве главной цели закреплено исправление осужденных и предотвращение совершения им и другими лицами новых преступных деяний;
  • принцип сочетания государственных мер и самостоятельных начал. Законодательством РФ предусмотрено огромное количество мер, используемых для исправления осужденных, но не возбраняются и собственные начинания на местах, например, формирование творческих организаций и т. д;
  • принцип сочетания наказания и исправительных воздействий. Иногда этот принцип уголовно исполнительного законодательства РФ называется принципом возможности исправления каждого осужденного, совершившего преступное деяние. Нужно отметить, что для достижения положительных результатов требуется практиковать индивидуальный подход;
  • принцип развития инициативности и самостоятельности осужденных. Его смысл заключается в осуществлении воспитательного воздействия в коллективе и самовоспитании;
  • принцип стимулирования соблюдения норм российского законодательства. Данный принцип проявляется в различных поощрительных мерах, например, возможен перевод заключенного на более комфортные условия содержания (из колонии общего режима на поселение и т. д.);
  • принцип системности и преемственности исполнительных воздействий и т. д.

Все вышеперечисленные принципы уголовно исполнительного права являются составляющими единой системы. Они во многом дополняются друг другом. Реализация вышеперечисленных принципов носит комплексный характер.

Методы в уголовно-исполнительном праве

Как уже упоминалось, пенитенциарное право является автономным ответвлением в общем правовом комплексе, имеющее собственный сектор правового воздействия, основополагающие положения, а также способы перевоспитания преступников, определённых судом на отбывание наказания за злодеяние.

Пенитенциарное право предполагает применение следующих способов перевоспитания заключённых:

  1. Императивный метод. Научная литература настоящее средство признаёт основным способом законного влияния на личность узника, заключающееся в неравном положении участников такого вида взаимоотношений, потому как наказание — вид государственного понуждения. Принудительность проявляется в том, что в ходе осуществления правосудия заключённые вынуждены находиться под арестом, придерживаться условий и порядка мест тюремного заключения. Впрочем, эти обязательства несут позитивный характер, поскольку направлены на благотворное перевоспитание личности узника, например, заключённые должны честно исполнять трудовые обязанности, соблюдать регламент и требования наказания, а также санитарно-гигиенические нормы, и правила поведения в социуме, корректно обращаться к работникам пенитенциарной сферы и другим заключённым.
  2. Диспозитивный метод. УИС допускает использование этого способа, предоставив участникам пенитенциарных взаимоотношений привилегию выбирать действия и поведение. Если кратко, заключённые вправе предлагать, заявлять и жаловаться на неподобающие действия со стороны работников мест осуществления правосудия в любые инстанции, в том числе и общемировые, для получения помощи обращаться к психологам и юристам. Осуществляется метод путём дозволения, заключённый сам выбирает, воспользоваться ли этим правомочием или нет. Учреждения осуществления правосудия обязаны защищать эти законные правомочия.
  3. Поощрительный способ разрешает применять к заключённым особые мероприятия, улучшающие социально-бытовое существование, дополнительные привилегии за прилежное поведение, стимулируя остальных к законопослушному поведению.

Перечисленные методы в совокупности дают положительный результат, на который ориентирована уголовно-исполнительная система.

Еще по теме 1. Понятие уголовно-исполнительного права и политики в области исполнения уголовных наказаний

  1. § 2. Общая характеристика условий функционирования уголовно-исполнительной системы и формирования политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными
  2. ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ РАБОТЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ И АППАРАТОВ ПО ИХ РУКОВОДСТВУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНЮСТА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА
  3. Уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные правовые акты в сфере исполнения уголовных наказаний
  4. 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
  5. Рябова Лилия Викторовна. АРЕСТ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ставрополь – 2005, 2005
  6. § 1. Политика России в сфере исполнения уголовных наказаний и ее основные тенденции на современном этапе
  7. Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права, политики и законодательства, его задачи, принципы и система
  8. Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи и принципы Система уголовно-исполнительного права
  9. Рябова, Лилия Викторовна. Арест как вид уголовного наказания [Электронный ресурс]: Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты : Дис. канд. юрид. наук : 12.00.08 .-М.: РГБ, 2005
  10. 28.7. Понятие, признаки, цели уголовного наказания. Система и виды уголовных наказаний
  11. § 3. Нормы и уголовно-исполнительные правоотношения. Связь уголовно-исполнительного права с другими отраслями права (знаний)
  12. §3. Особенности реализации уголовной политики в сфере налогообложения и налогово-правовые средства обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. 3.1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации — основа формирования основных положений уголовной политики в сфере налогообложения.
  13. 2. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  14. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  15. § 5. ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ (КАРТИНЫ УГОЛОВНОЙ политики HA ПЛОЩАДЯХ)
  16. 7. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И СТРУКТУРА НОРМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
  17. § 4. НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ
  • – Кримінальне право України –
  • Кримінальний кодекс України –
  • Уголовное право России –
  • – Авторское право –
  • Аграрное право –
  • Адвокатура –
  • Административное право –
  • Административный процесс –
  • Арбитражный процесс –
  • Банковское право –
  • Вещное право –
  • Государство и право –
  • Гражданский процесс –
  • Гражданское право –
  • Дипломатическое право –
  • Договорное право –
  • Жилищное право –
  • Зарубежное право –
  • Земельное право –
  • Избирательное право –
  • Инвестиционное право –
  • Информационное право –
  • Исполнительное производство –
  • Конкурсное право –
  • Конституционное право –
  • Корпоративное право –
  • Криминалистика –
  • Криминология –
  • Медицинское право –
  • Международное право. Европейское право –
  • Муниципальное право –
  • Налоговое право –
  • Наследственное право –
  • Нотариат –
  • Обязательственное право –
  • Оперативно-розыскная деятельность –
  • Политология –
  • Права человека –
  • Право зарубежных стран –
  • Право собственности –
  • Право социального обеспечения –
  • Правоведение –
  • Правоохранительная деятельность –
  • Семейное право –
  • Судебная психиатрия –
  • Судопроизводство –
  • Таможенное право –
  • Теория и история права и государства –
  • Трудовое право –
  • Уголовно-исполнительное право –
  • Уголовное право –
  • Уголовный процесс –
  • Философия –
  • Финансовое право –
  • Хозяйственное право –
  • Хозяйственный процесс –
  • Экологическое право –
  • Ювенальное право –
  • Юридическая техника –

Источник: https://mup-info.com/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права

Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.

Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)

Определение 1

Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права)  – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Предмет УИП

Определение 2

Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).

Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными.

Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом.

Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.

Замечание 1

Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.

В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера.

Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными.

Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.

Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности.

Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.

Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.

Методы УИП

Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются.

Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения.

Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.

Замечание 2

При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.

Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.

УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.

Замечание 3

При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ.

Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.

УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo/predmet-i-metod-ugolovno-ispolnitelnogo-prava/

Признаки уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права. Мнения ученых по этой проблеме

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права явля­ется наличие собственного предмета и метода.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений.

Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права наряду с общими положения­ми и принципами исполнения наказаний, согласно ч. 2 ст. 2 УИК, от­носится регулирование

    • применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    • порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    • порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    • порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также граждан в исправлении осужденных;
    • порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

    1. исполнения, отбывания уголовных наказаний;
    2. исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового харак­тера;
    3. исправительного воздействия;
    4. ресоциального воздействия;
    5. предупредительного воздействия;
    6. исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресе­чения.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

По мнению других авторов, в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

 В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением.

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В.

Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. — М.: Былина, 2003. — С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования;
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида.

Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/priznaki-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-kak-samostoyatelnoy-otrasli-prava-mneniya-uchenich-po-etoy-probleme

Предмет, методы и принципы уголовно-исполнительного права

  • Введение
  • 1. Предмет и система уголовно-исполнительного права
  • 2. Система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права
  • Введение  

Уголовно-исполнительное право, как 
все другие юридико-отраслевые учебные 
дисциплины, имеет три смысла, три 
взаимосвязанных и взаимообусловленных значения, без уяснения которых в процессе изучения учебного курса происходят недоразумения, а на экзаменах — досадные ответы. Дело в том, что, казалось бы, однозначному понятию придаются разные значения, но, однако, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Прежде всего, надо иметь в виду: в юриспруденции сложилось так, что предусмотренные в учебных планах дисциплины, характеризующие отраслевое содержание составной части всего реально существующего правового знания, имеют три ясно обозначенных предмета и метода их усвоения. При этом, на первое место выступает понятие уголовно-исполнительного праву как отрасли, его предмет и метод, связь с другими отраслями Российского права. Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Понятие уголовно-исполнительного права. Его задачи и функции». В рамках данной работы будут проанализированы следующие вопросы: — описана уголовно-исполнительная политика современной России с учетом положений Концепции до 2020 года; — охарактеризовать понятие уголовно-исполнительного права и его места в системе отраслей российского права; — выявить задачи и функции уголовно-исполнительного пава.

1. Предмет и система уголовно-исполнительного права

 Уголовно-исполнительное право 
представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.(см. далее)

С принятием Уголовно-исполнительного 
кодекса завершилось формирование соответствующей отрасли законодательства. В соответствии с ч. 2 ст.

2 УИК кодекс устанавливает общие положения и принципы исполнения наказании, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК); порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления; иных организации, общественных объединении, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным лицам.

Общие положения и принципы исполнения наказании закреплены в главе I УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными.

К предмету уголовно-исполнительного 
права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию 
деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания.

Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы.

Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в разделе II, в главах 4, 6, 7 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования 
уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов 
государственной власти и органов 
местного самоуправления в исправлении 
осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 УИК и др.).

В предмет уголовно-исполнительного 
права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы 
и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст.

43 УИК подробно регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением па производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы.

На администрацию организации возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказании (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.).

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждении по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц.

Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов, одиночных камер колонии особого режима и помещении камерного типа, а также иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.

Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц.

Таким образом, предметом уголовно-исполнительного 
права является регулирование общественных отношении по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания 
и иных мер уголовно-правового 
характера по применению к осужденным средств исправления, а также общественных отношений, связанных с участием органов государственной власти и органов местною самоуправления в работе по контролю за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией исправительных учреждений, общественными объединениями и гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждении.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.

Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования — императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений.

Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования — диспозитивного, поощрения и т.д.

В качестве признака самостоятельности 
отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созданных для регулирования определенного вида общественных отношений, возникающие при применение наказания и освобождении от него.

Уголовно-исполнительное право находится 
в единстве и взаимосвязи с криминологией, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, конституционным правом, административным правом, а также гражданским, семейным, финансовым и трудовым правом и другими отраслями законодательства, чем выражается системность права в целом, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

Изложенные выше положения, относящиеся 
к предмету и методу правового 
регулирования, системе законодательства, позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также отдельные граждане.

2. Принципы уголовно-исполнительного права и их система.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие 
положения правовой системы. Особую значимость они приобретают в 
ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.(см. далее)

Принципы права, его отдельных 
отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией.

Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений.

Субъективность принципов права 
определяется тем, что они формируются 
людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

Отличительной особенностью принципов 
уголовно-исполнительного права 
является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное 
положение предполагает иключение 
из него, то оно перестает быть принципом и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.

Принципы права принято делить на общеправовые, межотраслевые и 
отраслевые принципы. Общеотраслевые присущи всем отраслям права, отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность.

Принципы права существуют независимо от того, отражены они прямо в 
статьях закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании.

Но закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и едимому применению норм данного законодательного акта.

  1. В ст. 8 УИК закреплена система принципов 
    уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят:
  2. принцип законности,
  3. принцип гуманизма,
  4. принцип демократизма,
  5. принцип равенства осужденных перед 
    законом,
  6. принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
  7. принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления 
    осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
  8. принцип соединения наказания с 
    исправительным воздействием.

Анализ перечисленных принципов 
показывает, что в них находят 
выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности.

Система принципов уголовно-исполнительного 
права отражает принципы обращения 
с осужденными, которые зафиксированы 
в соответствующих международных 
актах.

Прежде всего это относится 
к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году.

Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности.

Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания ).

Система принципов уголовно-исполнительного 
права базируется на Конституции 
Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь — определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

Принципы данной отрасли законодательства не только декларированы. Они предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативных правовых актов, которые действуют в этой сфере.

К числу общеправовых принципов 
этой отрасли права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм, равенство 
осужденных перед законом.

К межотраслевым — дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым — рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности

Принцип законности — конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере.

Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного 
права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах 
о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст.

10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных…”.

В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Источник: https://www.freepapers.ru/50/predmet-metody-i-principy-ugolovnoispolnitelnogo/233960.1602954.list1.html

Читать

Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

  • Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:
  • • установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;
  • • порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;
  • • применение средств исправления осужденных:
  • • организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • • участие в исправлении осужденных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан;
  • • порядок освобождения от наказания.

• порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных.

Достижение этой цели косвенно влияет и на эффективность общего и частного предупреждения совершения преступлений (как осужденными, так и иными лицами).

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации являются задачами уголовно-исполнительного права.

Согласно уголовному закону наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда, и она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления.

Это положение предопределяет и основной метод правового регулирования отношений при исполнении наказаний, а именно императивный метод, метод власти – подчинения, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Осужденному по приговору суда (т. е. принудительно) определяются порядок и условия отбывания наказания, т. е.

степень ограничений в возможности удовлетворения тех или иных потребностей, устанавливается особый порядок реализации его законных прав и интересов.

  1. Кроме того, в качестве собственных методов уголовно-исполнительного права широко применяются методы:
  2. • разъяснительно-обязывающий:
  3. • предполагающий включение осужденных в общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение;
  4. • участия в ограниченном самоуправлении, общественной работе;
  5. • поощрения и развития полезной инициативы;
  6. • сотрудничества.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Впервые в истории российского законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний принципы уголовно-исполнительного права нашли отражение в законодательстве – ст. 8 УИК РФ.

Законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным воздействием.

Принцип приоритета цели исправления осужденных при исполнении уголовных наказаний. Уголовно-исполнительное законодательство в качестве целей исполнения наказания закрепляет исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Принцип сочетания государственно-правовых мер воздействия и самодеятельных начал.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ предусматривает широкий комплекс мер исправительного воздействия на осужденных с целью их исправления и в то же время представляет возможность развития и использования для этого самодеятельных начал общественности, различных творческих организаций, представителей религиозных конфессий.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием иногда называется принципом обеспечения возможности исправления каждого лица, совершившего преступление. Однако необходимо ориентировать персонал исправительных учреждений на проведение исправительной работы с каждым осужденным.

Исправительное воздействие – это широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

Поэтому принцип рационального применения средств принуждения и исправления реализуется в первую очередь в единстве правового, трудового и нравственного воспитания осужденных.

А также конкретно выражает индивидуализацию исполнения наказания, принципов «экономии» репрессии, обеспечивает максимальное сочетание и использование мер убеждения и принуждения.

Принцип развития полезной инициативы и самодеятельности осужденных состоит в требовании осуществления воспитательного воздействия в коллективе осужденных, а также их самовоспитания.

Принцип стимулирования правопослушного поведения проявляется в применении поощрительных мер, особенно при изменении условий содержания осужденных преимущественно в лучшую сторону, в частности при переводе осужденных на облегченные (льготные) условия содержания.

Принцип системности и преемственности исправительного воздействия. В современных условиях, когда закон предусматривает возможность содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения в различных условиях, важно обеспечить преемственность исправительного воздействия при изменении прежних условий.

Все принципы уголовно-исполнительного права составляют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи, во многом дополняют друг друга. Их реализация на практике должна носить комплексный характер.

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.

Источниками права являются официальные документы (нормативные правовые акты) компетентных органов, в которых содержатся юридические нормы, на основе и в соответствии с которыми формируется и развивается соответствующая отрасль права.

Основной источник для всех отраслей права, в том числе и уголовно-исполнительного, – Конституция РФ. которая является юридической основой текущего законодательства, обладает высшей юридической силой.

Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основной источник – федеральные законы РФ. В их числе Уголовно-исполнительный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 июля 1997 г. В нем определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его принципы, структура и содержание.

Система учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросы, связанные с исполнением этого вида наказания, закреплены в Законе РФ 1993 г «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Для реализации своих конституционных прав Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распоряжения. В определении перспектив развития уголовно-исполнительной системы важное значение имеют указы Президента РФ 1997 г.

№ 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», 1998 г.

№ 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в государстве посредством издания соответствующих постановлений и распоряжений обязательных к исполнению на всей территории РФ Утверждено Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» конкретизируются положения ст. 99 УИК.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=285133&p=1

Ссылка на основную публикацию